Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 4 2006 |
Валерий ВОЛОДИН  | 01 апреля 2006 |
Частоты и бизнес операторов: сроки, процедура, терминология
В дальнейшей проработке нуждаются во-просы организации контроля и надзора. Возможно сужение круга деятельности, подлежащей лицензированию, за счет ведения определенных видов бизнеса в области связи в заявительном порядке. На законодательном уровне и в нормативных правовых актах исполнительной власти должны быть юридически закреплены четкие механизмы регулирования использования РЧС и механизмы сотрудничества госпредприятий и организаций с коммерческими структурами отечественного и мирового рынков.Практика применения статьи 24 ФЗ «О связи» в части определения документов, дающих право на использование радиочастотного спектра, показала необходимость юридического закрепления первичности решения Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) о выделении полосы частот по отношению к разрешению Россвязи на использование радиочастот. Существует достаточно большой класс радиоэлектронных средств, используемых гражданами в личных целях: персональные радиостанции, «карточки» беспроводной радиосвязи и др., которые в силу применяемой в них технологии используют полосу частот, а не конкретные номиналы. Для таких средств решение ГКРЧ о выделении полосы частот является, на наш взгляд, достаточным основанием для использования РЭС.
Сроки
Среди наиболее острых проблем – сроки рассмотрения и выдачи решений ГКРЧ и разрешений Россвязи на использование полос и номиналов частот. Операторы связи неоднократно сталкивались с ситуациями, когда даже при принятом положительном решении ГКРЧ о выделении полос частот этот документ направлялся заявителю с задержкой до полугода. Притом что в самом тексте решения, как правило, присутствует требование осуществлять первое обращение для реализации данного решения не позднее 6 месяцев со дня его принятия.
Еще сложнее обстоят дела с получением разрешений Россвязи. В соответствии с пунктом 3 статьи 24 закона «О связи» присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала для РЭС гражданского назначения осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи по заключению радиочастотной службы на основании заявлений граждан или юридических лиц РФ. Решения о присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала для РЭС гражданского назначения, а также по другим обращениям граждан должны приниматься федеральным органом исполнительной власти в области связи не позднее чем через сто двадцать дней со дня обращения. Даже такой срок операторам представляется необоснованно завышенным, а на практике он еще и перекрывается, подчас более чем троекратно.
Анализ процедуры выдачи разрешений показывает, что имеются резервы для существенного сокращения сроков. В первую очередь следует учесть, что после выдачи ФГУП «Главный радиочастотный центр» заключения экспертизы заявка оператора в Россвязь вновь возвращается в ГРЧЦ, теперь уже для подготовки разрешения. Между двумя этими событиями проходят месяцы. Почему бы вместе с заключением ГРЧЦ не направлять в Россвязь и проект разрешения? Ведь никаких других целей, кроме как получение разрешения Россвязи, у заявителя нет.
Очевидна также реальная возможность сократить сроки подготовки заключения экспертизы путем совершенствования процедуры согласования радиочастотных заявок в Минобороны России.
Толкование терминов. Серьезная проблема для оператора – неоднозначное толкование терминов «реализация» и «срок действия» в решениях ГКРЧ. В принятых до февраля 2003 г. оперативных решениях ГКРЧ установлен срок (обычно два года с момента выдачи решения), в течение которого оператор должен осуществить ввоз РЭС на территорию нашей страны, в противном случае решение ГКРЧ утрачивает правовую силу. В оперативных решениях, принятых ГКРЧ в период с февраля по декабрь 2003 г., также предусмотрен срок их реализации, но уже без объяснения понятия «реализация решения ГКРЧ». Поскольку в ФЗ «О связи» понятие срока реализации решения ГКРЧ вообще отсутствует, то вследствие различных толкований данных терминов в ГРЧЦ, в Россвязи и Мининформсвязи России существенным образом усложняются процедуры как продления решений ГКРЧ, так и получения разрешений Россвязи.
Порядок и процедура. Актуальным для сотовых операторов стал вопрос о нормативном правовом регулировании порядка и процедуры присвоения радиочастот, которые позволяют с учетом действующих ограничений оперативно изменять радиочастоты для РЭС подвижной связи, что для базовых станций мобильных сетей продиктовано рынком и является необходимым условием оптимизации частотного планирования сети связи.
Для сокращения сроков развития сотовых сетей необходимо вынести вопрос на рассмотрение ГКРЧ с целью выработки обобщенного решения госкомиссии о выделении полос радиочастот для РЭС сетей сотовой связи стандарта DCS-1800 (подобно действующему решению ГКРЧ № 46/6 от 09.06.97 для РЭС сетей GSM-900).
Кроме того, с учетом современного динамичного развития операторов связи – присоединения дочерних компаний, преобразования ОАО в ЗАО и т.п. – необходимо определить ускоренный порядок переоформления разрешительных документов на использование радиочастот и внести соответствующие дополнения в существующие положения.
Международная правовая защита
Открытым остается вопрос: кто должен выступать инициатором продления срока действия заключения, если международная правовая защита (МПЗ) частотных присвоений РЭС не завершена в течение первого года? Оператор связи не располагает текущей информацией о ходе работы по вопросам МПЗ. В то же время решение экспертизы о возможности продления срока действия ранее выданного заключения необходимо оператору для пролонгирования действия разрешения на использование радиочастот. Имевшие место случаи навязывания радиочастотной службойоператорам процедур МПЗ частотных присвоений для маломощных РЭС, работающих в центральной части России, вызывают недоумение.
Перспективные технологии. Принятые решения ГКРЧ являются началом унификации и упрощения всех процедур по проведению экспертизы и выделению радиочастотного ресурса. Однако нормативные основы его распределения требуют дальнейшего совершенствования. В том числе это касается вопросов определения необходимого частотного ресурса для развития перспективных технологий связи, разработки концептуальных проблем их существования и развития на телекоммуникационном рынке России.
Предложения Национальной радиоассоциации по совершенствованию нормативной правовой базы:
- Доработка нормативных правовых актов с целью повышения ответственности органов исполнительной власти и радиочастотной службы за своевременную реализацию требований по выполнению сроков рассмотрения в радиочастотной службе заявлений граждан и юридических лиц России.
- Ускорение разработки порядка и процедур выделения полос радиочастот для ввозимых на территорию РФ РЭС и высокочастотных устройств гражданского назначения.
- Отработка положений нормативных документов с целью их однозначного понимания как пользователями РЧС, так и регулирующими органами.
- Разработка межведомственного нормативного документа, определяющего порядок проведения независимого аудита занятости РЧС радиоэлектронными средствами правительственного назначения с целью выявления неиспользуемых (или неэффективно используемых) полос частот и перевода этих средств в категорию РЭС гражданского или совместного пользования.
- Организация разработки Положения о взаимодействии радиочастотных органов Мининформсвязи и Минобороны России, разграничивающего их полномочия и обеспечивающего совместную работу в интересах как безопасности государства, так и развития телекоммуникационного бизнеса.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!