Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 8 2006 |
Владимир ДРОЖЖИНОВ  Александр ШТРИК  | 01 августа 2006 |
Электронные правительства и электронная демократия Готовность номер?..
Отчет ООН оценивает потенциал и возможности более 50 тыс. веб-сайтов электронных правительств в 191 стране мира, входящей в ООН, чтобы выяснить, насколько эти государства стремятся и готовы использовать возможности информационных и телекоммуникационных технологий для обеспечения доступности и качества базовых социальных услуг людям, чтобы поддерживать устойчивое развитие человечества. Главный вывод сводится к тому, что разрыв в электронном развитии по-прежнему глубок: наряду с лидерами (США, Дания, Великобритания, Швеция и др.) около 40 стран демонстрируют крайне низкий уровень прогресса.Опыт показывает, что быстрое развитие ИКТ приводит к скорейшему повышению потенциала и страны в целом, и каждого ее гражданина. Новый императив современного развивающегося мира – использование ИКТ во всеохватывающих масштабах для создания новых экономических возможностей и ускорения общечеловеческого развития. Причем речь идет не о выборе между традиционными путями развития и применением ИКТ, а о выборе наиболее эффективных путей использования ИКТ для достижения целей развития общества в духе соответствующей программы ООН.
Методы и показатели для сравнительного анализа
Использованные в отчете индексы оценивают страны по готовности электронного правительства (egovern ment readiness) и электронному участию (eparticipation).
Электронное правительство, использующее ИКТ, рассматривается как инструмент для устранения правительства в традиционном его понимании. При эффективном применении оно может внести существенный вклад в ускорение развития человеческого общества. Выделены два аспекта электронного правительства:
- потенциал, или способность (capacity), государственного сектора к развертыванию инфраструктуры ИКТ, позволяющей улучшить качество знаний и информации при обслуживании потребностей гражданина, т.е. готовность правительства к созданию электронного правительства;
- готовность (willingness), которая означает наличие действий со стороны правительства, направленных на обеспечение информацией и знаниями для повышения вооруженности (или степени удовлетворенности) граждан
Индекс готовности электронного правительства (EGovernment Readiness Index) отражает характеристики доступа к электронному правительству, главным образом технологическую инфраструктуру и образовательный уровень, чтобы представить, как страна использует возможности ИКТ для национального, экономического, социального и культурного развития своих граждан. Этот индекс позволяет сравнивать состояние и анализировать тенденции, существующие в пределах стран и регионов, а также между ними. Особенно он интересен для глав правительств, политиков, специалистов, а также для представителей гражданского общества и частного сектора, поскольку позволяет проводить глубокий анализ состояния и позиций страны в мировом сообществе в области использования гражданами электронного правительства.
В соответствии с этим Индекс готовности электронного правительства составляется из трех исходных индексов – веб-сайтов (Web Measure Index), телекоммуникационной инфраструктуры (Telecommunication Infrastructure Index) и человеческого капитала (Human Capital Index).
Индекс электронного участия (EParticipation Index) оценивает, насколько полезными являются онлайновые услуги и как часто они предоставляются гражданам. Его составляющие:
- электронное информирование (einformation) граждан правительством со своего веб-сайта относительно программ, бюджетов, законов и всего, что имеет ключевое значение для общества;
- электронные консультации (econsultation), причем посетители правительственного веб-сайта могут выбирать тему общественной политики для онлайнобсуждения;
- электронное принятие решений (edecision mak ing) с участием граждан страны, при этом правительство обеспечивает обратную связь по результатам решения конкретных проблем.
Исследование Индекса готовности электронного правительства
Из всех республик бывшего СССР только Эстония попала в число 25 стран-лидеров, ранжированных по Индексу готовности электронного правительства за 2004 и 2005 гг., где ей отведена 19-я позиция. То же место республика заняла и при детализации значения Индекса готовности по трем его составляющим.
Россия в 2004 г. переместилась в глобальном рейтинге на 6 позиций вверх, с 58-го на 52-е место, а в 2005 г. улучшила свои позиции, поднявшись еще на два места (табл. 2). К сожалению, эксперты ООН никак не комментируют факт повышения российского рейтинга.
Обращает на себя внимание беспрецедентное для европейских стран повышение рейтинга Беларуси в 2004 г. (на 23 позиции) и 2005 г. (на 7 позиций). Аналитики объясняют это прежде всего значительными улучшениями в секторе социального обслуживания, включая онлайновые услуги в области общественного участия. При этом отмечается (www.government.by) рост номенклатуры предлагаемых услуг электронного правительства, а также функциональное и качественное развитие услуг агентствами, уже работавшими в онлайновом режиме.
Наконец, следует отметить значительное улучшение позиций группы стран, вступивших в Евросоюз в прошлом году. Одним из факторов роста стало их участие в европейской программе e-Europa+, которая была специально инициирована Европейской комиссией для того, чтобы новые члены сообщества смогли улучшить свои ИКТ и приблизиться к среднему уровню стран ЕС.
По мнению экспертов ООН, причины столь резкого скачка следует искать в следующем. В течение 2004 г. Кыргызстан серьезно улучшил свое присутствие в национальной сети, что позволило стране занять лидирующие позиции в регионе Южной и Центральной Азии. Инициатива Кыргызстана (см. www.gov.kg) – наглядный пример предоставления электронных услуг в соответствии с местными приоритетами, а также планами развития электронного правительства. В большинстве случаев веб-сайты электронного правительства содержали значительно большие объемы информации, чем в 2003 г., а номенклатура доступных услуг была существенно шире. Одновременно республика активизировала продвижение услуги для участия граждан в деятельности общественного сектора – появилось несколько новых порталов, включая правительственный, призванный продемонстрировать экономическую и государственную независимость Кыргызстана.
Казахстан, показав в 2004–2005 гг. высокий рост (www.president.kz), опередил Индию, Пакистан и другие страны региона с большой численностью населения и более развитыми институциональными структурами. Как и во многих государствах региона, транзакционные и сетевые услуги в республике развиты ограниченно, однако в группе онлайновых услуг в области использования рабочей силы отмечено значительное улучшение, подкрепленное возможностью онлайнового обсуждения на форумах.
Рост Индекса готовности электронного правительства вБеларуси, Кыргызстане и Казахстане достигнут в первую очередь за счет расширения веб-присутствия госучреждений и благодаря активному развитию телекоммуникаций (табл. 4). Влиянием тех же факторов можно объяснить и некоторое поступательное движение России. Однако цифры объективно показывают, что Россия серьезно отстает от своих ближних соседей по темпам развития электронного правительства и использованию ИКТ для ускорения экономического развития.
Индекс веб-сайтов служит оценкой эффективного использования электронными правительствами своих веб-сайтов, а значит – и готовности стран. Хотя большинство позиций списка отданы промышленно развитым странам, есть в нем и развивающиеся государства, имеющие эффективные веб-сайты электронного правительства: Сингапур (индекс веб-сайтов – 0,996), Республика Корея (0,977), Чили (0,911) и Мальта (0,792).
В мировом рейтинге ведущих стран по Индексу вебсайтов бывшие соцреспублики представлены только Эстонией (19-е место), она же возглавляет локальный рейтинг стран бывшего Союза вместе с другими странами Балтии – Латвией и Литвой (в порядке уменьшения индекса). Россия – лишь на пятом месте, после Украины.
Индекс веб-сайтов отражает все стадии онлайнового присутствия государства – ограниченное (стадия 1), расширенное (стадия 2), интерактивное (стадия 3), транзакционное (стадия 4) и сетевое (стадия 5) – с разной количественной оценкой в баллах. По использованию потенциала электронного правительства все исследуемые страны были разделены на три группы.
К первой (высокое использование) отнесены страны, у которых усредненная по всем пяти стадиям оценка соответствует 67–100 баллам. В 2005 г. их насчитывалось 24, а годом раньше было 18.
Во второй группе (средний уровень использования, 34–66 баллов) зафиксировано 52 страны (год назад было 47). Сюда входит и Россия (43 балла), а возглавляет список все та же Эстония (66 баллов).
Третью группу (низкий уровень, 0–33 балла) составили 103 страны (в 2004 г. – 114).
Для стран бывшего СССР аналогичные данные за прошлый год представлены в табл. 5.
Исследование Индекса электронного участия
Индекс электронного участия позволяет оценить, насколько полезными являются онлайновые услуги, как часто они предоставляются гражданам и в какой мере способствуют онлайновому взаимодействию правительства и граждан.
Среди 25 стран мира, которым в 2005 г. были присвоены наивысшие Индексы электронного участия в 2005 г., девятое место занимает Эстония (0,6190), в который раз единолично представляющая в международном рейтинге бывшие советские республики. Понятно, что Россия с индексом 0,1429 не имела никаких шансов попасть в состав передовых.
Надо сказать, что перечень стран, вошедших в число лучших по Индексу электронного участия, почти полностью повторяет другие два списка лидеров – по Индексу готовности электронного правительства и Индексу веб-сайтов, охватывая практически ту же группу развитых стран плюс несколько развивающихся. Это означает, что все они, создавая свои электронные правительства и осваивая ИКТ на существующей технологической инфраструктуре и имеющемся человеческом капитале, нацелены на расширение доступности информации и услуг для развития электронного участия, а в конечном итоге – для перехода к экономике знаний.
Однако различия между странами – не только по количеству предлагаемых услуг электронного участия, но и по их качеству и значимости для граждан. Результаты исследований показывают, что очень немногие государства инвестируют в качество услуг, имея в виду поддержание и расширение электронного участия граждан. Подавляющее большинство направляет свои усилия все еще на расширение технических возможностей и улучшение характеристик, чтобы создавать или улучшать онлайновую обратную связь между правительством и гражданами.
По каждой из трех составляющих Индекса электронного участия были введены оценки от 0 до 100 баллов и проведена классификация стран по усредненному баллу. Результаты получились следующие: от 67 до 100 баллов имеют только три страны (в 2004 г. было две); 34–66 баллов – 18 стран (было 12); 1–33 балла – 129 стран (было 133); 41 страна имеет нулевой балл (было 28). Лидеры каждой группы представлены в табл. 6, а результаты ранжирования стран бывшего СССР – в табл. 7.
Исследования показали стабильное повышение готовности электронных правительств в большинстве стран-членов ООН. Растет число онлайновых правительств и министерств. Увеличивается количество правительственных услуг, предоставляемых через порталы и в режиме «одного окна», а также спектр и объем доступной информации на правительственных веб-сайтах. Совершенствуются технические характеристики и функциональные возможности национальных правительственных веб-сайтов.
Однако существуют серьезные различия в программах электронного правительства в пределах регионов и стран. Правительства развитых государств форсируют предоставление общественной информации и онлайновых услуг, обеспечивают полностью электронный доступ к властным структурам. В то же время около 40 стран демонстрируют довольно слабые подвижки в этой области. В развивающихся регионах доступ к ИКТ и инфраструктуре образования остается ограниченным, и это создает серьезный барьер для реализации инициатив по совершенствованию электронного правительства. В результате, несмотря на прилагаемые усилия,эти страны не в состоянии использовать весь его потенциал, так же как и возможности ИКТ.
Проблема невысокого для ряда стран Индекса электронного участия обусловлена серьезными различиями не только в спектрах предлагаемых услуг электронного участия, но и в их качестве и значимости. Очень немногие инвестируют сегодня в повышение качества этих сервисов. Подавляющее большинство все еще активно расширяет технические возможности и улучшает характеристики, чтобы создавать или развивать обратную онлайн-связь между правительством и гражданами.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!