Рубрикатор |
Блоги | Алексей РОКОТЯН |
MVNO
04 апреля 2008 |
В связи с этим сообщением возникло желание коротко изложить свой взгляд на эту тему. Тем более, что в своих последних статьях (В ИКСе, где ж еще? :-))) я пишу о том, что бизнес-модель виртуального оператора (не обязательно мобильного, фиксированная связь тоже там же) - это есть самая перспективная бизнес-модель для персонализации сервиса и охвата отдельных сегментов рынка.
Это все так. И зарубежный опыт говорит о том же.
Но при этом нужно учитывать следующие совершенно обязательные, на мой взгляд, условия, необходимые именно для развития бизнес-модели виртуального оператора:
1. Острая конкуренция в массовых сегментах, существенная стоимость продаж, абонентского обслуживания и привлечения новых пользователей. Все это делает для инфраструктурного оператора экономически выгодной оптовую продажу трафика. Да, при этом сокращается маржа и теряется непосредственный контакт с клиентом, но идет ОЩУТИМЫЙ выигрыш в затратах – за счет себестоимости продаж и обслуживания.
2. На рынке должен быть переизбыток сетевой инфраструктуры, такой, чтобы создать у ее владельцев озабоченность с точки зрения ее загрузки и понимание, что в одиночку эту сеть трафиком загрузить может и не получиться.
3. Законодательство должно поддерживать гибкость маркетинговых механизмов. Оптовая купля-продажа услуг, отсутствие необходимости в наличии сети для заключения договора с клиентом, возможность комбинировать самые различные сервисы и продавать их единым пакетом в рамках одного договора и под одним брендом – все эти штуки должны быть совершенно легальны и не вызывать никаких регуляторных рисков.
4. Воля регулирующих органов помогать внедрению соответствующей бизнес-модели. Оптовую продажу трафика виртуальному оператору по справедливым рыночным оптовым ценам хорошо бы вменить в обязанность владельцам сетевой инфраструктуры – аналогично обязанности присоединять другие сети связи. Эта штука поможет преодолеть консерватизм и субъективный фактор у владельцев сетей.
Только когда все эти «звезды на небе» сойдутся в соответствующую конфигурацию, бизнес-модель станет не просто "перспективной "или "выгодной потенциально". Появятся реальные и весомые стимулы в ее внедрении. Рыночные и регуляторные. Именно так, если я правильно понимаю ситуацию, внедрялась модель MVNO в тех странах, в которых она успешно живет и развивается.
Давайте попробуем ответить самим себе на вопрос – есть ли у нас сейчас живьем все эти четыре вышеуказанных условия? Нету. Ни одного нету. И одними внутренними документами Мининформсвязи (как это предполагает «Народный мобильный телефон») в нашем случае не обойдешься. Нужно менять законодательство, прежде всего принципиальные подходы к лицензированию. А это – ФЗ «О связи» и 87-е постановление Правительства. А потом уже акты Министерства. И рыночная ситуация должна поменяться. И сети расшириться.
Вот по этим самым причинам я и сомневаюсь в перспективе бизнес-модели MVNO в России в настоящий момент. Весьма и весьма сомневаюсь. Не дорос еще рынок до этого. Но это – мое личное (персональное, экспертное) мнение.
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Я же наваял сей пост ради того, чтобы подчеркнуть: кроме этого фактора (даже и не буду спорить, определяющий он, или нет. Как минимум, он крайне существенный), есть и другие, причем достаточно объективные. И они тоже пока не играют в сторону этой бизнес-модели.
Что есть весьма обидно, поскольку "виртуальный оператор" - одна из самых перспективных бизнес-моделей для инфокоммуникационного рынка. Но, "се ля ви". Недоросли пока. Но дорастаем....