Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Михаил ГРИГОРЬЕВ  26 октября 2018

Как телеканалы считают онлайн-аудиторию

Телеканалы активно переходят в онлайн: их можно смотреть на официальных сайтах и в стриминговых видеосервисах. С появлением отдельных версий телеканалов для интернет-вещания их захотели монетизировать, для чего потребовались телеизмерения. Об особенностях и перспективах измерения телесмотрения в Интернете «Теле-Спутник» попросил рассказать экспертов.

От дневников к пиплметрам

Описывая различия технологий измерения телесмотрения, директор департамента специальных проектов OOO «Агентство 2» Денис Белослюдов напомнил, что все методики измерения телесмотрения в линейном вещании сводятся к выборочному методу — исследованию аудитории с помощью ее небольшой части. «Линейное вещание одностороннее, и нельзя узнать, что смотрел каждый зритель, поэтому замеряется поведение выборки, которое при условии соблюдения стандартов качества исследования с достаточной точностью совпадает с предпочтениями всей аудитории», — объяснил он. Денис Белослюдов напомнил, что прежде для сбора данных о линейном просмотре применялись дневники, в которых участники исследования записывали, когда и какие каналы они смотрели. Этот метод не требователен к оборудованию, любой зритель может быть включен в выборку, однако он недостаточно надежный, потому что полностью полагается на дисциплину зрителей. Затем появились «пиплметры» (англ. peoplemeter) — электронные приборы, с помощью которых зрители отмечают только начало и окончание просмотра телевизора, а время и каналы оборудование определяет само. По его словам, для измерения аудитории спутникового телевидения «Триколор» «Агентство 2» использует специальное пиплметрическое ПО, которое устанавливается на приемник, передающий сигнал телевизору, и от участников исследования требуется только нажать кнопку на пульте. Аналогичный способ применяет компания Mediascope — отдельный прибор «слушает» телевизор и определяет контент по аудиометкам.

Преимущество пиплметрии в том, что известна вся социально-демографическая информация об участниках исследования и качество данных тщательно отслеживается, что позволяет предоставлять надежные показатели объемов аудитории, утверждает Денис Белослюдов. А вот измерение линейного вещания нишевого контента выборочным методом неэффективно, так как среди участников исследования может быть недостаточно зрителей, предпочитающих тематические каналы. «В любом случае фактическая информация о просмотре каждым человеком из всей аудитории предпочтительнее, потому что она оставляет меньше пространства для интерпретации, а следовательно, искажений», — добавил он.

Как рассказал генеральный директор компании MediaHills Андрей Бояринов, принципы телеизмерений были разработаны много десятилетий назад и они универсальны. Меняется только способ сбора данных — изначально это были дневники телезрителей, опросы, пиплметры, сегодня сбор данных с операторов связи и сайтов. «Основная идея корректных измерений заключается в формировании репрезентативной панели, — объясняет он, — например, если пенсионеров, просматривающих ТВ, через Интернет 10%, то и в измеряемой панели их должно быть 10%. В противном случае получаются смещенные результаты». Андрей Бояринов убежден, что поэтому никакой принципиальной разницы между измерениями в различных средах нет — важно не отбрасывать достижения науки за последние полвека, а уметь их использовать. Он привел в пример часы, которые бывают песочные, механические и электронные, но все они измеряют время, и создатели электронных часов мудро решили оставить 60 минут в часе, а не сделать 100.

Специфика интернет-среды

Директор аналитического центра «Сигнал Медиа» Мария Каменская напомнила, что отличия измерения телесмотрения в Интернете произрастают из специфики самой среды, ведь каждое измерение должно учитывать характерные особенности исследуемого объекта. По ее словам, существуют разные технологии измерения аудитории видео в Интернете, начиная от классических счетчиков на страницах сайтов и заканчивая Virtual Meter — программным аналогом пиплметров, разработанным компанией Kantar Media. Именно эту методику развивает Mediascope, но она охватывает пока лишь ограниченную часть транслируемого в интернет-среде телевизионного контента. Мария Каменская добавила, что во многом это вопрос платежеспособного спроса индустрии.

Описывая технологию Virtual Meter, директор аналитического центра «Сигнал Медиа» рассказала, что на десктопы и ноутбуки участников панельного исследования устанавливается специальный софт, который фиксирует звуковой ряд, подаваемый на устройство в момент работы в Интернете, — по аналогии с тем, как пиплметр фиксирует звуковой ряд, подаваемый на телевизор. При этом обладатели ПО Virtual Meter так же, как и обладатели пиплметров, перед началом просмотра видеоконтента регистрируются, нажимая свою именную кнопку в специальном окне в углу экрана. Тем самым Virtual Meter знает, кто именно смотрел видео и запоминает звуковой ряд просматривавшегося контента, а далее передает информацию на серверы исследовательской компании. Параллельно компания-измеритель записывает аудиореференсы — образцы звуковых рядов телеканалов. И далее на основе сверки информации с «виртуалметров» с аудиореференсами каналов происходит распознавание, какой именно контент в какой момент времени просматривался каждым из участников исследования. По сути, точно так же работают пиплметровые измерения.

Михаил Григорьев, редактор направления, «Телеспутник»

Полная версия статьи опубликована на портале target="_blank">Telesputnik.ru
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!