Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 7 2006 |
В.П. ТИХОМИРОВ  | 01 июля 2006 |
В.П. ТИХОМИРОВ: «E-learning – основа новой экономики»
– Это способность быстро воспринимать информацию и использовать ее для своего блага. Через 5 лет система образования должна на 70% содержать новые технологии. Появится новая категория обучающихся – независимые, те, кто хочет получать знания в течение всей жизни. У нас есть 250 независимых курсов, и их количество постоянно растет. К 2010–2012 гг. такие технологии обучения составят 70% от общей деятельности университета. Сегодня вуз должен дать шанс человеку любого возраста вне зависимости от места проживания изучить интересующий его предмет и при желании получить сертификат. Тот, кто не воспользуется e-learning, проиграет.– Владимир Павлович, это в перспективе, а как вы оцениваете современную ситуацию в мировой и отечественной системе образования?
– Она отстает от тех колоссальных изменений, которые происходят в мире. В 70-е годы информация удваивалась за 10 лет, в 80-е – за пять, а в 90-е – ежегодно. Сегодня счет идет на месяцы. По экспертным оценкам, студенту предлагают знания 7–8- или даже 15–20-летней давности. И только электронное образование готово ответить на вызов глобализации.
– Эффективность использования электронного образования вузами России осознана?
– Пока недостаточно. А это будущее нашей страны- E-learning – политическая стратегия. В странах G8 электронное обучение стало приоритетом на пути адаптации национальных образовательных систем к условиям информационного общества. Посредством e-learning мы сможем узнать сегодня, что нового появилось в мире вчера. Возможности повышения уровня образования с помощью электронных технологий практически безграничны. По оценке экспертов, 80% нового качества образования заложено в e-learning, 20% – все остальное.
– Еврокомиссия определяет электронное обучение как «использование новых технологий мультимедиа и Интернета для повышения качества обучения за счет улучшения доступа к ресурсам и сервисам, а также для удаленного обмена знаниями и совместной работы». Что вы вкладываете в это понятие?
– Электронное обучение зарождалось как система поддержки дистанционного образования (ДО), поэтому многие до сих пор отождествляют его с ДО. А сегодня это учебный материал и обязательное общение студента и педагога через Интернет – как в форме видеоконференции в режиме online, так и интерактивное. Это смешанное обучение объединяет очные и виртуальные сценарии взаимодействия преподавателя и учащегося. Специалисты МЭСИ, проанализировав мировой опыт, отобрали лучшие технологии и создали синтезированный курс, адаптированный к российским условиям.
– Как строится процесс обучения?
– У нас создана образовательная сетевая оболочка, в которой содержится необходимая студенту информация: программы, учебные материалы. Тесты для самопроверки мы не смотрим: студент сам должен понимать, насколько он компетентен в данном вопросе. Преподаватель оценивает знания студента, просматривая итоговые тесты во время сессии. Решающая роль отводится навигатору – графику изучения дисциплины за семестр, с помощью которого студент планирует свои занятия. Он сам выбирает, как учиться: традиционно по учебникам, запросить CD на все материалы за год или самостоятельно работать в сетевой оболочке. При поступлении в вуз все получают регистрационный номер-пароль и могут бесплатно работать в электронной среде.
В аудиториях МЭСИ большие проекционные экраны, на которые преподаватель транслирует со своего компьютера лекцию и специальным пером пишет дополнения. Интерактивные доски позволяют сохранить результаты лекционной работы в образовательной среде. Занятия носят дискуссионный характер. Перед началом занятий у студента уже есть материал в распечатанном виде, а педагог лишь вносит интригу.
– Стоит ли тогда посещать лекции?
– От преподавателя требуется еще и харизма – чтобы держать аудиторию. В итоге опыт публичных дискуссий развивает опыт оперативного мышления.
– Как поддерживаете педагогический корпус?
– Требования к преподавателям очень высокие. Это больше чем педагог – гуру! Чтобы быть асом, он раз в год проходит курс переподготовки. Полтора года назад мы решили проблему «воспроизводства» педагогического корпуса (увеличили ставки, выработали грамотные критерии оплаты), и он стал быстро прирастать молодыми талантливыми специалистами. Педагог мотивирован на соблюдение всех критериев: каждый добавляет к жалованию 10%. Все зависит от его активности – это и создание курсов и их корректировка, подготовка методологической базы, издание собственных трудов. Гипотетически ставка может увеличиться в 5 раз. Неплохо можно заработать и «на часах» (до $1 тыс. в месяц).
У нас нет спонсоров. Зарабатываем сами. Прежде всего на разработках, внедрении и продажах ИКТ-продуктов для обучения, консалтинге, семинарах, конференциях, форумах. Определенный доход приносит обучение на коммерческой основе.
– Сложно поступить в МЭСИ?
– У нас высокий конкурс – 7–10 человек на самые востребованные специальности, в том числе на ИТ. Используем успешно и систему платного обучения: для студентов ИТ это 2600–3500 у.е. в год.
– А каков процент трудоустройства выпускников?
– 100%. Центр содействия выпускникам в трудоустройстве три раза в семестр устраивает ярмарки работодателей, некоторые из них здесь же проводят тестирование и отбор студентов. Хорошие специалисты нарасхват. На 3-м курсе трудоустроены более 50% будущих специалистов, на 4-м – 76%, на 5-м – все 100%. На биржу труда наши студенты не ходят. И если 8 лет назад мы искали работодателей, то сегодня инициатива на их стороне.
Наши выпускники обладают тройной компетентностью: экономика, ИТ и системный подход к организации рабочего процесса и карьеры. Диплом МЭСИ востребован в «Газпроме», ЦБ РФ, Счетной палате, Минюсте, крупнейших ИТ компаниях и т.д. Стартовое жалование молодого специалиста $500–1000. МЭСИ – единственный среди вузов страны прошел международную сертификацию всех направлений деятельности на соответствие стандарта качества ISO 9000:2000. Так что для прилежного студента карьера за границей не является несбыточной мечтой.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!