Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 01-02 2010 |
Светлана БЕЛОВА  | 28 января 2010 |
Доход с двух сторон
Сегодня в Интернете даже начинающий пользователь может сформировать набор интересных ему сервисов, поэтому все старания операторов удержать его с помощью стандартных пакетов услуг обречены на провал. В этом убеждены Светлана БЕЛОВА, гендиректор компании «Инвертика», и Ян СЛОКА, ее директор по маркетингу.
Для современного пользователя даже самой широкой подборки контента, которую операторы пытаются предлагать вместе с услугой доступа в Интернет, недостаточно. Пакетные предложения формируются для большой аудитории, иначе они экономически неэффективны, а сейчас все больше пользователей Всемирной паутины объединяются в небольшие нишевые сообщества, которым стандартным пакетом услуг не угодишь: они всегда будут искать свой, уникальный набор сервисов.И лучшее, что может предложить оператор своим абонентам, – максимум возможностей для выбора таких сервисов. Они должны легко находиться, быть доступными, присо-единяемыми к набору пользователя и стандартизованными.
В сущности, основная миссия оператора – делать то, что он хорошо умеет: обеспечивать каждому сервису нужное качество доставки, отлаживать интерфейсы на границе своей сети и сетей соседей, взаимодействовать с партнерами-поставщиками сервисов. К тому же как ос-новной держатель аудитории, находящийся с ней в дол-госрочных отношениях, он может доносить до нее информацию о сервисах и получать от нее данные о том, какие из них востребованы.
При этом, обеспечивая качественную доставку сервисов до потребителя, оператор вправе рассчитывать на получение дохода с обеих сторон: с пользователя – за доступ к сервису, а с сервис-провайдера – за качественную доставку.
Конечно, пока эту точку зрения разделяют далеко не все поставщики сервисов, но мы убеждены, что любой участник процесса доставки сервиса до пользователя должен получать компенсацию понесенных расходов. В пользу необходимости изменить порядок взаимодействия участников медийного и операторского рынков говорит и растущее недовольство правообладателей тем, как операторы предлагают их контент пользователям. За рубежом падение спроса на видеопродукцию на физических носителях заставляет их искать альтернативные каналы и способы продаж, вплоть до прямых продаж контента, и некоторые из них всерьез заявляют о своей готовности платить операторам за предоставление такой возможности.
Да и сами абоненты, из которых, по данным наших исследований, только 10–15% умеют пользоваться торрентами, готовы покупать видеоконтент при условии, что он будет стоить недорого и платить за него будет удобно.
На повестке дня стоит задача создать открытую распределенную сервисную платформу, прозрачную и справедливую для всех игроков, обеспечивающих процесс потребления медиаконтента конечным пользователем, своего рода медийный хаб, объединяющий участников контентного и операторского рынков. Распространение видеоконтента из единой общедоступной базы экономически целесообразно и для операторов, и для правообладателей, и для поставщика сервисов, и для потребителя.
Принципалом в этой схеме будет выступать правообладатель. Пользуясь платформой, он назначает цену на свой контент, в режиме реального времени управляет ценой и условиями продаж, а кроме того, получает статистику потребления. Оператору связи, который, как и провайдер платформы, является посредником, она позволит улучшить показатели возврата инвестиций в IPTV за счет участия в новой схеме распределения доходов. Его доля будет зависеть от коэффициента его полезности в этой цепочке. Если оператор связи готов взять на себя дополнительные функции: маркетинг, обслуживание абонентов, прием платежей, то, по нашим предварительным оценкам, она может составить 15–25%.
Возвращаясь к пакетированию сервисов, нельзя не упомянуть о его значении для крупных вертикальных холдингов, которые за счет объединения компаний достигают сокращения операционных расходов. Если такие холдинги правильно подойдут к пакетированию, то пакет услуг, в рамках которого могут быть реализованы все ключевые компетенции входящих в него компаний, будет действительно выгоднее продавать, чем отдельные услуги. Для этого им нужно, во-первых, выделить такие компетенции и создать на их основе элементарные сервисы, из которых будут составляться пакеты для конечного потребителя. Во-вторых, правильно выстроить интерфейсы между всеми участниками процесса. И, в-третьих, иметь на вооружении платформу, позволяющую быстро формировать из стандартизованных компонентов пакеты услуг, в данный момент актуальные для пользователя.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!