Рубрикатор |
Блоги | Алексей РОКОТЯН |
Конференция "Фиксированная связь"
28 мая 2008 |
Первое впечатление, сугубо индивидуальное, – как непросто было пролезть на это мероприятие в состав докладчиков. Если бы не проявил изрядной настойчивости, ничего бы не получилось. Похоже, что организаторы конференции ориентированы на узкий круг штатных "newsmaker-ов" из гос. органов и наиболее крупных компаний, о которых чаще всего пишет газета. С одной стороны, это логично, но с другой, как мне кажется, такой отбор ощутимо обедняет программу конференции. Хотя, надо отдать должное мероприятию этого года, кроме меня из представителей "не-грандов" выступал и А.Семериков из "ЭР-Телекома", и Н.Репин из "Электро-Кома", одну из сессий вел П.Гореньков из "ГАРС Телекома". Так что тут, видимо, сошлись два впечатления – как сам пробивался в докладчики, и что в результате получилось с программой. Судя по всему, организаторы пытаются завлечь прежде всего "крупняк", а в зависимости от того, какие остались "дырки", затыкают их "мелочевкой", кто понастойчивей. Ничего страшного, все нормально, так и должно быть, просто занятное такое впечатление о конференц-кухне.
Второе впечатление связано с выступлением одного из известных финансовых аналитиков, занимающихся телекоммуникациями. На мой взгляд (наверняка субъективный) это было одно из самых неинтересных выступлений на конференции. Отрасль штормит, меняются бизнес-модели, все кипит и булькает... В этих условиях анализ, построенный на "продолжении наметившихся трендов", "стоимости абонента" (при покупке компании), "динамики капитализации" и прочих сугубо денежных аспектах выглядит как-то суховато и, скорее всего, не очень убедительно. Впрочем, и автор это также не мог не понимать, судя по огромному количеству оговорок, которое он сделал. Ничего плохого не могу сказать, финансовый анализ, безусловно, нужен. Но, помимо него, особенно сейчас, когда отрасль находится на переломе, нужно учитывать и другие факторы. Как мне кажется, наше увлечение чисто финансовыми аспектами, капитализацией, котировками и прочим, несколько чрезмерно. И к анализу биржевых показателей, судя по состоянию мировых фондовых рынков, нужно относиться с определенным юмором.
Третье впечатление связано с явно прослеживающейся инертностью мышления. И за собой это замечаю, и у других наблюдаю. Мы очень много, наверное, слишком много внимания уделяем технологиям. Такое решение, сякое решение... Не об этом, мне кажется, сейчас нужно говорить в первую очередь. Сейчас на первый план выходят вопросы организации бизнеса. Не то, какую бы еще железку впендюрить, а то, как сохранить (трансформируя!) тот бизнес, который есть, и придумать что-то новое. А потом еще понять, каким именно клиентам это "новое" нужно и убедить их, клиентов, как это сейчас модно говорить, проголосовать за это "новое" рублем. И говорить об этом надо, мне кажется, с учетом того самого "сдвига парадигмы", о котором пишу последние годы. "Железяки" в этом процессе вторичны. Пока же я вижу продолжающийся прессинг производителей, многие из которых весьма активно впихивают в нашу операторскую жизнь недостантартизированные и недодуманные решения, исходящие, к тому же из несовременной логики организации бизнеса.
Все крупные отрасли в мире давно научились работать в условиях разделения труда в цепочке создания потребительской ценности. Один копает руду, другой варит сталь, третий конструирует, четвертый производит, пятый занимается оптовой дистрибуцией, шестой – розницей, седьмой – сервисом... В кажом из этих этапов - своя внутренняя нарезка и специализация (готовое изделие – комплектующие, техническое конструирование – внешний дизайн и т.п.). И только у нас в телекоме эта цепочка носит вырожденный, по сути, характер. Поставщик "железа" – оператор – пользователь. И где-то сбоку крутятся провайдеры и агрегаторы. Среди которых есть, правда, "скромные" ребяты типа Google, которые то ли прямо сейчас все скупят, то ли чуть погодя... Не могу не повториться (уже писал об этом в ИКС) – нам нужно "расшить" цепочку создания ценности в современную сеть специализированных бизнесов, освоить логистику услуг. А технические решения (как инструмент для создания составных частей продукта, покупаемого пользователем, не более того) должны учитывать эту изменившуюся структуру бизнеса. В конце концов, разработчик авомобильной коробки передач понимает свое место в производственном процессе и не пытается убедить, что именно в его усилиях заключено клиентское счастье. Часть счастья – да, но не более того. Покупают же автомобиль целиком... Вот и у нас все больше покупают пакет услуг.
И с этим связано четвертое впечатление от конференции. Все-таки, сдвиг операторского сознания происходит. Несмотря на "отмеченные выше отдельные недостатки", понимание того, что работать надо иначе, чем раньше, начинает овладевать массами. Маркетинговые соображения, их влияние на планы развития операторов связи, становятся видными невооруженным глазом. Разница с ситуацией двух-трех летней давности, разительная. Слова "продукт", "пакетное предложение", "сегментация", "нишевое предложение", "неценовая конкуренция" перестали быть исключением и достаточно прочно входят в обиход.
Конечно, хотелось бы, чтобы это все происходило быстрее, чтобы регулирование позволяло бы реализовывать маркетинговые механизмы не "вопреки" нормативным документам (как обойти запрет, явный или неявный, чтобы сделать что-то полезное, мы уже здорово научились), а естественным образом...
Но происходящее показывает, что массивный "корабль" отрасли начал разворачиваться к настоящему рынку. Стала видна тенденция перехода от "рынка производителя" к "рынку потребителя" . И наметилась перспектива реального движения в этом направлении.
И именно в этом, как мне показалось, и состоит самый важный итог прошедшей вчера конференции под названием "Фиксированная связь: Тенденции и перспективы".
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу