Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 1 2007 |
Надежда ВАЛЬКОВА  | 01 января 2007 |
Мобильный маркетинг в фармацевтическом бизнесе
Мобильный маркетинг – сравнительно новый, но уже доказавший свою эффективность вид маркетинговых коммуникаций. Он может использоваться для стимулирования сбыта, контроля работы trade-персонала, проведения исследований и других маркетинговых задач. Наиболее широко мобильный маркетинг распространен в сфере FMCG (товары повседневного спроса), однако может с успехом применяться и в других областях, в частности для продвижения фармацевтических средств, включая рецептурные препараты. Специфика маркетинга в фармацевтике в том, что девиз «Реклама – двигатель торговли» здесь не всегда этичен.
Специфика маркетинга в фармацевтикеМаркетинговая цель любой компании – продать нужный товар в нужных количествах в удобном для этого месте и в удобное время, по цене, которую может и готов заплатить потребитель. Однако в отличие, например, от маркетинга в сфере FMCG, инструментов для продвижения фармакологической продукции гораздо меньше. Дело в том, что в фармацевтическом бизнесе действуют как законодательные требования, так и этические нормы саморегулирования, сформулированные в Кодексе маркетинговой практики Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM).
В целом регулирование можно свести к следующим нормам:
- Запрет рекламы лекарственных средств и медицинской техники при отсутствии у субъекта разрешения на их производство и реализацию.
- Запрет на рекламу рецептурных лекарств и средств, для использования которых необходима специальная подготовка. Реклама разрешена только в специализированных изданиях.
- Запрет на рекламу рецептурных лекарств в СМИ.
- Сведения, сообщаемые в рекламе, должны соответствовать фармакологическим свойствам лекарств и требованиям государственных стандартов.
- Запрет на представление в рекламе лекарства как уникального, самого эффективного, наиболее безопасного, исключительного по отсутствию побочных эффектов.
- Запрет на введение потребителя в заблуждение относительно состава, происхождения, новизны и патентованности лекарства.
- Запрет на подрыв репутации производителей лекарственных средств.
- Запрет на подрыв веры в действие лекарственных средств.
- Запрет на создание впечатления ненужности медицинских консультаций.
- Запрет на создание ощущения гарантированности эффекта от приема лекарственного средства.
В режиме диалога
Рассмотрим механизм мобильной промокампании на примерепродвижения средств контрацепции. В уже выкупленные рекламные площади и время добавляется модуль о сервисе от бренда. Таким сервисом может быть:
- Контакт-центр. Функции: информирование потребителя о средствах контрацепции. Механика: для получения информации человеку необходимо зарегистрироваться, отправив SMS на номер ХХХХ. В ответ на мобильный телефон отправителя приходит SMS со ссылкой на WAP-сайт. Информация для участника (краткие сообщения об акциях, новой продукции; новости компании) может поступать как на мобильный телефон путем отправки SMS, так и на WAP-сайт (мобильная версия интернет-сайта). Фактически данный сервис будет являться совмещенным аналогом интернет-сайта и call-центра, но иметь при этом большие преимущества (короткий номер, возможность отправки SMS, создание базы мобильных контактов и т.д.).
- Мобильный журнал. Функции: информирование, развлечения (гороскоп, счетчик калорий и т.д.), консультации (к примеру, как поступить в случае, если пропущен прием препарата). Механика та же, что и в первом варианте, только предлагается скачать Java-приложение.
- «Напоминалка» от бренда. Потребитель, зарегистрировавшись с помощью SMS (а этой услугой, по данным ROMIR, пользуются 86% мобильных пользователей), в дальнейшем будет получать напоминания о необходимости приема контрацептивных средств. При этом стоимость SMS-сообщения можно привести в соответствие с тарифом оператора, что повысит привлекательность участия в программе.
Предоставляя потребителям удобный и бесплатный для них функциональный сервис, бренд одновременно входит в прямые контакты с покупателями и получает возможность впоследствии, без подключения иных носителей напоминать о себе, предлагать новые продукты, приглашать к участию в промоакциях.
Преимущества промокампаний
Здесь приведены только три варианта из множества возможных проектов мобильного маркетинга (event, BTL, ATL и др.), и все они подходят для продвижения фармацевтических средств. Почему?
Во-первых, фармацевтическая промокампания рекламирует не продукцию, а информационный сервис, что не противоречит запретам. Удобный (всегда под рукой!) информационный, а возможно – развлекательный, сервис от бренда повышает лояльность к последнему. При этом потребители вовлечены в интерактивную коммуникацию, имеют прямой двусторонний контакт с поставщиками информации.
Во-вторых, база данных целевой аудитории, полученная в результате проведения акций, может быть использована для решения других маркетинговых задач: проведения исследований, информирования о новых акциях, продвижения. Причем у потребителя всегда будет возможность отказаться от сервиса, а также от получения любой информации.
В-третьих, мобильный журнал постоянно напоминает о бренде, т.е. любое его использование потребителем можно считать рекламным контактом. Обновляя журнал 2–3 раза в неделю и затрачивая на его прочтение в среднем 5–10 минут, в месяц потребитель будет иметь 8–12 рекламных контактов общей продолжительностью рекламного эфира 40–120 минут.
К тому же промокампания – это всегда интересный информационный повод для PR-активности.
При использовании мобильного телефона эффективность мобильных промокампаний многократно возрастает: потребители сами инициируют контакт, т.е. самостоятельно принимают решение, хотят ли они, к примеру, получать рекламную информацию о фармацевтических препаратах; доступ к информации осуществляется в режиме офлайн; за каждый показ баннера пользователю начисляется некая сумма на сотовый счет. Кроме того, поскольку при подключении к информационным сервисам потребитель заполняет анкету, появляются гибкие возможности для таргетинга (выбора целевой аудитории) с учетом пола, возраста, наличия или отсутствия авто, удобного времени показа сообщения и т.п. Соответственно, в дальнейшем рекламные сообщения можно будет предоставлять только определенной целевой аудитории или тем лицам, которые, к примеру, достигли 18 лет.
Наконец, существует возможность добавления интерактивных функций, таких как звонок от менеджера по запросу, загрузка мобильного купона и т.д.
Особенности мобильного маркетинга
- Инициация контакта самим потребителем
- Точечное воздействие на представителей целевой аудитории плюс доступность и широта охвата
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!