Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 5 2006 |
Николай ДМИТРИК  | 01 мая 2006 |
Агенты без лицензии и бесплатные входящие «Точечная реформа» законодательства о связи
За прошедший год в законодательстве и подзаконных актах в сфере связи произошли масштабные изменения. Фактически заново был создан весь массив правил и требований, регулирующих деятельность операторов связи и раскрывающих общие положения Федерального закона «О связи». Однако, наряду с принятием объемных и, безусловно, крайне важных документов, законодатель проводил и точечную корректировку отдельных норм, иногда практически незаметную для неспециалистов.
За прошедший год в законодательстве и подзаконных актах в сфере связи произошли масштабные изменения. Фактически заново был создан весь массив правил и требований, регулирующих деятельность операторов связи и раскрывающих общие положения Федерального закона «О связи». Однако, наряду с принятием объемных и, безусловно, крайне важных документов, законодатель проводил и точечную корректировку отдельных норм, иногда практически незаметную для неспециалистов.На примере двух таких изменений попробуем оценить возможные последствия «точечной реформы» в законодательстве.
Пример 1. Федеральным законом от 3 марта 2006 г. № 32-ФЗ внесены изменения в статью 54 Федерального закона «О связи», в результате чего с 1 июля 2006 г. «оплате абонентом не подлежит телефонное соединение, установленное в результате вызова другим абонентом».
Этот закон широко освещался в прессе как «закон о бесплатных входящих»: приводился опыт зарубежных стран, анализировались системы взаиморасчетов, оценивалась справедливость этого принципа. Но на изменения в ФЗ «О связи» интересно посмотреть и с сугубо правовой точки зрения, а именно с точки зрения использованного механизма введения новой правовой модели в существующую законодательную базу.
Федеральный закон от 3 марта 2006 г. № 32-ФЗ состоит всего из двух статей: первая содержит новую редакцию пункта 1 статьи 54 ФЗ «О связи», вторая устанавливает срок вступления изменений в силу. Никаких механизмов приведения существующих отношений между операторами связи и абонентами в соответствие с новой нормой данный закон не предусматривает.
Означает ли это, что любой звонок, принятый после нуля часов 1 июля, будет бесплатным для абонента? И вправе ли оператор с этого (или с какого-нибудь другого) момента увеличить абонентскую плату или плату за исходящие вызовы?
Ответа на этот вопрос в законодательстве о связи не содержится. Гражданское же законодательство, которое регулирует отношения по возмездному оказанию услуг связи, предусматривает, что данный вопрос должен быть решен в абонентском договоре.
Более того, в статье 422 Гражданского кодекса говорится, что, «если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров». Таким образом, если в договоре оператора связи с абонентом не предусмотрена необходимость его изменения при изменении требований законодательства, все условия договора сохранят свою силу и после 1 июля 2006 г. То есть для тех, у кого раньше входящие звонки были платными, они так и останутся платными.
Конечно, абонент сможет перезаключить договор с оператором – но уже на условиях оператора, выбрав один из тарифов с бесплатными входящими. Такие тарифы, впрочем, существуют и сейчас, отличаясь от других повышенной абонентской платой. Единственное отличие отношений абонента с оператором после 1 июля 2006 г. – то, что абонент не сможет заключить договор на оказание услуг связи, предусматривающий оплату им входящих вызовов (за исключением, конечно, нахождения абонента в роуминге или использования им номера в коде 800).
Пример 2. Указом Президента РФ от 2 февраля 2005 г. № 116 «О приведении некоторых актов Президента Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» был признан утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. № 1212 «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения». Напомним, что этот указ налагал серьезные ограничения на проведение расчетов через агентов, комиссионеров и иных представителей, что делало практически невозможным использование института представительства в сфере связи*.
На сегодняшний день единственным документом, запрещающим использование агентских договоров в сфере связи, является письмо Госкомсвязи РФ от 25 марта 1999 г. № 1805, в котором действовавший тогда регулирующий орган на основании предыдущего ФЗ «О связи» выразил мнение, что агентов и иных представителей нельзя использовать для заключения договоров на оказание услуг связи. Но с тех пор правовая позиция регулирующего органа изменилась, что, в частности, нашло отражение в пункте 49 Правил оказания услуг телефонной связи (утверждены Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2005 г. № 310), где прямо говорится, что оператор связи вправе поручить третьему лицу заключить договор от имени и за счет оператора связи, а также осуществлять от его имени расчеты с абонентом и (или) пользователем.
Таким образом, теперь устранены все правовые ограничения на использование агентских договоров (договоров поручения и комиссии) операторами связи. Ограничивает действия агентов только сама модель агентского договора: агента нанимают действовать вместо себя при заключении договоров и (возможно) при проведении расчетов. Но лицо не может поручить кому либо действовать вместо себя там, где оно обязано действовать лично. А поскольку лицензия на право оказания услуг связи выдается только лицензиатом, то только лицензиат и вправе оказывать услуги связи – хотя бы и по договорам, заключенным агентом. Этим снимается необходимость получения лицензии на оказание услуг связи теми лицами, которые услуги связи не оказывают, например владельцами гостиниц, бизнес-центров и т.п. Услуги связи постояльцам и арендаторам оказывает оператор связи, с которым у владельца гостиницы или бизнес-центра есть договор. Ранее, при невозможности для владельца бизнес-центра или гостиницы действовать от имени оператора и собирать средства за оказанные услуги связи, владелец был вынужден получать лицензию и становиться оператором связи. Теперь же он может просто выступать в качестве агента, а услуги связи будет оказывать оператор.
Выводы
Два приведенных примера, казалось бы, кардинально различаются. Хотя проанализированные акты Совпадают по юридической технике (они просто вносят изменения в законодательство, не предусматривая какого-либо механизма приспособления существующих общественных отношений к новым правилам), эффективность первого весьма мала, в то время как второй существенно способствует развитию отрасли связи.
Однако необходимо иметь в виду, что и характер норм в этих нормативных актах различается: если первый устанавливает новые требования, то второй их снимает. В первом случае законодателю требуется преодолеть инерцию отношений, которые уже существуют и, более того, охраняются действующим законодательством в неизменном виде. Во втором – лишь снять барьер для назревших и, по большому счету, сложившихся на практике отношений.
В первом случае точечные изменения практически ни к чему не ведут, так как механизм их реализации не сложился и не был предложен законодателем. Во втором – механизм уже был готов и опробован в других сферах экономики, и необходимы были лишь точечные изменения, устранявшие последние препятствия для реализации этого механизма.
Впрочем, в отличие от многих «мертворожденных» норм (того же Федерального закона «Об участии в международном информационном обмене»), норма о бесплатных входящих должна заработать, так как для этого есть предпосылки. Но, к сожалению, случится это позже, чем было обозначено законодателем.
* Данный вопрос обсуждался нами в статье «Агент без лицензии» // Информ Курьер-Связь. 2004. № 6. С. 64.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!