Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 5 2006 |
Вера ШУЛЬЦЕВА  | 01 мая 2006 |
РСС: рабочие будни времен NGN
Меморандум, разработанный в рамках РСС, является первым согласованным международным актом, регламентирующим указанную область, и опережает принятие подобного документа МСЭ и другими региональными организациями. «Мы договариваемся о согласованных мерах, необходимых для защиты наших информационных сетей. Документ открыт для всех операторов, и я полагаю, что число присоединившихся будет расти еще долго», – считает Н.Н. Мухитдинов, генеральный директор Исполнительного комитета РСС. В приложении к меморандуму содержится минимальный набор требований, четко отражающий основные задачи операторов (см. www.rcc.org.ru). Это первый шаг в направлении поиска подходов к сертификации сетей операторов электросвязи по вопросам информационной безопасности.Urbi et orbi
Как показывает опыт работы РСС, сотрудничество – единственно конструктивный путь развития современных инфокоммуникационных технологий. Труд связистов не только поддерживает рост национальных экономик, но и исправно выполняет функции интегратора в хозяйственной, культурной и социальной жизни стран СНГ. «Мы помогаем аутсайдерам догнать лидеров, – считает Н.Н. Мухитдинов. У авангарда есть одна несомненная «привилегия» – делать ошибки. Наша задача – не повторять их». Еще одна сверхзадача РСС – принимать общие согласованные решения и выступать с единой позицией на крупнейших международных форумах как в интересах самого Содружества, так и ради вклада в общемировое развитие инфокоммуникационного сообщества.
Самый свежий пример – активное участие во Всемирной конференции по развитию электросвязи (ВКРЭ-06), где в основе пяти (из шести) принятых региональных инициатив: «Повышение эффективности использования спектра путем создания сетей интерактивного мультимедийного цифрового вещания в странах с горным рельефом и оптимизация систем радиоконтроля», «Создание международных центров по внедрению и тестированию новых технологий», «Внедрение электронных приложений, основанных на широкополосных технологиях», «Комплексное повсеместное внедрение технологий и систем телемедицины для преодоления "цифрового разрыва"», «Дальнейшее развитие и становление «центров мастерства» и формирование образовательного пространства» – решения, предложенные специалистами Содружества. Администрация РСС намерена содействовать реализации этих инициатив, а также их финансированию при долевом участии МСЭ.
NGN нужен паспорт!
Несмотря на все преимущества сетей нового поколения, их строительство – дело рискованное. «В основном это обусловлено тем, что для NGN специфицированы протоколы и технологии, разрабатываемые разными организациями, и у многих из них процесс еще до конца не завершен,– рассказывает А.Е. Кучерявый, советник генерального директора ФГУП ЦНИИС. – В этих условиях вопрос совместимости стоит намного острее, чем для традиционных сетей». Поэтому ЦНИИС, как и его коллеги на Западе, создал тестовую площадку для отработки проблем взаимодействия. Организация и проведение тестирования требует создания специальной среды – модельной сети. Затраты на получение «паспорта качества» для NGN могут составить до 15% стоимости оборудования. Тем не менее отказ от тестирования может обернуться серьезными проблемами в будущем: неустойчивость сети, низкое качество услуг, отказы в обслуживании и в итоге потери доходов оператора. Сегодня проект тестирования в Технопарке ЦНИИС завершен. Тестирование оборудования Softswitch от полутора десятков производителей показало, что без доработок совместимость не была бы достигнута. В целом же из 2552 тестов неуспешными оказались 6%. NGNоборудованию нужен технический паспорт. Опыт ЦНИИС оказался настолько впечатляющим, что МСЭ-Т одобрил идею создания региональных исследовательских центров с аналогичными функциями.
Проблема интеграции NGN в «традиционную среду» оказалась воистину горячей. Аудитория единодушно отметила, что нет необходимой информации, документов, рекомендаций, которые позволили бы систематизировать результаты уже стартовавшей новой технологии.
Первые шаги демонополизации
Сегодня на либерализованном рынке услуг дальней связи двадцать лицензиатов, а действующих игроков пока два – «Ростелеком» и «Межрегиональный ТранзитТелеком». Поэтому говорить о серьезной конкуренции рано, время лишь поделиться впечатлениями. «Сейчас многие аналитики подсчитывают, кто сколько потеряет, как распылится рынок. Мне больше нравится искать в этом процессе позитивные моменты, – говорит О.Н. Румянцева, коммерческий директор «Ростелекома». Либерализация несет не только угрозы, но и новые возможности операторам, прежде всего выход на конечного пользователя». Кроме того, по ее мнению, открытый рынок будет способствовать равномерному развитию инфраструктуры, что для огромной России большое благо. «Абонент – это тот, кто платит нам деньги за услугу, зарплату. От того, как мы будем вести с ним диалог, зависит наше будущее», – добавляет О.Н. Румянцева. Поэтому дальнейшие шаги оператора – развитие продуктовой линейки.
У новичка на рынке проблем больше. Заместитель гендиректора МТТ по коммерции Г.Ш. Хасьянова выделяет слабую осведомленность потребителей о новой схеме предоставления услуг (нужна мощная реклама!); трудоемкость проблемы межоператорского взаимодействия (согласования, подписание агентских соглашений в регионах и т.п.); технологические сложности на пути новых схем пропуска междугородного и международного трафика, устранение которых требует определенного времени. Тем не менее МТТ уже с первого января начал предоставлять услуги дальней связи в отдельных регионах Санкт-Петербурга, в Твери и Красноярском крае, с февраля – в Москве, а с марта – на всей территории России.
Услуга IFS в СНГ: нужна стратегия
Сегодня услуга международного бесплатного вызова (International FreePhone Service – IFS) предоставляется во всем мире, кроме стран СНГ, имеет высокий спрос со стороны коммерческих структур, но особенно популярна в туристическом и страховом бизнесе. Абонент услуги покупает номер в МСЭ и самостоятельно делает себе рекламу перед ее запуском. Схема прохождения вызова инверсионна: звонок следует в одном направлении, его оплата – в противоположном. Национальный международный оператор оплачивает иностранным коллегам инициацию вызова, а его затраты возмещает абонент услуги.
«Ростелеком» работает в этом сегменте рынка уже не первый год. На его счету тридцать договоров и доход $4 млн только за 2005 г. (340% к 2004 г.), так что бизнес этот весьма привлекательный. Проблем здесь две: подписание договоров с коллегами о порядке инициации вызовов и организация нумерации. Своим видением организации номера поделились специалисты «Ростелекома» и МТТ, ибо существует возможность организовать номер «внутри», минуя МСЭ. Такой путь дешевле, но уязвимее. Во-первых, он не универсален для всех стран СНГ, а во-вторых, не исключает «пересечения номеров». «Проблема бесплатного вызова волнует всех. Но прежде всего следует определиться со стратегией: какая будет нумерация – собственная или утвержденная МСЭ. Естественно, что абоненту услуги предпочтителен единый номер для всех стран, где присутствует его бизнес», – считает К.С. Тикарь, генеральный директор РУП «Белтелеком». В ходе оживленной дискуссии было принято решение создать для выработки правильного механизма предоставления этой услуги в мире и СНГ специальную группу и подготовить вопрос к обсуждению на следующем заседании.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!