К вопросу о Наум Семёныче...
|
27 июня 2008 |
|
В последние дни в отраслевых (и не только) СМИ активно обсуждается вопрос о возможном назначении заместителем Министра связи и коммуникаций Наума Семеновича Мардера. Прикидываются шансы, обсуждаются другие кандидатуры... Но не об этом я сейчас хочу написать, хотя, проработав вместе с этим человеком 8 с лишним лет, отношусь к нему с огромным уважением. Естественно, поскольку о минсвязевских чиновниках 90-х многие подзабыли, даже из тех, кто помнил, а бОльшей части населения их фамилии ничего не говорят по определению (и это, согласитесь, вполне естественно. Высокопоставленный чиновник - не шоумен и задачи он решает другие), то журналисты и комментаторы напоминают читателям о том, кто такой Н.С.Мардер и чем он знаменит. Вот именно этот момент меня лично очень неприятно задел и не могу удержаться, чтобы это не прокомментировать. Во всех заметках и статьях про ожидаемые назначения в Минкомсвязи про Н.С.Мардера говорится о том, что он в свое время ведал выдачей лицензий, раздачей частот, а также знаменит скандальной выдачей Вымпелкому частот для GSM-900 за две недели то ли до его, Н.С.Мардера, то ли его начальника-министра, переназначения. Вот про это и хочется высказаться. Во-первых, Н.С.Мардер НИКОГДА не был человеком, принимающим решения о выдаче частот кому бы то ни было. Точно знаю это, поскольку сам работал в те годы в Министерстве и знаю распределение обязанностей заместителей министра/председателя Госкомитета. Теперь про выдачу частот Вымпелкому. Поскольку частотами Наум Семенович не ведал, то такого решения он не принимал и не мог принять. На самом деле, он, как председатель лицензионной комиссии, подписал решение, по которому Вымпелкому получил лицензию на сотовую связь стандарта GSM в диапазонах 900 и 1800 МГц. Сами частоты оператор получал потом, что называется, установленным порядком. Я не хочу обсуждать мотивы, по которым руководство Госкомсвязи приняло такое решение. Зная, как все это работало, я абсолютно уверен, что это было не личное решение Н.С.Мардера, а именно решение руководства госкомитета. В обсуждениях этой конкретной темы я тогда не участвовал (отвечал за другие проблемы), но механику принятия решений, как мне кажется, представляю неплохо. Я предлагаю на секундочку вспомнить другое. На самом начальном этапе развития сотовой связи в стране было принято решение о политике "конкуренции стандартов". Т.е., в России развиваются два федеральных стандарта сотовой связи (европейские NMT-450, GSM-900/1800) и один региональный (американский AMPS/DAMPS-800), причем в каждом регионе в одном стандарте работает только один оператор. Несколько отличается от сегодняшней картины, не так ли? И то решение, которое было в 1999 г. (если не ошибаюсь) принято по Вымпелкому, и под которым подписался Н.С.Мардер, приняв на себя ответственность за него и все его последствия, было неоднозначным, именно потому, что оно МЕНЯЛО МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ РЫНКА. Появлялась конкуренция внутри одного стандарта. Нормальная, реальная, истинно рыночная конкуренция. Именно эта конкуренция стала основой и двигателем взрывного развития рынка сотовой связи в стране, базой для тех успехов, которыми мы сначала гордились, а теперь к которым привыкли, вроде как это всегда так было... Так вот, не всегда. Совсем недавно все было совсем иначе. И не прими А.Е.Крупнов и Н.С.Мардер тогда это решение, точно не было бы у нас активных SIM-карт больше, чем жителей. Модель "конкуренции стандартов" оказалась не слишком перспективной и существенно ограничивала развитие мобильной связи. Выснилось это, правда, не сразу. Но отказываться от нее было нужно в любом случае. И, говоря о событиях того времени, если по-честному, надо было бы не только говорить о том, что "Н.С.Мардер принял неожиданное решение" с тонким намеком на коррупционные мотивы (оставим этот намек на совести авторов этих писаний), но и упомянуть о последствиях этого решения. А последствия, как я уже говорил, неплохие - взрывной рост отрасли и вполне достойное и для развитых стран более, чем 100%-ное проникновение сотовой связи не только в стране в среднем, но и в большинстве регионов. Когда об этом пишут так, как мы это видим, журналисты - у меня вопросов нет. Мозги журналиста очень часто заточены на "жареные факты", и ничто другое там не удерживается. Работа такая, не вопрос... А когда в том же духе высказался человек, гордо именующий себя "аналитиком" - стало неприятно. Раз аналитик - то знай фактуру и анализируй ее, прежде чем рот открывать....
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Мне Н.С.Мардер знаком исключительно как автор многих публикаций в печатной прессе, а также создатель ряда замечательных монографий. Очень признателен Науму Семеновичу, во-первых, за научную глубину его работ и прекрасный стиль изложения. Даже человеку по роду профессиональной деятельности не знакомому "на ты"с теорией телетрафика, а также другими сопряженными областями науки, его идеи понятны, а сами работы дают колоссальную пищу для размышлений. Во-вторых, позиция, занятая Н.С.Мардером в вопросах отечественного нормативного регулирования телекоммуникаций лично у меня, специализирующегос в области права, вызывает самое глубокое уважение и полную поддержку.
Думаю. что "аналитикам", описанным выше, не удастся навести тень на доброе имя и личность Наума Семеновича. Масштаб личности не тот :)
По вопросу о частотах - в 99-м Министерство (в смысле - ГКРЧ) для GSM-900 вообще частот не выдавало. Тогда действовало так называемое "обобщенное" решение ГКРЧ, согласно которому оператор, имеющий лицензию, должен был обращаться за номиналами частот в Главгоссвязьнадзор (прообраз сегодняшнего ФГУП "ГРЧЦ".
По вопросу об аналитике. Указанный "аналитик" не так давно в нескольких местах, азмахивая учебником по радиотехнике 1959 года издания. публично возвещал о том, что "радиочастотного спектра вообще не существует. Это все - "множество взаимно-ортогональных функций" и поэтому регулировать тут нечего." Конец цитаты.