Рубрикатор |
Блоги | Александра КРЫЛОВА |
Мобильный ритейл расстается с независимостью
12 января 2009 |
До недавних пор российский рынок сотовой связи отличался от зарубежного активностью мобильных ритейлеров. Именно в их салонах-магазинах, а вовсе не в офисах продаж сотовых операторов (как это происходит во всем мире) россияне в большинстве своем и становились пользователями мобильной связи, приобретая телефоны и sim-карты. И надо сказать, что операторам сотрудничество с ритейлерами по агентской схеме было выгодным. Еще бы. Получив в пользование разветвленный канал продаж, уходящий далеко, вглубь российских регионов, они и экономили на развитии там собственных торговых точек, и не брали на себя риски, связанные с его расширением и обеспечением его рентабельности.
Все изменилось с запуском в коммерческую эксплуатацию первых сетей 3G, когда операторы осознали необходимость активизировать продажи услуги мобильного доступа в Интернет. А надо сказать, что с этой задачей мобильные ритейлеры справлялись не слишком хорошо. По оценке А. Прохорова, руководителя коммерческого отдела компании «Эльдорадо-Связь», приведенной им на конференции«3G связь, технологии, маркетинг 2008», доля доходов от продаж услуги мобильного доступа в Интернет в общей структуре доходов розничных сетей сегодня – десятые доли процента. (По мере запуска новых сетей 3-го поколения, к концу 2010 года, считает А. Прохоров, она может вырасти - до 3-5%).
Кроме того, при продвижении услуг 3G в разных городах страны операторам важно обеспечить себе «место для маневра», прежде всего возможность экспериментировать с ценами на новые услуги, а для этого также требуется более тесное взаимодействие с ритейлерами.
Первым на этот путь вступил «ВымпелКом», который приобрел 50% -1 акция «Евросети». А за ним МТС договорился сначала с «Беталинком» о переводе салонов этого ритейлера под бренд МТС, затем на рынке заговорили о возможном переводе розничных продаж МТС под управление компании «Связной». Вчера вот в «Коммерсанте» написали о том, что «своего» ритейлера в лице компании «Цифроград» может обрести и «МегаФон».
Таким образом, крупнейшие игроки рынка мобильного ритейла, внесшие весомый вклад в достижение нынешнего уровня проникновения сотовой связи в России, сегодня либо уже поступились, либо готовы поступиться своей независимостью в пользу операторов «большой тройки». Уход «независимой специализированной розницы» имеет и "минусы", и "плюсы".
В числе возможных негативных последствий некоторые участники рынка называют уменьшение количества салонов сотовой связи на 20-30%. А. Прохоров менее оптимистичен: по его мнению, «под сокращение», как нерентабельные, могут подпасть до 50% магазинов крупных сотовых ритейлеров. Действительно, зачем оператору несколько точек продаж в пределах одной остановки, часть из которых, к тому же, не приносит прибыли? Очевидно, что со временем операторы «большой тройки» будут всячески мотивировать своих абонентов обращаться за подключением новой услуги или новым тарифным планом к «своим» ритейлерам. Так что абонентам придется тратить на их поиски больше времени.
Есть опасение, что погоня за увеличением продаж в сетях мобильного ритейла услуг приведет к сужению их ассортимента абонентских устройств, особенно тех, которые не предназначены для работы в сетях 3G и стоят недорого.
Что касается «плюсов» от утраты независимости мобильными розничными сетями, то они пока с наибольшей очевидностью просматриваются для операторов «большой тройки» и для ритейлеров. Первые получат больше возможностей для предложения абонентам своих новых услуг, в т.ч. и 3-го поколения, новых тарифных планов и «заточенных» под них абонентских устройств – тех же 3G- модемов «в своих» салонах сотовой связи, а позднее, возможно, и субсидированных ими 3G-устройств. Вторые – средства, необходимые для выживания в условиях мирового финансового кризиса.
Какие последствия - со знаком «плюс» или со знаком «минус» - скорее почувствуем на себе мы, абоненты и покупатели? Для меня этот вопрос пока остается открытым.
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу