Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 8 2006 |
Александра КРЫЛОВА  | 01 августа 2006 |
Mobile Location Services Услуги с высоким потенциалом?
Такую оценку аналитиков привел на конференции по мобильным услугам на основе определения местоположения исполнительный директор Ассоциации 3G А. Скородумов. По его словам, сегодня в России насчитывается около 1,5 млн пользователей MLS, причем треть из них – абоненты столичного «МегаФона». Причину столь невысокой популярности MLS А. Скородумов видит в недостаточной информированности пользователей о возможностях этих услуг.Мотивы для более активного внедрения и продвижения на рынке услуг на основе определения местоположения российскими операторами сотовой связи исполнительный директор Ассоциации 3G предложил искать в прогнозе объема мирового рынка MLS, сделанного экспертами Juniper Research, которые ожидают его увеличения с $1,5 млрд в 2006 г. до $8–9 млрд к 2010 г.
С. Шустиков (МТС) основными факторами, сдерживающими внедрение технологий мобильного позиционирования в нашей стране, считает законодательные ограничения точности позиционирования и предоставления картографической информации, действующие в РФ. Кроме того, сегодня ощущается недостаток русифицированных программных продуктов для навигаторов, КПК и смартфонов. Не хватает и электронных карт территории России, особенно регионов, для навигаторов, а также специализированных карт для автомобильной навигации, содержащих информацию об автомобильных развязках.
Вместе с тем С. Шустиков отметил высокую готовность вендоров к внедрению таких услуг. «География производителей аппаратного и программного обеспечения включает страны Западной и Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, США и Израиль», – сказал он, заметив, что ведущие зарубежные сотовые операторы активно продвигают услуги мобильного позиционирования, предлагая, например, под своими марками смартфоны и КПК с предустановленным навигационным ПО и поддерживая информационные запросы абонентов.
Секретами успешного запуска услуг на основе определения местоположения поделился с участниками конференции А. Шаповалов, руководитель отдела управления продуктами «МегаФон-Москва». В частности, решающим фактором, обеспечившим популярность сервису «Я – рядом», ориентированному на создание сообщества абонентов, стала простота использования. Вообще же предоставление коммьюнити-сервисов требует от оператора постоянно оказывать сообществу абонентов поддержку – как техническую, так и коммуникационную – на всех стадиях их функционирования.
Хороший отклик у постоянных пользователей таких сервисов находят предлагаемые оператором разнообразные бонусы, а у новых – возможность в течение определенного времени бесплатно протестировать услугу. Последний прием был применен оператором при запуске в коммерческую эксплуатацию в апреле этого года нового сервиса «Навигатор», позволяющего автоматически определять местонахождение выбранного объекта и ориентированного на родителей, корпоративных клиентов и автолюбителей. Его запуск позволил компании довести долю активных пользователей MLS до 10–15% абонентской базы.
А. Шаповалов обратился к операторам с предложением наладить обмен координатами абонентов, подобно действующему сегодня MMS-обмену. Его поддержал А. Сим («СМАРТС»), по словам которого услуги определения местонахождения, к примеру, АЗС, гостиниц, музеев, дежурных аптек и т.д. чаще всего востребованы абонентами, оказавшимися в незнакомом городе, т.е. в роуминге.
Развивая тему бизнес-возможностей оператора по предоставлению мобильных услуг определения местоположения, А. Сим подчеркнул, что при внедрении MLS следует идти от потребностей абонента к технологии, а не наоборот, т.е. прежде чем ее внедрять, нужно ответить на вопрос: «А какую дополнительную ценность будет иметь новая услуга у абонентов?». Такой подход поможет оператору избежать дополнительных затрат и увеличения себестоимости услуги, что очень важно в регионах, где, по словам А. Сима, практически отсутствует местный MLS-контент, поскольку контент- и сервис-провайдеры пока не считают эту категорию сервисов доходной.
Между тем, по мнению председательствующего на конференции Ю.К. Трофимова (НИИР), услуги на основе определения местоположения могут стать для систем сотовой связи долгожданным killer application, так как в наибольшей степени отвечают потребностям абонентов, находящихся в движении.
Впрочем, для того чтобы понять, кто прав в дискуссии на тему «Могут ли MLS стать в России массовыми?», нужно сначала устранить вышеназванные препятствия, стоящие на пути развития рынка этих услуг.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!