Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 4 2006 |
Н.И. СОЛОВЯНЕНКО  | 01 апреля 2006 |
Закон нового поколения
Принятие законодательных актов, регулирующих использование электронных систем в сфере государственного управления и предпринимательства, в том числе в области электронной торговли, – одна из мировых тенденций развития современного законодательства.Российский ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» относится к числу законов нового поколения.
Большое положительное значение имеет сам факт того, что на законодательном уровне легализован электронный документооборот между бизнесом и органами госвласти или местного самоуправления. Результатом такого документооборота является возникновение, изменение или прекращение юридических отношений в сегменте B2G.
В этом смысле новый закон удачно сочетается с процессуальным законодательством, положениями Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24 июля 2002 г. и Гражданского процессуального кодекса РФ от 14 ноября 2002 г., называющих в числе письменных доказательств электронные документы.
В соответствии с мировой практикой в данном законе заложена юридическая равнозначность двух источников (печатного и электронного) информации о размещении заказов. В качестве юридических (а не только технических) конструкций закреплены такие понятия, как официальный сайт РФ, официальный сайт субъекта РФ, официальный сайт муниципального образования в сети Интернет, предусмотрена обязанность публиковать информацию о размещении заказов на официальном сайте. Установлены открытость, доступность и бесплатность официальных сайтов.
Закон предоставляет юридическую поддержку при использовании систем электронного документооборота, позволяет добиться унификации норм и правил, регламентирующих электронную торговлю, что способствует ее развитию. Еще один плюс нового закона – «технологическая нейтральность» его требований к электронным документам, например к заявкам на участие в конкурсе, поданным в форме электронных документов и подписанным в соответствии с нормативными и правовыми актами РФ.
Закон предусматривает проведение электронных аукционов, участие в которых требует от заказчика наличия специальных информационно-коммуникационных систем, требования к которым должно установить Правительство РФ. Законодатель, принимая во внимание сложность технического обеспечения электронного аукциона, а также наличие так называемого цифрового разрыва в развитии регионов, существенно ограничил спектр его применения, установив предел размещения заказа на электронном аукционе 500 тыс. руб. и значительно упростив саму процедуру аукциона.
Закон требует от заказчика обеспечить надежность ПО, используемого для проведения открытого аукциона в электронной форме, и равный доступ участников размещения заказа к участию в аукционе. Представляется, что данная норма не обязывает заказчика быть собственником этой системы и своими силами осуществлять ее техническую поддержку.
К минусам можно отнести следующее.
Закон недостаточно согласован с иными законодательными актами РФ. В частности, затруднена реализация права подачи заявок в форме электронных документов для участия в аукционе или конкурсе, так как закон требует предоставления в соответствующих случаях оригиналов либо нотариально заверенных копий документов, например выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную ее копию, копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством конкретного зарубежного государства (для иностранных лиц).
В электронном виде такие требования невыполнимы, поскольку они не соответствуют положениям Основ законодательства РФ о нотариате, ориентированным исключительно на бумажную форму документов. Кроме того, в российском законодательстве пока нет единого представления о том, что является оригиналом, а что копией документа в электронном виде. Новый закон в этом отношении ситуацию не проясняет. Кроме того, у него нет юридической опоры на более общие законы, такие как возможный закон «Об электронной торговле» или «Об электронном документе», где могли бы быть установлены универсальные правовые конструкции электронного документа, его оригинала, копии, а также правовой режим бумажной копии электронного документа и, наоборот, электронной копии бумажного документа и т.п.
Еще одной сложностью данного закона можно считать то, что для его реализации необходимо издание большого числа подзаконных нормативных правовых актов, без которых он не будет работать. Например, Правительством РФ должен быть установлен порядок пользования сайтами в сети Интернет, на которых проводятся открытые аукционы в электронной форме, размещаются требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, а также к системам, обеспечивающим проведение открытых аукционов в электронной форме.
Кроме того, Правительством РФ должны быть установлены: порядок пользования официальными сайтами и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!