Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 12 2006 |
Лилия ПАВЛОВА  | 01 декабря 2006 |
ТВ-цифра вырабатывает правила игры
17 июня 2015 г. – официально названный Региональной конференцией радиосвязи срок перехода России на цифровое вещание. Уже несколько месяцев вокруг комплекса правовых, организационных и технологических вопросов идут напряженные дискуссии в Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания. «Тяжеловесы» в этих спорах – Мининформсвязи и Минкультуры России. Главный вопрос: какими должны быть правила игры в недалеком цифровом будущем?
Рынок чрезвычайно заинтересован в широком обсуждении жизненно важных для себя вопросов, и симптоматично, что почти одновременно прошел целый ряд важных мероприятий, посвященных проблемам перевода вещания в России на цифровые технологии: круглый стол Комитета ГД по энергетике, транспорту и связи (17 октября, Москва), международная конференция «Цифровая Россия сегодня и завтра» (16–18 октября, Ханты-Мансийск), международный форум «Инвестиции в цифру» (19 октября, Москва).Регулирование: вокруг «частотного интереса»
В том, что лицензирование цифрового вещания будет отличаться от лицензирования его аналогового варианта, уже никто не сомневается. Предмет сегодняшнего спора – вопрос «каким должен быть новый порядок выдачи лицензий?». Минкультуры убеждено, что существующую схему (см. «ИКС» № 10'2006, с. 32–34) следует сохранить, но функции лицензирования и, соответственно, права назначать частоты для телерадиовещания, передать «в одни руки» некоего специально созданного государственного регулирующего органа. Мининформсвязи считает это по меньшей мере нецелесообразным: сегодня услуги связи для целей телерадиовещания предоставляются на базе сетей связи общего пользования, которые составляют единую сеть электросвязи РФ, и выделить из общей канвы для отдельного регулирования «телерадиовещательную» часть, по словам и.о. директора Департамента государственной политики в области инфокоммуникационных технологий Мининформсвязи Е.С. Васильева, невозможно просто технически.
Связное ведомство видит главную проблему в том, что сегодня лицензия на вещание, которую получает телеканал, привязана к определенной частоте на всей территории вещания. Такая практика сложилась при аналоговом вещании. Однако частотное планирование цифрового вещания строится на иных принципах – близких скорее к «сотовой» схеме. Летом этого года МСЭ утвердил частотно-территориальный план цифрового вещания в Районе 1, в который входит и Российская Федерация. Администрация связи России, в свою очередь, скоординировала частотные присвоения с приграничными государствами. Вся территория РФ теперь разбита на «частотныеячейки» диаметром 100–140 км с 7–10 частотными диапазонами. Как пояснил Е.С. Васильев, это означает, что в пределах каждой ячейки ретрансляция программ должна вестись на определенных для нее частотах, которые могут различаться для ячеек в пределах субъекта Федерации. Иначе говоря, в одной и той же области одному и тому же телеканалу могут быть назначены разные частоты. Поэтому, по убеждению Мининформсвязи, необходимо первым делом отменить «привязку» лицензии на вещание к частоте.
Можно предположить, что споры вокруг формирования новых принципов лицензирования продлятся еще не один месяц: «частотный интерес» слишком значим. Как бы они не заслонили другой актуальный вопрос, требующий скорейшего решения: когда будет прекращена выдача лицензий на аналоговое вещание?
Программная политика: почти консенсус?
О том, что правительственная комиссия реально играет роль третейского судьи в спорах двух сторон, свидетельствует уже обозначившаяся тенденция к сближению их позиций в формировании программной политики. Исходя из того, что каждый регион получает порядка семи частотных диапазонов, в каждом из которых размещается восемь каналов, предлагается распределить их следующим образом: одну часть отдать под пакет обязательных общедоступных каналов (так называемый первый мультиплекс); вторую – каналам пакета открытого доступа (второй мультиплекс), третью зарезервировать для мобильного ТВ, четвертую – для ТВЧ, оставшиеся три отдать рынку.
Ожидается, что уже до конца этого года Правительство РФ при участии правительственной комиссии определит критерии отбора и состав двух первых «мультиплексов». По мнению директора Дирекции сетей распространения телерадиопрограмм ВГТРК В.И. Хлебникова, скорее всего, «обязательный пакет» будет сформирован по образцу набора транслируемых каналов в Мордовской эфирной цифровой сети – шесть ТВ-каналов («Россия», Первый канал, «Культура», «Спорт», НТВ и губернский канал) и четыре РВ-канала («Радио России», «Маяк», «Юность», Радио «Культура»).
И если в вопросе формирования «мультиплексов» позиции Мининформсвязи и Минкультуры вполне совпадают, то новый спор разгорается буквально на следующем шаге. Кто будет доносить до телезрителя «обязательный пакет»? При наличии более чем 2 тыс. уже действующих операторов эфирного вещания идея создания единого государственного оператора эфирного телерадиовещания (по аналогии с организацией российского рынка электроэнергетики) может показаться неожиданной. Но Минкультуры считает, что такой статус необходим РТРС, чтобы соблюсти гарантии доставки пакета обязательных программ всем телезрителям. Мининформсвязи задает вопрос: а что делать с этими двумя тысячами? Кроме того, будучи действительно крупнейшим оператором, РТРС вообще не представлена в таких немаленьких субъектах Федерации, как Чукотка или Башкортостан. В каком статусе окажутся операторы, работающие в этих регионах?.. Наконец, многие операторы аналогового вещания обладают достаточным потенциалом для быстрого развития необходимой для цифрового вещания инфраструктуры. Им лишь нужна уверенность, что инвестиции будут оправданны. Поэтому, с точки зрения Мининформсвязи, задача государства состоит не в организации единого оператора в лице РТРС, а в создании условий для привлечения к цифровому вещанию других операторов.
Производство: бесспорная территория?
Кроме серьезной перестройки правовых, организационных и экономических схем взаимодействия участников вещательного процесса, переход на ТВ-цифру повлечет большие перемены и для производителей.
Перевод вещания на «цифру» означает замену огромного парка профессиональной и бытовой техники. Передающая и приемная аппаратура, устройства синхронизации, цифровые приемники (шесть разновидностей!) – все это уже есть в активе отечественных предприятий. Как отметил заместитель генерального директора ОАО «Телеком» К.И. Кукк,поддержка ведомственной программы Минпромэнерго России по дальнейшим опытно-конструкторским работам в области цифрового телерадиовещания обеспечит заполнение российского рынка отечественным оборудованием по крайней мере на 65–70%. Если же ставка будет сделана на зарубежную технику, то наше производство отстанет на несколько шагов.
На другом краю «территории производства» – контент. Уже сегодня, по словам президента НАТ Э.М. Сагалаева, можно прогнозировать, что с появлением десятков «рыночных» каналов возникнет дефицит контента, особенно качественного. «Одна из важнейших задач государства при переходе на «цифру» – найти стимулы для производства контента», – подчеркивает статс-секретарь – заместитель министра культуры и массовых коммуникаций РФ П.А. Пожигайло. В цифровой среде потребуется выработать рыночный механизм, стимулирующий расширение диапазона качественных программ. Если, например, убыточные сегодня детские программы будут иметь рентабельность на уровне 5%, то их создатели смогут конкурировать на рынке за счет качества предлагаемого продукта, считает Минкультуры.
Принесет ли цифровое ТВ всем нам, телезрителям, много программ, хороших и разных, или откроет шлюзы для лавины ТВ-мусора?..
Станет ли «цифровой переход» великой победой для российских производителей оборудования или великим поражением?..
На этой территории нет споров, есть только вопросы и надежды. На государственную волю.
***
Похоже, что дебаты в правительственной комиссии ведутся вокруг перевода на «цифру» исключительно эфирного вещания. Что по крайней мере некорректно: уже сегодня в России работает около 3 тыс. операторов кабельного ТВ; набирает силу IPTV. Абонентская база КТВ насчитывает миллионы телезрителей и растет быстрыми темпами: по данным «iKS-Консалтинг», только за первое полугодие 2006 г. в Москве она увеличилась на 43%, а через год-два такие же темпы прогнозируются и для регионов. Может случиться, что к 2015 г. в городах России будет доминировать именно кабельное ТВ, а эфирное вещание останется актуальным для территорий с низкой плотностью населения. Почему бы коллективному разуму правительственной комиссии непредвидеть эту возможность при разработке новых правил игры и не учесть интересы всех операторов вещания независимо от технологий, которые они используют?
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!