Rambler's Top100
Статьи ИКС № 7 2006
01 июля 2006

Оборудование аудиоконференцсвязи

Телефонные совещания – часть повседневной жизни организаций. Они успешно применяются для оперативного решения деловых вопросов и целого ряда других задач. Во многих случаях такое общение – единственный способ быстро обсудить проблему. Участвовать в телефонных совещаниях могут одновременно представители разных офисов компании, находящиеся в командировке сотрудники, привлекаемые эксперты, клиенты или партнеры. Тех, кто работает с зарубежными компаниями, не удивляет, что значительную часть бизнес-дня их партнеров (40–60% телефонного времени) занимают именно конференц-звонки, или аудиоконференцсвязь (АКС).

Шаг за шагом

Развитие АКС было связано с учрежденческими АТС, так как это прежде всего корпоративная услуга. Позже потенциал рынка оценили операторы связи и начали предоставлять услугу АКС прежде всего крупным корпорациям, которым требовался для этого только конференц-мост, а терминалы (телефоны) и так были на каждом рабочем месте. Однако дизайн и качество микрофонов и динамиков спикерфонов оставляли желать лучшего. Для селекторного совещания спикерфон не годится, поэтому появились конференц-телефоны нового поколения – со встроенными микрофонами (обычно не менее 3) повышенной чувствительности и качественного звучания – для помещений площадью 30–40 кв. м без использования дополнительного оборудования.

Все началось с аналоговых АТС. Услуга аудиоконференцсвязи еще была редкостью, и в СССР она воплотилась в систему групповой междугородной телефонной связи (ГМТС) в интересах министерств и ведомств. Позже сервис АКС вошел в базовую конфигурацию цифровых станций. Однако закрыть проблему проведения больших селекторных совещаний только этими средствами не удалось, так как допустимое число участников такой конференции редко превышало 5–6 человек, дальнейшее расширение требовало установки дополнительного оборудования.

Появление IP-PBX повлекло за собой создание систем АКС, поддерживающих сначала H.323, а затем SIP и другие протоколы. Для организации селектора на значительное число участников им по-прежнему требуется внешний конференц-сервер, однако стек протоколов TCP/IP подразумеваетвозможность многоадресной рассылки, что позволяет реализовать услугу многоточечной АКС на большое число участников непосредственно на базе IPPBX – это только вопрос времени. Кроме того, VoIP явило миру новый класс абонентских терминалов – софтфоны, которые могут быть расширены до полноценных терминалов АКС, как только что выпущенный мини-спикерфон Polycom Communicator, подключаемый к порту USB компьютера для дуплексной громкой связи с эхоподавлением голосовых вызовов популярного приложения Skype. В свою очередь сам Skype запускает новый бесплатный сервис Skypecast – модерируемые аудиофорумы емкостью до 100 участников. Пользователи смогут получить свободный доступ к сеансам Skypecast на веб-сайте Skype.

Классификация

Результатом постоянного развития услуги АКС стала размытость границ и этой технологии, и этого понятия.

Рассмотрим подробно системы аудиоконференцсвязи с удаленными участниками, поскольку, обладая наиболее широкими возможностями по организации АКС, именно они приносят реальную экономическую отдачу при внедрении. В зависимости от способа подключения к АТС эти системы можно разделить на три класса: на базе АТС, автономные и гибридные.

Наиболее распространенный вариант организации АКС – на базе АТС, когда система, используя ресурсы станции, разрешает объединять в аудиоконференцию любых абонентов вне зависимости от их местонахождения – местных, городских, междугородных, международных, мобильных. Большинство систем этого класса дороже, чем автономные и гибридные, зато удобнее в управлении, относительно просты в установке, обладают высокой надежностью и функциональностью. Системы на базе АТС можно разделить на два вида:
  • специализированные модули, которые либо входят в базовый комплект поставки АТС, либо в станцию устанавливается плата расширения или сервер конференц-связи. Например, фирма Nortel для аудиоконференции на базе УПАТС Meridian 1 предлагает плату на 30 каналов (для увеличения аудитории потребуется несколько плат); в АТС Alcatel OmniPCX 4400 можно устанавливать до трех плат, на 29 человек каждая; в станции MD-110 от Ericsson предусмотрена плата на 30 абонентов; Siemens и Avaya для увеличения емкости конференции предлагают для своих станций не платы, а внешние серверы конференц-связи, подключаемые к АТС. К сожалению, платы и серверы разрабатываются производителями УПАТС и могут применяться только с теми УПАТС, для которых они созданы;
  • универсальные модули к АТ – наиболее популярны решения на базе стандартных плат компьютерной телефонии (CTI), которые устанавливаются в промышленный компьютер, а также собственная разработка компанией и аппаратуры (на основе DSP-процессоров), и ПО.
Главные особенности автономных систем – в том, что они обладают своим коммутационным полем, а каждый участник конференции имеет свой пульт или телефонный аппарат (помимо основного ТА). Чаще всего такие системы АКС используютсяв режиме селектора: когда один участник говорит, остальные могут только слушать. Абонентские аппараты подключаются по выделенным линиям, для этого пользователю приходится расширять свою инфраструктуру. Типичными представителями систем этого класса в России являются «Регион 120XT/DX100» («АМ Телеком») и «Набат» («Лотес»).

Гибридные системы могут быть как на базе АТС (в этом случае их цена невысока, но и функциональность ограничена), так и автономными (со своей системой коммутации). Пример тому – система IP Office (Avaya), которая выпускается в обоих вариантах, но во втором случае представляет собой уже фактически АТС с функциями аудиоконференцсвязи, имея лишь ограничения по емкости.

Интеграция

Для оснащения аудиоконференцсвязью персональных кабинетов и небольших переговорных комнат достаточно установить конференц-телефон. Решения для конференц-залов или больших студий нужно интегрировать в уже имеющиеся системы озвучания либо проектировать новые системы локальных конференций. Самый простой способ стыковки систем – через аналоговый микшерный пульт с набором микрофонов и усилитель мощности с акустикой. Встроенная в стены или потолок акустика, врезные микрофоны и централизованное управление усложняют задачу и, как правило, приводят к использованию цифровых локальных конференц-систем, что серьезно удорожает проект.

Кроме того, возможно возникновение паразитной обратной связи, появляется необходимость подавления эха и шумов в паузах или неравномерности звукового акустического поля, которых не было в локальной конференции до включения в нее удаленных абонентов. В принципе, современное оборудование эффективно справляется с перечисленными проблемами, но нагромождение этих устройств напоминает скорее профессиональную студию звукозаписи, чем систему конференц-связи. Поэтому выпускаются интегрированные устройства «всё в одном», которые могут работать с любыми аналоговыми микрофонами и обеспечивать высокое качество звука.

Компактный рынок АКС растет

Участники рынка аудиоконференцсвязи зачастую являются и игроками рынка видеоконференций, что неудивительно, ведь АКС – составная часть технологии ВКС, хотя и появилась она гораздо раньше, и бюджет у нее гораздо более приемлемый.

Емкость рынка АКС невелика. Невозможно учесть всех местных производителей средств аудиоконференцсвязи. Однако из квартальных финансовых отчетов вендоров можно получить косвенные консолидированные данные по долям рынка мировых гигантов среди производителей терминалов и серверного оборудования для этой услуги. Безусловный лидер рынка – американская компания Polycom, которая имеет беспрецедентную линейку оборудования АКС и за время своего существования отгрузила 1,7 млн конференц-телефонов. Это единственный производитель, который выпускает, помимо терминального, еще и серверное оборудование АКС плюс серию автоматических микшеров Vortex, обеспечивающих качественное звучание в студиях и залах. Движется Polycom и в документальную связь: анонсировано Voice+Content-решение (продукт QSX), которое позволяет любому пользователю конференц-телефона от Polycom легко «расшарить» через IP-сеть контент компьютера для митинга с 15 удаленными участниками и получить дополнительные средства взаимодействия.

Ближайший преследователь «премьера» – ClearOne, который вместе с внушительной линейкой терминалов АКС выпускает инсталляционное оборудование для конференц-залов. Так, ClearOne анонсировала новую профессиональную серию аудиопродуктов Converge – системы с гибкими микрофонами и опциональными динамиками, разработанными для средних переговорных комнат.

Еще один традиционный производитель систем АКС – итальянская Aethra. Хотя ее линейка аудиотерминалов не содержит беспроводных и VoIP-решений, ориентация российского рынка на аналоговые подключения и бюджетная стоимость младших моделей делают оборудование этой компании достаточно привлекательным.

Остальные участники рынка либо имеют гораздо меньшие доли рынка, либо не представлены в России, как, например, шведская компания Konftel, которая производит терминалы АКС с гибким набором интерфейсов.

Особенность нашего рынка АКС – отсутствие терминального оборудования внутреннего производства и целый ряд собственных продуктов в серверном сегменте. Объяснением тому может служить невысокая стоимость отечественного оборудования и русскоязычный интерфейс, причем с возможностью кастомизации (в отличие от аналогичных зарубежных решений).

Тенденции мирового рынка АКС таковы. Рынок консолидируется и в финансовом направлении, когда крупные игроки поглощают мелких или заключают OEM-соглашения (например, компанию Latitude купила Cisco, результат – продукт Meeting Place; владелицей SpecTel стала Avaya – продукт Meeting Exchange), и в технологическом, благодаря чему голосовые приложения все чаще включаются вендорами в корпоративные ИТ-платформы, вплоть до операционных систем.

Терминальное оборудование АКС уже сравнялось по стоимости с цифровыми аппаратами ведущих телефонных производителей, а характеристики и дизайн заметно лучше.

Все это подталкивает рынок АКС к росту, хотя на фоне ИТ-рынка в целом аудиоконференцсвязь выглядит падчерицей, еще более бедной, чем раньше.

Back to the future

Да, новое – это хорошо забытое старое, и АКС не исключение. Несмотря на достаточно долгое присутствие на рынке цифровой телефонии VoIP и ВКС, самым доступнымспособом поучаствовать в аудиоконференции остается старый добрый аналоговый телефон.

Рост рынка АКС в России отчасти тормозится отсутствием хорошо развитой инфраструктуры как первичной, так и вторичных сетей телефонии и ПД. Следует также отметить и низкую активность операторов связи в этом сегменте услуг. Некоторое конкурентное преимущество – у провайдеров, взявшихся за эту услугу. Однако пока существует дефицит на обычные телефонные сервисы, серьезных инвестиций в АКС от операторов связи ожидать не приходится. Несколько лучше обстоят дела в корпоративном секторе, где потребность в телефонных конференциях сформировалась еще в советский период, а построенные в последнее время сети связи и ПД в значительной степени конвергентны и изобилуют бизнес-приложениями, что позволяет строить сети АКС на базе любых протоколов и технологий.

Таким образом, в долговременной перспективе можно прогнозировать развитие ТЧ-систем как терминалов и TDMсистем как серверного оборудования АКС в сегменте операторов связи, увеличение доли VoIP-систем в корпоративном секторе.

Сетевая инфраструктура

Принципы отбора для сравнительного анализа технических и коммерческих характеристик серверного оборудования АКС (см. таблицу) не связаны с используемыми технологиями и выбраны по следующим критериям:
  • доступность на российском рынке и известность бренда;
  • поддержка цифровых транков.
Существует достаточно много серверов АКС на базе CTI отечественной разработки: системы InterCall («Артикс-Лайн»), «Аудиоконференцсвязь» («Светец») и IntelleScript Conference Pro (Forte IT), продукты компаний «Системы компьютерной телефонии» и «Агат-РТ».

Пожалуй, самое известное CTI-решение в этой области – система селекторной и аудиоконференцсвязи «Ассамблея» («НевоАсс»), которая первоначально выпускалась только для традиционных телефонных сетей на базе аппаратных и программных средств Intel Didlogic. Впоследствии при активном участии Intel была реализована VoIP-версия системы на базе технологии Intel NetStructure Host Media Processing (HMP), для комбинированных телефонных/VolP-сетей был выпущен вариант на базе платформы Intel Didlogic DM/IP301-E1. Все перечисленные модификации инсталлируются на промышленные серверы различных производителей, которые при необходимости оснащаются модулями CTI. При создании кластера (каскадировании) «Ассамблея» расширяется до рекордной емкости – 2048 абонентов (полудуплекс). Высокая функциональность системы обусловлена использованием компьютерной платформы.

Системы, построенные без применения плат CTI, – полностью самостоятельные аппаратно-программные комплексы, которые в отличие от CTI-систем могут работать независимо от ПК. Многие компании предпочитают именно самостоятельные системы, чтобы обеспечить высокую функциональность и надежность, так как и ПО, и аппаратная часть разрабатываются в комплексе, а компьютер нужен только для их настройки, администрирования и управления. Даже в случае отказа ПК конференция не прервется.

Отечественный разработчик полностью самостоятельных комплексов АКС – компания «Телрос» – предлагает системы «Альянс» и «Конгресс», дифференцированные по функциональности и ориентированные в основном на корпоративных заказчиков. Один модуль «Альянса» или «Конгресса» позволяет организовывать полнодуплексные аудиоконференции для 20–60 абонентов (до десяти одновременных конференций). При объединении двух модулей число участников увеличивается до 120. Обе системы очень просты в инсталляции, в них нет даже тумблера питания – включил и забыл. Кроме того, это, возможно, самое недорогое решение не только среди представленных в обзоре, но и вообще на рынке.

Для организации удаленных телефонных совещаний Cisco Systems предлагает системы Meeting Place и IP/VC 3540. Конференц-мост Meeting Place 81xx отличается высокой масштабируемостью – обеспечивает от 30 до 960 IP/ISDN-каналов на одном шасси, может использоваться как на IP-сетях, так и в сочетании с традиционными АТС. Предусмотрены встроенная возможность записи проводимых совещаний и интеграция Meeting Place c такими приложениями, как Microsoft Outlook и Lotus Notes, что упрощает процесс планирования и сбора конференции. Особенностью системы является возможность совместной работы с документами в ходе совещания и, что особенно важно, его записи и внесения изменений в данные. Однако стоимость Meeting Place 8112 емкостью 270 абонентов – без малого $400 тыс. – отнюдь не порадует потенциального покупателя.

Более бюджетная вариация – линейка IP/VC 3540, которая предназначена для видеотелефонии, но может использоваться и как универсальный конференц-мост на значительное число абонентов, прежде всего для IP-PBX Cisco CallManager, так как поддерживает протокол Skinny. Помимо модулей для VoIP, в 4-слотовое шасси можно устанавливать до 6 ISDN PRI-интерфейсов для подключения к АТС.

В обзор включено одно из самых популярных в мире решений аудиоконференцсвязи – шасси Polycom VoicePlus MGC, хотя этот продукт не столь успешен, как ВКС-решения того же производителя, из-за наличия в нем конференц-моста только для ISDNподключений. Номинально Polycom VoicePlus можно «добить» IPмодулями, но его стоимость тогда станет просто катастрофичной для исключительно голосового решения.

Один из старейших производителей серверного оборудования конференц-связи – компания RadVision – отметился в обзоре новой линейкой MCU SCOPIA. Представлены версии изделия на 400 и 1700 абонентов, которые поддерживают как TDM-, так и VoIP-конференции. Важные особенности SCOPIA – увеличенная предельная емкость (очевидна ориентация на операторов связи) и наличие функции криптования, в том числе при подключении через ISDN, что пока не реализовано у других производителей.

P.S.

Буквально накануне сдачи статьи в номер Cisco объявила об окончании выпуска линейки IP/VC 3540 и анонсировала сменившую ее новую серию – IP/VC 3545. Все происходит быстрее, чем нам кажется…

Терминальное оборудование

Для того чтобы корректно сравнивать терминалы АКС, следует распределить их по группам в зависимости от используемых технологий: аналоговая (ТЧ), TDM (ISDN, преимущественно цифровые PBX), VoIP. Однако у каждой из перечисленных технологий есть множество нюансов. Так, VoIP (впрочем, как и TDM) не однородна и может также содержать внутрифирменные протоколы, например Skinny, что предусматривает использование строго определенного сервера АКС. Отдельный вопрос: как сравнивать системы WIRELESS? В зависимости от типа подключений к телефонной сети базовой станции или от используемых беспроводных технологий.

Не вдаваясь в особенности каждой технологии, сравним технические и коммерческие характеристики терминалов АКС (см. таблицу) с учетом следующих условий:
  • форм-фактор – настольный конференц-телефон (table top);
  • доступность оборудования на российском рынке;
  • присутствие бренда на мировом рынке.
Итальянская компания Aethra представлена в обзоре двумя системами – Voice Plus и Voice Plus ISDN. Первый терминал оснащен аналоговым телефонным интерфейсом, второй – цифровым интерфейсом с интеграцией услуг. Кстати, это единственная система в данном обзоре, имеющая «чистый» ISDN-интерфейс. Обе системы могут быть дополнены парой микрофонов, которые расширяют радиус покрытия до 5 м. У оборудования АКС от Aethra лаконичный дизайн и вполне конкурентоспособная стоимость.

Конференц-телефон Cisco 7936 создан «по мотивам» терминалов Polycom. Его единственное отличие – поддержка протокола Skinny и, соответственно, совместимость с популярной IP-PBX Cisco CallManager. В остальном же характеристики Cisco 7936 аналогичны параметрам моделей Polycom IP3000/IP4000, включая стоимость (по Cisco Global Price List все равно никто не торгует).

Компания ClearOne давно и прочно обосновалась на рынке АКС и является одним из пионеров отрасли. Ее беспроводной терминал ClearOne MAX Wireless был первой системой такого рода, которая наряду с функциями проводных терминалов конференц-связи обеспечивает беспроводную передачу сигнала и автономное питание. Устройство по радиоканалу (DECT 1,8 ГГц) связывается с удаленным (до 50 м) базовым блоком, подключенным к телефонной линии. Таким образом, терминал можно использовать в помещении, где нет подводки телефонной линии. Как и проводной терминал MAX EX, MAX Wireless рассчитан на использование в небольших помещениях с количеством участников конференции до 8 человек. Для больших залов предусмотрена совместная работа двух терминалов MAX Wireless. Недавно компания пополнила линейку своих терминалов системой MAX IP, поддерживающей SIP.

LifeSize – самый молодой (осень 2005 г.) вендор на рынке АКС. Особенностью его системы LifeSize Phone, напоминающей летающую тарелку, является возможность работы как автономно в качестве конференц-телефона, так и в составе линейки ВКС этого производителя в качестве высокоэффективного микрофона с беспрецедентной зоной покрытия. LifeSize Phone – конференцтелефон нового поколения с «круглым» дизайном. В системе реализовано множество инженерных инноваций. Благодаря технологии Circular Microphone Array («многонаправленная» архитектура) допускается использование 16(!) микрофонов и лучевой технологии формирования, когда каждый микрофон работает постоянно, обеспечивая отличное соотношение сигнал/шум. В устройстве реализован алгоритм MPEG-4 AAC с частотой до 16 кГц в зависимости от типа подключения, а за счет титанового громкоговорителя еще и превосходный звук на низких частотах без сабвуфера. Компания LifeSize заявляет о высокой направленности и двойной по сравнению с любыми существующими решениями зоной покрытия. Однако точных данных пока нет, поэтому в сравнительной таблице данная позиция обозначена как «Нет данных». Для больших конференц-залов можно объединять два устройства. Возможно, сегодня это действительно лучшее устройство на рынке, однако цена в $1649 – самая высокая среди всех систем, представленных в обзоре.

Линейка терминалов АКС американской Polycom заслуживает самых лестных отзывов, так как закрывает практически все потребности рынка. Легендарная серия SoundStation представлена в обзоре своим новым релизом SoundStation2, который расширился беспроводным решением в диапазоне DECT SoundStation2W. Вообще, все терминалы АКС, за исключением SoundStation 100, унаследовали дизайнерскую идею первых выпусков Polycom SoundStation. Линейка SoundStation IP3000/IP4000 (соответственно H.323/SIP) – не исключение.

ОтносительноSIP компания Polycom занимает лидирующую позицию и активно внедряет его полную поддержку в свою аудио- и видеопродукцию, в том числе в терминалы и инфраструктуру. SoundStation IP 4000 – новый IP-телефон для конференцсвязи, выполненный в стандартных треугольных пропорциях линейки SoundStation. Внешний модуль объединяет питание и Ethernet, в результате на стол «приходит» только один кабель. Телефон имеет графический LCD, отключаемые микрофоны и возможность подключения дополнительных микрофонов. Это первый SIP-телефон с логотипом Polycom, но компания участвовала в разработке IP-телефонов для Cisco (Skinny) и Avaya (SIP).

Еще одной особенностью линейки SoundStation является выпуск OEM-оборудования Polycom VTX1000 для «старших братьев» – Avaya, Nortel – с соответствующими цифровыми портами для их УАТс. По своим техническим характеристикам VTX1000 – флагман линейки терминалов АКС Polycom. Он оснащен внешним сабвуфером, а кроме того, интегрируется с терминалами ВКС серии VSX.



alt="">
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!