Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 9 2006 |
01 сентября 2006 |
Рынок расходится в оценке работы НКРС
Чтобы отразить спектр мнений по проблемам регулирования украинских телекоммуникаций, мы решили обратиться непосредственно к самим участникам рынка с простым вопросом: как они оценивают нынешнюю деятельность НКРС? При этом мы просили респондентов, многие из которых являются активными оппонентами решений НКРС, быть как можно более конструктивными в своей критике.Т. Попова, глава правления Интернет-Ассоциации Украины (ИнАУ): «Деятельность НКРС прозрачной не нахожу»
В работе НКРС есть как позитивные, так и негативные аспекты. Отдельные вопросы комиссия решает очень профессионально. Однако то, как происходит выдача лицензий на частоты, предназначенные для WiMAX, я считаю недопустимым. В последнее время комиссия начала работать не в интересах рынка. Сегодняшнюю деятельность НКРС я не нахожу прозрачной: хотя внешне они декларируют многое, значительная часть важной информации остается закрытой. Кроме того, НКРС не учитывает мнение большинства операторов. Мы работаем над документами, предлагаем варианты, а в результате выдается лицензия не на пользу рынка, а непонятно кому.
Справедливости ради следует отметить, что НКРС работает лучше, чем ее предшественник – Госкомсвязи. Что же касается эффективности деятельности комиссии в целом, то она зависит не столько от полномочий органа, сколько от того, кто его возглавляет. В конечном итоге все решают люди. Законы, какими бы хорошими они не были, на практике легко нарушаются.
С. Хозин, исполнительный директор компании CST-Invest: «Комиссия умеет действовать гибко»
Предыдущий регуляторный орган – Государственный комитет связи – блокировал процесс выдачи лицензий. Мы, как небольшой оператор, несравнимый с UMC или «Киевстаром», не могли добиться практически ничего. НКРС с момента начала своей деятельности выдала нам и нашим коллегам по рынку несравнимо больше лицензий, провела огромную работу по согласованию частот. Даже таким небольшим операторам, как мы, в случае необходимости уделяют достойное внимание. Хотя и у них случаются проволочки, как в случае с переоформлением лицензий. Очень долго Министерство транспорта и связи не могло утвердить тарифы на переоформление, но НКРС нашла выход из положения, разрешив пользоваться старыми лицензиями. Я считаю, что комиссия умеет действовать гибко.
В. Гоцуленко, начальник сектора по связям со СМИ компании «Киевстар»: «Решения НКРС идут вразрез с требованиями законодательства»
Некоторые решения НКРС вызывают у игроков рынка, мягко говоря, недоумение. Яркий пример – выдача «Укртелекому» лицензии на 3G в диапазоне 2 ГГц. Это решение НКРС противоречит Закону Украины «О телекоммуникациях», согласно которому такие лицензии могут выдаваться только по итогам проведенного конкурса, который в данном случае даже не был объявлен. Если этот шаг действительно был продиктован государственной необходимостью, его следовало бы делать иным, законным путем: вынести вопрос на рассмотрение Верховной Рады, которая в случае его позитивного решения должна была принять соответствующую поправку к закону.
Похожая ситуация сложилась и с лицензией на WiMAX: решения НКРС идут вразрез с требованиями законодательства. И подобные примеры не единичны. Именно поэтому операторам связи, и не только мобильной, приходится обращать на эти факты внимание президента страны в письмах на его имя. Собственно, сам факт принятия подобных решений без объявления конкурса и в обход предусмотренных законодательством механизмов свидетельствует о непрозрачности действий НКРС. В целом НКРС обладает всеми необходимыми функциями, чтобы грамотно регулировать рынок, но, к сожалению, пока многие действия комиссии и принимаемые ею решения трудно назвать прозрачными и эффективными.
Ю. Чуйков, генеральный директор компании «Украинские новейшие технологии»: «Нормальная политика»
Я считаю, что мировое соглашение между НКРС и «УНТ» – разумное и взвешенное решение, которое будет только на пользу телекоммуникационному рынку. Одним из последних достижений стало введение новых граничных тарифов на местную связь, которые были приведены в соответствие с международными стандартами. Нормальная политика наблюдается и в отношении регулирования тарифов на другие виды связи.
А. Федиенко, директор компании Global Ukraine Radio: «Комиссия напоминает мне налоговую полицию»
Для прессы и для участников рынка НКРС действует, конечно-же, прозрачно и согласно нормативным правовым актам и законам. В принципе они почти так и работают. Появился достаточно информативный вебпортал, на слушания приглашаются участники рынка, создаются рабочие группы и т.д. Комиссия даже создала «общественный наблюдательный совет», правда, сама же для себя выбрала его состав.
Что же мы имеем на самом деле? По сути, НКРС – точно такой же подвластный правительству орган, как любой другой. По указке сверху они могут выдать практически любую лицензию, организовывая при этом тендеры для «простых» участников рынка. К примеру, частоты 2,3 ГГц долго находились в тени. Заявки на них вроде бы и принимались, но возвращались претендентам с отказами.
По диапазону 5 ГГц была создана рабочая группа, которая долго и плодотворно трудилась, вырабатывая условия тендера, определяя, какие технологии должны использоваться. И вдруг, ни с того ни с сего, комиссия выдает три лицензии на спорные частоты, предназначенные для WiMAX, компаниям «Украинские новейшие коммуникации», «Санком» и «ЭсЛайн». При этом намека на тендер даже не последовало. И это было сделано несмотря на то, что прочим компаниям по этим частотам идет отказ. Информации о двух из этих компаний вообще нет на рынке. Откуда они взялись, никто не знает.
Одной из главных целей комиссии является пополнение бюджета, но при этом она раздает без тендера частоты, на которых можно заработать приличные деньги. А драть три шкуры будут с тех, кто хочет развивать свой телекоммуникационный бизнес. В этом комиссия напоминает мне налоговую полицию, которой кто то сверху говорит, что и как делать и кого нужно «трусить».
Ю. Соловьев, председатель совета Украинской ассоциации операторов связи «Телас», заместитель председателя общественной коллегии при НКРС: «Работа НКРС не способствует привлечению инвестиций»
В работе комиссии довольно много недостатков. Во первых, как мне кажется, они не способствуют привлечению инвестиций, а ведь это очень важная стратегическая задача. Во вторых, комиссия часто принимает опрометчивые решения. Надо выделить частоты – выделили, а общая политика при этом не определена. Комиссия должна решать вопросы прежде всего в интересах государства, а этого нет. Непонятно, какие цели они перед собой ставят. Распределять ресурсы нужно осмысленно. С другой стороны, раньше эти вопросы вообще не решались, а они, нужно отдать им должное, берутся за их решение.
И. Сиротенко, заместитель главы правления «Укртелекома» по вопросам маркетинга и продажи услуг: «Главный вопрос – это условия взаимоподключения операторов и межоператорские расчеты»
Главный вопрос для «Укртелекома», который мы хотели бы решить при помощи НКРС, – это условия взаимоподключения операторов и межоператорские расчеты. Он, конечно же, сложный и требует времени. Однако мы видим, что НКРС работает над этой проблемой. То, что НКРС заменила Госкомсвязи, безусловно, является значительным достижением, поскольку в компетенцию комиссии входят только вопросы распределения частотного ресурса и регулирования отношений между операторами. А это позволяет устанавливать равные правила игры для всех участников телекоммуникационного рынка. Я считаю, что у комиссии есть все необходимые полномочия для эффективного регулирования рынка. На мой взгляд, та огромная работа, которую они проделали, достойна глубокого уважения. Безусловно, остались незакрытые проблемы, однако было бы наивно полагать, что все они могли быть решены за столь короткий период деятельности.
Ю. Безбородов, генеральный директор компании PAN Wireless: «До НКРС состояние рынка было близким к коллапсу»
НКРС, безусловно, делает очень многое. Когда комиссии не было, состояние рынка было близким к коллапсу. Другое дело, что ошибок избежать не удалось. Действительно были замечены выдачи лицензий в весьма короткие сроки, по поводу чего мы в свое время даже проводили публичные акции. Теперь, когда я начал разбираться, я понимаю, что выявить нарушения законодательства весьма трудно, и все решения, которые комиссия принимала, – легитимны. Поначалу я предъявлял к ним претензии, поскольку моя заявка лежит в НКРС уже полтора года. Когда я был на одном из последних заседаний, мне понравилось то, как комиссия быстро и оперативно решила открыть для использования несколько диапазонов. Я видел, как они ратовали за то, чтобы не тормозить решение тех или иных вопросов, убрать некоторые формальности, продвигать вперед технологии и т.д. Я вижу прогресс.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!