Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 12 2012
Лилия ПАВЛОВА  11 декабря 2012

Государство и бизнес. Единство и борьба

Отношения государства и бизнеса никогда и нигде в мире не были безоблачными, констатируют экономисты и политологи. Определенный элемент противостояния заложен в них самой природой власти и бизнеса. В то же время эти две сущности неразрывно связаны. Кем они друг другу приходятся – партнерами? оппонентами? сиамскими близнецами?

Ведущая темы Лилия ПАВЛОВАОтношения государства и бизнеса никогда и нигде в мире не были безоблачными, констатируют экономисты и политологи. Определенный элемент противостояния заложен в них самой природой власти и бизнеса. В то же время эти две сущности неразрывно связаны. Кем они друг другу приходятся – партнерами? оппонентами? сиамскими близнецами?

В России, как отмечают эксперты в области экономики, уже произошло срастание крупного капитала и власти; компании с государственным участием получают ведущие госзаказы, время от времени будоража общественность коррупционными скандалами. Процесс формирования корпоративной экономики набрал сильную инерцию – и остановить его может лишь совокупное воздействие многих факторов, внутренних и внешних, экономических, политических, социальных, которые едва ли сформируются в обозримом будущем. Что же делать бизнесу, созданному без прямого государственного участия?

Характерно, что по данным опроса ВЦИОМ, проведенного среди 1,2 тыс. российских предпринимателей (в том числе владельцев и топ-менеджеров частных компаний связи), лишь единицы процентов респондентов считают, что государство относится к бизнесу как к партнеру. Больше половины уверены, что бизнес для власти – только тугой кошелек. Тем не менее именно государство устанавливает для бизнеса правила игры – и главные ожидания предпринимателей связаны с созданием эффективных законодательных условий деятельности бизнеса и их справедливым применением, с поддержанием здоровой конкурентной среды.

Хочется верить, что вопреки прогнозам экономистов эти ожидания не останутся лишь в архивах опросников ВЦИОМ – в частности, для бизнеса отрасли ИКТ, где конкурентная среда уже существует, где законодательная база все же развивается (хотя и не поспевает за развитием технологий), где созданы многочисленные площадки для диалога с государством, где появились примеры государственно-частного партнерства. Главное же, чего ждет отраслевой бизнес от государства, – последовательность в решениях и действиях. Это далеко не всегда получается. Об этом – тема номера.

Фокус                32 Ягодные места государства и бизнеса

Проекты           36 ТВ-техника на господдержке

Ракурс              42 Зависшая платформа

Сценарий        46 Партнерство космического масштаба

Подробности 48 Госзаказ из раза в раз

Модель           49 Как государство лоббирует бизнес

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!