Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 8 2006 |
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ  | 01 августа 2006 |
Е-government в отдельно взятом округе?..
В высокой конкурентоспособности региона немалая заслуга некоммерческого партнерства (НП) «Электронный округ», ведущую скрипку в котором, безусловно, играет А. Санников, гендиректор компании «Самара-Интернет». Не зря Д.В. Донсков, федеральный инспектор Администрации Президента РФ по Чувашской Республике (он первым из «государевых людей» заполнил электронную налоговую декларацию), называет НП «дееспособной структурой, получившей в этом году признание как партнера власти – такого уровня взаимодействия в других регионах пока не наблюдается».Начавшись с обсуждения проекта Стратегии развития информационного общества в России, конференция продолжилась на круглых столах. Мероприятие не обошлось без выставки с традиционным названием «Информационные технологии в России». Скромная по размерам, она привлекала тем, что в соответствии с обозначенным в уставе НП «принципом здоровой конкуренции в сфере ИТ» рядом стояли стенды Huawei-3Com и Cisco, «Documentum Services» и DocsVision.
Конференция показала: пора говорить об изменении ментальности. Ведь чиновники тормозят внедрение систем автоматизации, чтобы сохранить «зазор», позволяющий отложить дело в долгий ящик. Сегодня нужны типовые отечественные решения, стандарты межведомственного взаимодействия в области документооборота. А чтобы представителям власти было легче принять правила ИТ-игры, «Электронный округ» организовал для них «персональный» ресурс –www.e-chinovnik.ru – и инициировал проект «Электронный чиновник».
Это о власти. А бизнес?
«Мы готовы делиться
тем, что заработаем, – говорят местные операторы связи, контент- и интернет-провайдеры из Самары, Саратова, других городов ПФО. – Дайте только нам возможность расширять свои информационные ресурсы. Чтобы не ограничивать видео, не договариваться с «Рамблером», «Яндексом» о размещении наших ресурсов в столичных дата-центрах… Если не переломить ситуацию, региональные площадки не будут развиваться».
А «большой» оператор отвечает: меньше Fast Ethernet не продаю. Вот, построили в прошлом году огромный дата-центр в Новосибирске – так его ресурсы оказались не востребованы. Надо собирать контент, и есть компании, готовые платить много за оперативностьи специальные приложения...
Другая проблема, считает Д.И. Лимов, начальник ИАЦ «Университет-Интернет» Самарского госуниверситета, в том, что магистральные провайдеры берут и за входящий, и за исходящий трафик. Как только местный генератор трафика создает интересный ресурс и к нему начинают заходить пользователи из других областей, для него тут же меняется тариф. Откуда же возьмется заинтересованность в генерации богатого ресурса?!
Конфликт интересов? Разные точки зрения? Консенсус искали на круглом столе «Телекоммуникационная и информационная связность регионов РФ», который плавно перетек в следующее заседание – «Качество Интернета», где прозвучал революционный лозунг:
«Даешь ЧК по контенту!»
«Наша держава, – говорит Д.В. Донсков, – имеет огромный творческий потенциал. В то же время у нас равнодушно-прохладное отношение к интеллектуальному достоянию. Контент халявный». НП способно серьезно повлиять на изменение общественного вектора: надо приучать людей платить за контент. Но для этого он должен быть качественным. Пока же Интернет как самоорганизующаяся среда связи растет только количественно: бизнес-модели не проработаны, критерии качества услуг Сети и механизмы его обеспечения в многооператорской среде отсутствуют. А надежность веб-ресурсов такова, что на 9 сайтах из 10 можно обнаружить серьезную уязвимость.
С ЧК, однако, решили не торопиться, но приняли архиважные решения о формировании инициативной группы по выработке стандартов обслуживания потребителей услуг доступа к Интернету, о возможности разработки «Хартии ненападения на пользователей Интернета», проработке бизнес-моделей межпровайдерского взаимодействия.
На конференции прозвучало предложение внести в кадастр профессий и специальностей РФ работников ИТ-сферы, в т.ч. системных администраторов, специалистов по информационной безопасности и др., определить стандарт этих профессий. Но специальности-то такие у нас есть – у нас специалистов нет.
По городам и весям ПФО
Интересных проектов в Поволжье много: это и телемедицина в Чувашии, и информационная магистраль в Саранске... Рассказать обо всех невозможно, так что подробнее остановимся на двух полюсах: Самаре (этот «городок»-миллионник на 6-м месте по стране в рейтинге готовности к информационному обществу; аудитория Интернета среди взрослого населения, по измерениям ФОМ, здесь достигает 10%) и дотационном Ульяновске.
Все мероприятия, проводимые в Самарской области в сфере информатизации, увязаны с ФЦП «Электронная Россия». Здесь, в частности, разработана и действует система управления информационными ресурсами для социальной сферы: это интернет-киоски – прообраз социального окна. В единой базе данных представлены все категории населения, показаны все причитающиеся им льготы. Доступ к этой информации имеет любой житель: и к общей, и к своей, индивидуальной, закрытой кодом и доступной только ему. Действует социальная карта. Cистема пока в начальной стадии, но люди уже начинают привыкать к тому, что в их жизни появились электронные услуги, учатся ими пользоваться. «Мы реальная территория, где реально внедряются услуги электронного правительства», – говорит Е.А. Гриценко, руководитель управления информационно-аналитических технологий Министерства гуманитарного и социального развития Правительства Самарской области.
На завершающей стадии находится проект создания регионального спутникового цифрового телерадиовещания на базе мультисервисной сети. Вводятся в эксплуатацию офисы врача общей практики в сельской местности, которые через приемопередающую спутниковую станцию будут соединяться с районной или областной больницей, где есть «узкие» специалисты.
«Видеоконференцсвязь в медицине по самарскому рецепту означает то, что мы работаем на врача, – спорит с коллегами Ю.Д. Украинцев, замдиректора департамента инноваций и ИТ Правительства Ульяновской области. – А надо – на человека, пациента. Должны быть датчики – причем необязательно видеосвязь. Мы часть видеоаппаратов сняли, потому что они неэффективны».
В интересах органов власти в Ульяновске действует программа «Единая информационно-телекоммуникационная система Ульяновской области на 2007–2010 гг.», в рамках которой функционирует видеоконференцсвязь со всеми районами, в день проходит не меньше трех конференций. Каждое управление в режиме реального времени может связаться с исполнителями на местах. Работает горячая линия через Интернет с губернатором С.И. Морозовым. Создана и периодически обновляется нормативная правовая база области.
«Нам нужна отдельная VPN для органов власти и отдельная – для медицины. Для школ, пунктов коллективного доступа достаточно открытых ресурсов. И все каналы надо маршрутизировать в областном центре «Электронный Ульяновск». Если все это удастся сделать, будут решены вопросы защиты и персональной информации, и органов власти», – делится планами на будущее Ю.Д. Украинцев.
Поволжье стало вторым после ЦФО округом, где состоялось обсуждение проекта Стратегии развития информационного общества в России. Подобные конференции пройдут во всех федеральных округах, затем проект будет рассмотрен Советом безопасности России и передан на утверждение президента. Остается надеяться, что принятие этого документа, где будет, в частности, определен минимальный перечень базовых услуг электронного правительства, поможет нашей стране подняться с 68го места по композитному индексу готовности к информационному обществу на более достойную позицию.
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ, Самара–Москва
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!