Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 12 2012 |
Лилия ПАВЛОВА  | 11 декабря 2012 |
Государство и бизнес. Единство и борьба
Отношения государства и бизнеса никогда и нигде в мире не были безоблачными, констатируют экономисты и политологи. Определенный элемент противостояния заложен в них самой природой власти и бизнеса. В то же время эти две сущности неразрывно связаны. Кем они друг другу приходятся – партнерами? оппонентами? сиамскими близнецами?
Отношения государства и бизнеса никогда и нигде в мире не были безоблачными, констатируют экономисты и политологи. Определенный элемент противостояния заложен в них самой природой власти и бизнеса. В то же время эти две сущности неразрывно связаны. Кем они друг другу приходятся – партнерами? оппонентами? сиамскими близнецами?
В России, как отмечают эксперты в области экономики, уже произошло срастание крупного капитала и власти; компании с государственным участием получают ведущие госзаказы, время от времени будоража общественность коррупционными скандалами. Процесс формирования корпоративной экономики набрал сильную инерцию – и остановить его может лишь совокупное воздействие многих факторов, внутренних и внешних, экономических, политических, социальных, которые едва ли сформируются в обозримом будущем. Что же делать бизнесу, созданному без прямого государственного участия?
Характерно, что по данным опроса ВЦИОМ, проведенного среди 1,2 тыс. российских предпринимателей (в том числе владельцев и топ-менеджеров частных компаний связи), лишь единицы процентов респондентов считают, что государство относится к бизнесу как к партнеру. Больше половины уверены, что бизнес для власти – только тугой кошелек. Тем не менее именно государство устанавливает для бизнеса правила игры – и главные ожидания предпринимателей связаны с созданием эффективных законодательных условий деятельности бизнеса и их справедливым применением, с поддержанием здоровой конкурентной среды.
Хочется верить, что вопреки прогнозам экономистов эти ожидания не останутся лишь в архивах опросников ВЦИОМ – в частности, для бизнеса отрасли ИКТ, где конкурентная среда уже существует, где законодательная база все же развивается (хотя и не поспевает за развитием технологий), где созданы многочисленные площадки для диалога с государством, где появились примеры государственно-частного партнерства. Главное же, чего ждет отраслевой бизнес от государства, – последовательность в решениях и действиях. Это далеко не всегда получается. Об этом – тема номера.
Фокус 32 Ягодные места государства и бизнеса
Проекты 36 ТВ-техника на господдержке
Ракурс 42 Зависшая платформа
Сценарий 46 Партнерство космического масштаба
Подробности 48 Госзаказ из раза в раз
Модель 49 Как государство лоббирует бизнес