Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 12 2006 |
01 декабря 2006 |
2006 й под прицелом аналитиков: латентное течение
«ИКС»: Итак, итоги уходящего года в ваших цифрах?М. САВВАТИН: Объем рынка, по нашей оценке, составит порядка $29,5 млрд (рост – 26%): подвижная связь – 46%; присоединение и пропуск трафика – 9%; местная связь – 15%; документальная электросвязь – 8%; дальняя связь – 11%; почта – 6%; радиосвязь, телевидение, спутниковая связь – 4%; прочее – 1%.
О. СУДАКОВ: По моим предварительным оценкам, инвестиции межрегиональных компаний составили $1,1–1,2 млрд, что на 10–20% меньше, чем в 2005 г. МРК прошли пик инвестиционного цикла, объемы инвестиций начнут снижаться или стабилизируются на текущем уровне. Смещаются акценты в инвестиционной политике компаний «Связьинвеста». Если раньше основной объем вложений направлялся на модернизацию инфраструктуры, то теперь компании перестали «закапывать деньги в землю» и сосредоточились на целевом финансировании инвестиционных проектов, рассчитанных на финансовую отдачу.
Право и дело
«ИКС»: Следует признать, что «связь в законе» образца 2006 г. озадачила не только рынок, но и всю Россию. Считаете ли старт новой нормативной базы знаковым событием для отрасли?
О. СУДАКОВ: Год был переломным для отрасли, что связано в первую очередь с либерализацией рынка дальней связи и изменением системы межоператорских взаиморасчетов, когда плату за междугородные и международные звонки стали получать операторы дальней связи. Ожидалось, что соответственно уменьшатся и отчисления им, чтобы «нетто»-эффект остался нулевым. Однако межоператорские тарифы были установлены Россвязьнадзором таким образом, что произошло перераспределение денежных потоков от дальней связи от «Ростелекома» в пользу региональных операторов. При анализе полугодовой отчетности компаний обращает на себя существенный (до 10%) рост операционной рентабельности у фиксированных операторов. Рентабельность же бизнеса дальней связи существенно снизилась.
Чем были вызваны такие действия регулятора? Официальная версия гласит, что регулятор перераспределил средства в пользу фиксированных операторов, поскольку именно на них ложится основное бремя расходов по созданию инфраструктуры. Это выглядит вполне логично, но неофициально на рынке говорят о неравном соотношении лоббистских возможностей «Ростелекома» и МРК… При этом не было создано предпосылок для реальной либерализации рынка: все «дальние» звонки по умолчанию идут через «Ростелеком», а чтобы подключиться к другому оператору дальней связи или же выбирать его при каждом вызове, необходимо идти на телефонный узел. Режим hot choice по умолчанию есть только у «Таттелекома» и «Башинформсвязи». Стоит ли удивляться тому, что они не входят в «Связьинвест»? Таким образом, вся либерализация свелась, по сути, к перераспределению денежных потоков от одних участников рынка к другим.
Н. ДМИТРИК: Знаковыми для правового регулирования отрасли все-таки были предыдущие два года. В 2006 г. процесс создания новой правовой базы завершался, основные идеи уже были понятны, оставалось применить их в недостающих правовых актах. Впрочем, два события стоит отметить: во-первых, с января вступили в силу правила присоединения и правила оказания услуг местной телефонной связи, пусть и с «подковерно» внесенными предновогодними изменениями; во-вторых, Конституционный суд потребовал внести в ФЗ «О связи» соответствующие изменения относительно резерва универсального обслуживания. В то же время важные, казалось бы, изменения законодательства оказались менее революционными, чем прогнозировалось. Это относится к введению принципа «платит входящий» (суммы оплаты операторам, по ощущениям, не изменились, но схема оплаты стала логичнее для абонента – звонишь, значит, платишь) и правил оказания услуг передачи данных (как ни читали их операторы и иные специалисты, в них так и не нашлось ни одной нормы, запрещающей IP-телефонию). Правовые акценты в области связи переместились из правотворчества в правоприменение при создании операторов внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, при оказании услуг IPTV и беспроводного доступа.
Е. КРЫЛОВА: Анализ принятых НПА и заявлений регуляторов позволяет выделить цели реформы – воплощение принципа технологической нейтральности регулирования либерализации рынка дальней связи и поддержание позиции МРК «Связьинвеста». Первый реализовать вообще не удалось. Неоднозначна эффективность реализации поддержания позиций холдинга и либерализации рынка дальней связи.
А. ЯКОВИЦКИЙ: С правовой точки зрения произошедшие в отрасли изменения, несомненно, позитивны. Другое дело, что многие реформы проводились впопыхах и в процессе выработки новых регулятивных норм взаимодействию с операторами уделялось недостаточное внимание. В плюс можно записать создание более прозрачной и цивилизованной системы межоператорских расчетов.
Главные итоги-2006
- Доходы телекома выросли до $29,5 млрд (рост – 26%). Инвестиции «Связьинвеста» составили $1,1–1,2 млрд (снижение – 10–20%).
- Расходы населения на связь увеличиваются.
- Число абонентов IPTV достигло 100 тыс., доход операторов IPTV – $2,7 млн.
- Рынок мобильного Интернета в России вырос до $380 млн, доля в общих доходах от VAS – до 25%.
- Сотовым компаниям удалось справиться с падением ARPU.
«ИКС»: Как в целом оцениваете правовой аспект регулирования?
О. СУДАКОВ: Мне лично не нравится усиление регуляторного давления на отрасль. Причем если раньше внимание этих органов было направлено прежде всего на фиксированную связь, то теперь растет интерес к мобильным операторам. Недавнее расследование ФАС в отношении межоператорских тарифов компаний «большой тройки» и идея признания их существенными операторами являются наиболее наглядными признаками этой неприятной тенденции. Госрегулирование должно основываться на принципе: «Не чинить то, что не сломалось».
Мировая практика показывает, что чрезмерное регулирование отнюдь не способствует развитию отрасли в долгосрочном периоде. Тем более что российская отрасль вполне может динамично развиваться без вмешательства государства, и конкурентная среда там вполне здоровая. Достаточно отметить, что тарифы российских сотовых операторов – одни из самых низких в мире, что было бы невозможно на монополизированном рынке. Регулирование абонентских тарифов проводных операторов тоже стоило бы отменить – они давно уже не монополисты. Будет логичнее поставить проводных операторов в равные условия с мобильными и устанавливать цены исходя из рыночной конъюнктуры. Опасаться резкого роста тарифов при этом не стоит – конкуренция не позволит.
«ИКС»: С вашей точки зрения, требует ли коррекции законодательство о связи?
Н. ДМИТРИК. Во-первых, необходимо продолжить реформу системы разрешений на деятельность в области связи. По видимому, порядок (получение частот–лицензия–сертификация–согласование СОРМ–разрешение на эксплуатацию) изменить в ближайшее время не получится, но можно сделать систему более эффективной. Первый шаг: сделать так, чтобы на каждый вид услуг требовалась только одна лицензия. Второй шаг: регламентировать процесс выдачи разрешений на эксплуатацию объектов связи. Пора наконец решить вопрос, как и когда составлять проект сооружений связи и делать их экспертизу. Совершенствовать систему разрешений можно и дальше, например разрешить их свободную продажу другим лицам (пусть даже с увеличением лицензионных сборов).
Во-вторых, необходимо довести до логического завершения систему регламентирующих документов по услугам связи и видам оборудования. Например, до сих пор нет правил оказания телематических услуг связи, из-за чего никто не понимает, что они все-таки собой представляют.
В-третьих, требуется изменить правила работы на российском рынке иностранных операторов. Законодательство должно учитывать, что в телекоммуникационных сетях услуги могут оказываться российским клиентам операторами, физически в стране не присутствующими. А действующий ныне жесткий запрет на деятельность «иностранцев» влечет проблемы для их клиентов, которые не могут включать свои расходы на услуги нероссийских операторов в себестоимость, что увеличивает налоги.
Знаковые события-2006
- Рост внутреннего спроса на ИТ-продукт. Главный потребитель – государство (20% заказов).
- Созданы механизмы поддержки ИТ-индустрии.
- Либерализован рынок дальней связи.
- Рынок отнесся индифферентно к отложенной приватизации «Связьинвеста».
- Принято решение о выделении радиочастот для сетей 3G.
Затяжная либерализация
«ИКС»: Насколько успешно претворяется идея либерализации на рынке дальней связи? Когда ожидать положительный эффект от конкуренции?
Е. БАЖЕНОВА: Рынок дальней связи развивается так, как прогнозировалось. Новые игроки ведут себя осторожно и пока не составляют «Ростелекому» большой конкуренции. Однако ожидается, что в 2007 г., в связи c приходом в этот сегмент «ТрансТелеКома» и «Голден Телекома», а также после решения MTT технических проблем в Москве и запуска более агрессивных рекламных кампаний,альтернативными операторами дальней связи доля «Ростелекома» на рынке начнет снижаться.
Е. ГОЛОСНОЙ: Количество выданных лицензий на дальнюю связь давно перевалило за десяток. Получить документ несложно, сложно построить сеть дальней связи и таким образом выполнить его требования. Еще сложнее выдержать конкуренцию с другими игроками, когда компании начнут реально предоставлять услуги дальней связи населению.
Позиции «Ростелекома» в настоящее время во многом не только не ослабли, но даже укрепились: лицензиаты сосредоточились в основном на корпоративном секторе (где они и так присутствовали). В «розницу» же пока никто не торопится. Во-первых, выход в этот сегмент требует значительных вложений в рекламу (чтобы заявить о себе потребителю), а они вряд ли окупятся скоро. Во-вторых, чтобы заинтересовать потребителя, нужно предложить тарифы ниже «ростелекомовских». Но это отодвинет срок возврата инвестиций в дальнюю связь. Поэтому наиболее конкурентоспособным в розничном сегменте остается «Ростелеком». Интерес к нему операторов будет расти, однако с учетом возможной конкуренции там останутся только 5–6 финансово наиболее устойчивых компаний: «Ростелеком», «ТрансТелеКом», МТТ, «Голден Телеком» и еще 1–2 оператора.
А. ЯКОВИЦКИЙ: На рынке есть место для 3–4 серьезных игроков. Реально конкуренция должна начаться уже в 2007 г.
М. САВВАТИН: Либерализация рынка дальней связи обнажила ряд проблем этого сегмента. Инфраструктура и низкий уровень цифровизации МГ/МН-связи были не готовы к либерализации. Во-первых, количество кодов выбора оператора ограничено (пока есть пары кодов только для 4 операторов, как идет решение вопроса об увеличении количества кодов выбора оператора дальней телефоннойсвязи, пока неизвестно). Во-вторых, необходимо изыскать техническую возможность для предоставления в с е м потребителям возможности выбора оператора МГ/МН-связи (аналоговые междугородные станции имеют определенные ограничения), что требует значительных инвестиций, в первую очередь со стороны МРК.
Кроме того, вытеснение операторов IP-телефонии (которые стимулировали конечное потребление услуг дальней связи) и предложение трехуровневой модели рынка, считаю, спровоцировали ускорение глобальных тенденций, негативно влияющих на дальнюю связь: перетекание МГ/МН-голоса в сотовой и IP-сети (в первую очередь международных соединений). Например, уже в I полугодии 2006 г. объем международного трафика традиционных операторов сократился по сравнению с тем же периодом 2005 г. с 593 млн мин до 587 млн мин. В среднесрочной перспективе можно ожидать усиления этих тенденций. А этот процесс окажет негативное влияние в первую очередь на традиционных операторов.
К позитивным моментам либерализации рынка дальней связи в России можно отнести ускорение процесса цифровизации сети.
Панорама рынка
«ИКС»: Как оцениваете достижения в основных сегментах телекоммуникаций?
О. СУДАКОВ: Неплохо проявил себя сектор мобильной связи – доходы и прибыли компаний стабильно росли весь год, вопреки разговорам о насыщении рынка. Реальное насыщение наступит еще не скоро. Несмотря на то что потенциал экстенсивного развития практически исчерпан, рынок будет расти качественно – за счет роста ARPU и внедрения новых услуг. Здесь многое будет зависеть от того, насколько привлекательными для абонентов будут предложения операторов. Расходы абонентов на сотовую связь в России сейчас все еще относительно невысоки. Они будут расти вместе с ростом ВВП и располагаемых доходов населения. ARPU будет расти за счет увеличения MоU и спроса на неголосовые услуги. Важную роль может сыграть и появление 3G. Очень хорошо чувствовали себя в этом году компании проводной связи – либерализация рынка дальней связи, бум широкополосного доступа в регионах и введение принципа «платит звонящий» были очень благотворны для операторов, так что даже самые проблемные компании начали подниматься. Ожидания на 2007 г. не менее благоприятные.
А. ЯКОВИЦКИЙ: На сотовом рынке насыщение сопровождается стабилизацией среднемесячной выручки на абонента, что позволяет надеяться на начало роста этого показателя в следующем году и, как следствие, продолжение роста прибылей сотовых операторов.
Е. КРЫЛОВА: В связи с отсутствием полноценного правового регулирования растущего интернет-рынка в ближайшие годы значительно изменятся число игроков и виды бизнес-моделей. В 2006 г. наблюдается существенный рост интернет-рынка и, как следствие, повышение интереса к его контенту. Интернет – стремительно растущая рекламная площадка. Скоро она станет полноценным конкурентом телевидению, радио, СМИ. Ежегодный рост баннерной интернет-рекламы составляет 80%. Крупные рекламодатели – Microsoft, Intel, «ВымпелКом», МТС – ежегодно увеличивают затраты на онлайн-рекламу на 25–30%. Российский рынок рекламы в Сети в 2006 г. превысил $160 млн, а к 2010 г. должен достичь $500 млн, заняв не менее 5% всего рекламного рынка. Эффективность интернет-рекламы напрямую зависит от числа посетителей сайтов. Российские порталы Yandex, Rambler, Mail, у которых не менее 50% рекламного рынка, стремятся привлечь пользователя разнообразием контента, добавляя к традиционным сервисам игры, географические карты и т.д. По прогнозам, в 2007 г. объем российского рынка онлайн-игр превысит $100 млн, из них почти половина придется на сетевые игры.
Активно развивался рынок видеосервисов. Помимо «МТУ-Интел» и ЮТК услуги IPTV начали предоставлять еще около 20 операторов, большинство – в тестовом режиме. Сегодня число пользователей интернет-ТВ приближается к 100 тыс., а к концу 2010 г. может превысить 1,4 млн.
Отложенная приватизация
«ИКС»: В прошлом году проект приватизации «Связьинвеста» обсуждался очень горячо. Почему сегодня страсти поутихли?
Е. БАЖЕНОВА: Фактор приватизации холдинга все меньше оказывает влияние на развитие отрасли и привлекательность региональных телекомов для инвесторов. Несмотря на то что идея приватизации все меньше находит поддержки в Кремле и правительстве, финансовая ситуация в МРК улучшается. Большинство операторов улучшили свои показатели по результатам первого полугодия 2006 г. В среднем EBITDA вырос в годовом исчислении на 38%, чистая прибыль – на 70%, что выше темпов роста компаний в других секторах рынка. Причем основным источником роста стали программы по сокращению издержек.
Е. ГОЛОСНОЙ: С одной стороны, менеджмент большинства МРК делает то, что в этих условиях делали бы представители нового собственника, если бы приватизация все-таки состоялась. С другой – отрасль в целом развивается достаточно динамично и без приватизации одного из крупнейших холдингов, благодаря структурным реформам, запущенным в 2005–2006 гг.
О. СУДАКОВ: Несмотря на то что законодательные препятствия к проведению приватизации, в частности касающиеся предоставления услуг спецпотребителям, были устранены, по-прежнему у чиновников нет единого мнения относительно целесообразности этого шага. «Связьинвест» так и не был внесен в список приватизируемых предприятий на следующий год, и теперь вероятность того, что он все-таки будет продан, исчезающее мала. В преддверии президентских выборов кто станет заниматься проведением столь масштабного и политически неоднозначного дела, как приватизация холдинга? Следовательно, сделка откладывается по крайней мере до 2009 г., а то и до 2010–2011 гг., так как преемник действующего президента будет слишком занят «разруливанием» дел после выборов. Таким образом, по нашему мнению, инвесторы не должны рассматривать приватизацию «Связьинвеста» как инвестиционную идею. Похоже, что острая нужда в новом собственнике у «Связьинвеста» в значительной степени отпала. Опыт этого года показал, что традиционные операторы могут очень неплохо и модернизировать компании, и повышать эффективность. При этом им удается даже теснить альтернативщиков в тех сегментах рынка, где последние были традиционно сильны – доступ в Интернет и кабельное ТВ.
А. ЯКОВИЦКИЙ: Положительные изменения, которые ранее рынок считал возможными только в случае приватизации, уже происходят в компаниях без смены главного собственника. Речь идет прежде всего о запуске масштабных программ оптимизации расходов, начале резкого снижения капзатрат и активном продвижении услуг широкополосного доступ
Тенденции-2006
- Усиление регуляторного давления на отрасль.
- Рост сегмента мобильного Интернета в целом выше, чем традиционного интернет-доступа.
- Усиление концентрации капитала в телекоммуникациях и ИТ.
- Инвестиционная интервенция сотовых операторов в страны ближнего зарубежья.
Погода на фондовом рынке
«ИКС»: Как реагировал «барометр» на конъюнктурные флюктуации рынка?
О. СУДАКОВ: Держателей акций мобильных операторов больше всего должно радовать то, что компаниям удалось справиться с падением ARPU: достигнув минимума в первом квартале 2006 г. ($7,5 у МТС и $6,6 у «ВымпелКома»), уже во втором квартале показатель вырос до $8 и $7,4 соответственно. Очень неплохие перспективы у «Дальсвязи» и «ЦентрТелекома», которые имеют планы по сокращению персонала и повышению своей финансовой эффективности. Пожалуй, акции этих компаний являются наиболее привлекательными среди всех региональных операторов. Причина – грамотный менеджмент, ориентированный на создание стоимости и исходящий из потребностей рынка.
На фондовом рынке в 2007 г. можно ожидать смещения акцентов: нынешние фавориты – компании фиксированной и мобильной связи – уступят место ИТ-компаниям. Эта отрасль созрела для консолидации и появления в ней публичных компаний. Частное размещение IBS в конце прошлого года и готовящееся IPO «Компьюлинка» являются только первыми ласточками.
Инвестиционная интервенция
«ИКС»: В отрасли идет интенсивный процесс концентрации капитала. Какие громкие M&A можно отметить?
Е. БАЖЕНОВА: В 2006 г. на телекоммуникационном рынке крупных сделок не было. Из несостоявшихся сделкой года могла бы стать покупка «ВымпелКомом» украинского «Киевстара».
М. САВВАТИН: Экспансия российских сотовых компаний в страны СНГ началась пять лет назад. За это время наши операторы приобрели в 8 странах СНГ активов на сумму около $1,4 млрд. «ВымпелКом» имеет действующие сети в Украине, Казахстане, Таджикистане и Узбекистане, готовится к запуску сеть в Грузии. МТС предоставляет свои услуги в Украине (оператор UMC), Беларуси, Узбекистане и Туркменистане. В наступающем году ожидаю продолжения наступления в том же направлении. Среди еще не охваченных перспективных рынков можно выделить Молдову, Армению и Азербайджан. Уровень проникновения сотовой связи там колеблется от 35 до 45%, а на рынке – по 2 GSMоператора. В следующем году при приобретении операторами новых активов на рынках СНГ затраты в пересчете на одного абонента составят не менее $600–700 (табл. 3).
Ожидания-2007
- Появление новых игроков на рынке дальней связи. Начало конкурентных боев и снижение доли «Ростелекома».
- Утверждение правового статуса IP-телефонии.
- Ускоренное развитие широкополосного доступа.
- Информационные технологии – новый фаворит рынка ИКТ, в том числе фондового рынка. Рост ИТ – 20–25%.
- Приватизация «Связьинвеста» откладывается как минимум на 3 года.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!