Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 04 2013 |
Лилия ПАВЛОВА  | 09 апреля 2013 |
Эксплуатация – XXI. Крепкий OPEX
В дорыночную эпоху, когда не было операторского бизнеса, а была хозяйственная деятельность эксплуатационных предприятий связи, их первостепенная задача, по определению, состояла именно в эксплуатации сетей, причем нацеленной на соответствие отраслевым нормативам качества. За отклонения виновных наказывали рублем, к ним применяли административные санкции. Эти времена помнят связисты старшего поколения.
Фокус | Как эксплуатируется в XXI веке |
Ракурс | Качество услуг будет на госконтроле |
Дискуссионный клуб «ИКС» | Кто в ответе за качество |
Подробности |
Равновесие эксплуатационных кадров |
Модель |
BOSS для «Ростелекома» |
Проекты | Что будет после новостройки |
Сегодня качество услуг регулируют сами операторы и наказаний «сверху» за их нарушения не несут. Разве что пару месяцев назад профильное министерство встрепенулось после публичного упрека премьер-министра в плохом качестве мобильной связи в Москве. Впрочем, возможно, уже в нынешнем году отраслевые нормативы качества услуг будут приняты; кроме того, как сообщают представители Минкомсвязи, раздел о качестве планируется внести в новую редакцию закона «О связи».
Рынок изменил саму парадигму операторской деятельности, поставив во главу угла не качество услуги, а прибыль компании. Добрых полтора десятка лет операторы фокусировались на финансах, маркетинге, продаже услуг, а эксплуатация превращалась из ключевой функции во вспомогательную. Соответственно, если требовалось сократить затраты, то урезали именно операционные расходы (OPEX), к которым относится и эксплуатация. Но это не может продолжаться бесконечно: сбои в эксплуатационных процессах неизбежно скажутся на качестве сервисов, и неудовлетворенный абонент может просто сменить поставщика услуг. Иначе говоря, бизнес оператора зависит от качества сервисов, а качество – от процессов эксплуатации. На новом витке развития отрасли эксплуатация возвращает свои позиции, с упором уже на повышение эффективности за счет автоматизации процессов, централизации управления и мониторинга сетей, использования аутсорсинга. Чтобы сократить OPEX, нужны немалые инвестиции в автоматизированные системы, в квалифицированные кадры, в новые знания.
Как операторы справляются с вызовами эксплуатации XXI века, какие тренды эксплуатационной перестройки выделяют, как контролируется качество услуг и кто его должен контролировать – в теме номера.