Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 10 2006 |
Лилия ПАВЛОВА  | 01 октября 2006 |
Российское ТВ в борьбе за консенсус
Логично, что участники 4-й конференции «Развитие цифрового телевидения и радиовещания» (22–24 августа, Санкт-Петербург), проводимой под эгидой Мининформсвязи РФ, очень рассчитывали на обсуждение «темы года» с руководителями Мининформсвязи и Минкультуры, работающими сегодня в составе правительственной комиссии. Оказалось, напрасно: чиновники обоих министерств обошли мероприятие стороной.На пути к тотальной «цифре»
Впрочем, перемены в ТВ-вещании происходят буквально на глазах. Если еще три года назад из четырех его ступеней (создание программ на студии – передача программ на спутник – прием со спутников и распространение ТВ-сигналов в эфире – получение абонентом программы) цифровизирована была лишь первая (см. «ИКС» № 4'2003, с. 4–5), то с прошлого года в цифровом формате осуществляется и доставка программ на спутник. А в нынешнем году, по словам заместителя гендиректора ФГУП РТРС С.Н. Трубицына, завершится работа по замене приемопередающих станций спутниковой распределительной сети ТРВ для государственного телеканала: модернизировано 3210 станций, заменено 97% телерадиопередатчиков ВГТРК, и «к концу этого года на сети ВГТРК не останется ни одного старого передатчика».
РТРС в своей мощь государства.
По расчетам РТРС, на полную модернизацию инфраструктуры сети, куда входят средства распространения программ не только ВГТРК, но и других каналов, потребуется около 1,5 млрд евро. Причем если около года назад руководство РТРС заявляло, что переход на цифровое вещание, назначенный на 2015 г., непозволительно затянут (см. «ИКС» № 3'2006, с. 40–43), а реальным сроком назывался 2008 г., то сегодня С.Н. Трубицын признает: «Нам хотелось бы поменять парк передатчиков к 2008 г., и наши расчеты показывали, что это возможно. Но… мы предполагаем, а Бог располагает».
Менеджмент РТРС смягчил свою дотоле суперагрессивную позицию и в вопросе выбора базового транспорта: «после жарких споров» было решено, что таковым все-таки останется традиционный для России спутник (а не ВОЛС и не РРЛ). Тем не менее от идеи вывести на орбиту собственные «чисто телевизионные» КА с мультиплексированием каналов на борту не отказался. Вопрос «зачем?», если есть спутниковые группировки ГПКС и «Газкома», которые «закрывают» существующие и перспективные потребности России в телерадиовещании, оставим за скобками, тем более что, по словам С.Н. Трубицына, сам председатель правительственной комиссии с одобрением отнесся к этим планам…
Лицензирование под знаком Марса
Сегодня в российском телерадиовещании действует «двусторонняя» система лицензирования: с одной стороны, лицензию на услуги связи для целей вещания (эфирного или кабельного) должен получить оператор, с другой – лицензию на вещание должна иметь телерадиокомпания. И в июле 2006 г. с «операторской» стороны высветилась серьезная проблема ТВ-лицензирования, связанная с «нетрадиционными» технологиями распространения телепрограмм. Компанию «МТУ-Интел», вот уже год предоставляющую интернет-телевидение под торговой маркой «СТРИМ ТВ», Россвязьнадзор счел необходимым привлечь к административной ответственности за отсутствие у нее лицензии на оказание услуг связи в целях кабельного вещания. При этом, как признает начальник Управления по контролю за РЭС и ВЧУ Россвязьнадзора В.К. Новиков, «такой вид деятельности явно не регулируется действующими нормативными актами». В результате «МТУ-Интел» также обратился в суд с заявлением о неправомерности предписания.
Очевидно, что подобные истории будут множиться с развитием «нетрадиционных» для ТВ технологий, и общественный разум должен выработать правила игры в новых условиях. К слову, вопрос «Об установлении порядка лицензирования деятельности в области телерадиовещания с учетом новых технологий» планируется рассмотреть на очередном заседании правительственной комиссии в декабре нынешнего года.
Но это, как говорится, цветочки. О «ягодках», которые впереди, сообщил на конференции советник президента НАТ В.Г. Лившиц: 2 августа на заседании правительственной комиссии было принято решение об образовании специальной рабочей группы по созданию единого регулирующего государственного органа в сфере массовых коммуникаций. Эта структура призвана, в частности, привести к «общему знаменателю» диаметральные подходы к лицензированию со стороны Мининформсвязи и Минкультуры.
Вещатель: раздвоение личности?
Трагическое, как выразился В.Г. Лившиц, противостояние двух министерств начинается с борьбы за статус вещателя. Дело в том, что ни в законе «О связи», ни в законе «О СМИ» термина «вещатель» нет. В результате вещателями называют себя и производители программ, и их трансляторы. А это уже вопрос распределения ролей, «карта взаимоотношений». В Европейской конвенции по трансграничному телевидению, решение о присоединении к которой Правительство РФ уже приняло, дано определение: «вещатель – это юридическое или физическое лицо, которое производит программы, формирует их и транслирует или передает третьему лицу для трансляции». «Когда такое определение будет принято и у нас, многие конфронтационные проблемы между связистами и производителями программ будут сняты, – считает В.Г. Лившиц. – Причем сняты самой жизнью, потому что при переходе на «цифру» производители программ и связисты станут единым творческотехнологическим комплексом».
Официальное признание этого ключевого для вещания термина позволит, по мнению НАТ, разработать новую систему лицензирования. Останется ли она «двусторонней» или будет единой? Конечно, ответа на этот вопрос конференция дать не могла, да и, пожалуй, никто в самой комиссии сейчас не ответил бы. Надежда – на единый регулирующий государственный орган в сфере массовых коммуникаций, который пока еще не создан.
НАТ выдвигает альтернативу «социальному пакету»
Еще один фронт в противостоянии связистов и телекомпаний – вопрос о наборе программ, которые будут гарантированно доступны любому телезрителю с переходом на цифровое ТВ. В версии Мининформсвязи, минимальный «социальный пакет» (или социально значимый) должен состоять из программ Первого канала, РТР, «Культуры» и одного местного канала. Сегодня же его полный состав определяется местными органами власти, заключающими трехстороннее соглашение с Мининформсвязи и Минкультуры. Такие соглашения, по данным Россвязьнадзора, уже подписаны в Свердловской и Калининградскойобластях, в Республике Мордовия. Но если в Мордовии «социальный пакет» состоит из 6 ТВ-программ, то в Калининградской области – из 11 (8 федеральных каналов и 3 местных).
При этом, по словам С.Н. Трубицына, государство с числом еще не определилось. Есть общее решение – считать федеральным канал, покрывающий более 60% территории России.
С другой стороны, НАТ считает, что предложенный «социальный пакет» – это своего рода «утешительный приз» для телезрителей, которые в столицах субъектов Федерации и других крупных городах уже сегодня могут смотреть по 12–16 каналов. При переходе на «соцпакет» они будут бесплатно смотреть 4–5 каналов, остальные – за дополнительные деньги. И расценивает эту ситуацию как не объявленный официально переход к платному ТВ. Поэтому НАТ предлагает, во-первых, соблюсти «статус-кво» – сохранить общедоступность программ, которые уже получают телезрители в том или ином регионе, и назвать их «обязательным (или минимальным) пакетом».
Принцип в объяснении не нуждается: то, что сегодня бесплатно, завтра не должно стать платным. Кроме того, предлагается сформировать «пакет каналов свободного доступа», количество которых будет определяться возможностями их финансирования за счет рекламного рынка (во Франции, например, реклама обеспечивает деятельность 17 каналов).
В переходный период, когда вещание осуществляется одновременно в аналоговом и цифровом форматах, для финансирования распространения «пакета каналов свободного доступа» «рекламных» денег недостаточно – потребуется дополнительное финансирование со стороны государства. В дальнейшем нагрузка на бюджет будет снижаться, вплоть до полной оплаты услуги телекомпаниями. И, наконец, в третий пакет войдут только платные каналы.
Все это лишь малая часть альтернативных «социальному пакету» предложений со стороны НАТ, подготовившей на рассмотрение нового единого регулирующего органа 22 тезиса по этому вопросу.
На нынешнем этапе будущий «единый творческо-технический комплекс» еще «поборется за консенсус» в прояснении ряда важных аспектов своего «цифрового завтра». Таких, например, как формирование контента и его защита, выстраивание правовых отношений участников процесса предоставления услуг цифрового вещания не только между собой, но и с главным субъектом своей деятельности – бывшим телезрителем, а теперь еще и участником коммуникационного процесса.
По данным Россвязьнадзора, услуги связи для целей телевизионного вещания на территории РФ оказывают более 2300 операторов. Выдано 3543 лицензии, в том числе: на услуги связи для целей кабельного вещания – 1262, эфирного – 2212, цифрового в стандарте DVB – 38.
По данным АКТР, более 60 операторов связи на территории РФ внедряют услуги цифрового ТВ
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!