Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 4 2006 |
А.В. БУРКОВ  | 01 апреля 2006 |
B2G: система, специфика, экзотика
Слабое звеноЛюбую систему B2G можно представить в виде трех взаимосвязанных звеньев: подготовка (формирование) заказа – размещение заказа – исполнение заказа.
Функции подготовки государственного заказа (формирование и ведение реестра заявок бюджетополучателей, консолидация заявок для формирования сводного заказа и т.д.) в ряде систем решены и используются. Парадоксально, но зачастую эти решения формально не относятся к системам государственных электронных закупок, а являются логическим продолжением систем бюджетирования и управления внутренними ресурсами предприятия (группы предприятий).
Во многих системах хорошо отлажены функции контроля исполнения государственного и муниципального заказа (ведение реестров государственных закупок и контрактов, мониторинг их исполнения). Здесь, безусловно, положительную роль сыграло принятие 94-ФЗ, где однозначно указано (ст. 18) на обязательность ведения данных реестров в электронной форме и даже на общий бесплатный доступ к ним в сети Интернет.
Все гораздо сложнее с функционированием подсистем (модулей) размещения государственного заказа, т.е. с так называемыми торговыми площадками для государственного покупателя. Торговая площадка – центральная часть условной схемы системы B2G. Сюда поступают сводные заявки из подсистемы формирования госзаказа, здесь проводятся торги и принимаются решения о подписании государственных (муниципальных) контрактов. Соответственно, сам контракт (или закупка без контракта) – объект уже следующей подсистемы исполнения государственного заказа. Торговая площадка и есть то самое слабое звено, тормозящее общее развитие, тогда как два условно-внутренних блока (планирование и исполнение) могут работать (а в ряде случаев уже работают) в полноценном рабочем режиме как условно-корпоративные подсистемы с использованием и ЭЦП, и значимого документооборота.
B2G-специфика
Если для систем В2В «внешняя среда» – свободный рынок, то системы B2G одним из участников торгов (в российской практике – покупателем) подразумевают государственного заказчика или уполномоченный орган. Этот участник торгов довольно специфичен: он работает с бюджетами разных уровней, обязан неукоснительно выполнять требования существующего законодательства в области планирования, размещения и исполнения государственного заказа и подвержен воздействию ряда объективных и субъективных административных факторов, не имеющих отношения к собственно описываемой проблеме. Одни и те же программно-аппаратные решения, реализованные в интересах различных госструктур, могут существенно различаться как по степени освоения своих возможностей, так и по количественным показателям востребованности.
Следовательно, описание системы B2G не может быть полным без оценки нормативно-правовой базы ее функционирования. Причем нормативно-правовая база затрагивает как условно-внутренние функции системы на стадии планирования и контроля исполнения государственного заказа, так и условно-внешние – на стадии его размещения. И эта база, к сожалению, весьма неоднородна применительно к современной российской действительности, несмотря на политику жесткой унификации нормативного поля в соответствии с 94-ФЗ.
Еще одна специфическая особенность отечественных систем B2G – невозможность, за редким (экспериментальным) исключением, рассматривать какое-либо комплексное их воплощение в действии. Успешно функционируют различные компоненты систем, но по известным причинам нормативно-правового характера ни одна система не может претендовать на охват всего комплекса процедур поддержки государственного прокьюремента.
Остается только сравнивать программные продукты друг с другом, что далеко не информативно для B2G.
Новый поворот
Принятие 94-ФЗ дало всплеск интереса к развитию сектора электронных торгов, сравнимый разве что с принятием ФЦП «Электронная Россия». В законе содержатся как прямые, так и косвенные факторы, стимулирующие использование госструктурами информационных технологий.
К прямым факторам можно отнести необходимость публикации извещений, разъяснений, конкурсной (аукционной) документации, ряда протоколов и т.д. на официальном сайте. Все это может стимулировать государственных заказчиков решать все проблемы комплексно – внедрив информационную систему.
Косвенными факторами можно считать использование юридически значимого документооборота и введение процедуры открытия доступа к конкурсным заявкам, поданным в форме электронных документов. Эти факторы – важнейшие инструменты на перспективу, а близкую или далекую, предсказать пока не возьмется никто. Причины всё те же: невозможность использования электронной цифровой подписи в открытых информационных системах; отсутствие четкого определения электронного документа, гражданской и арбитражной практики разрешения конфликтных ситуаций, электронного нотариата в России. Эти факторы могут иметь и негативные последствия: заставить заказчика повременить с расходованием существенных средств на «сложные игрушки».
Экзотика
Наиболее неоднозначной оценки заслуживает так называемый открытый аукцион в электронной форме (ст. 41 94-ФЗ): с одной стороны, налицо попытка авторов создать скорый прецедент начала реальных электронных торгов, с другой – явные пробелы в регламенте. Представляется, что восторги или негодования по поводу проведения электронных аукционов следует отложить до принятия соответствующих постановлений правительства. Заметим, что подобной практики в России нет. У электронных редукционов, проводимых в ряде регионов России (Татарстан, Белгородская область, Новосибирская область), мало общего с рассматриваемой процедурой.
Слона никто и не приметил
Говоря об электронных государственных закупках, нельзя обойти вниманием крупные корпоративные системы В2В, на развитие которых не повлияли ни сложности программы «Электронная Россия», ни административная реформа. Напомним: электронные госзакупки, согласно первоначальному замыслу, должны были развиваться как сами по себе, так и в рамках общей инфраструктуры электронной торговли, которая, в свою очередь, включает в себя совокупность корпоративных, региональных, специализированных систем В2В и информационно-маркетинговых центров. Именно корпоративные системы В2В сегодня получили наибольшее развитие, имеют высокую степень востребованности, активно способствуют привлечению новых участников электронных торгов и подготовке специалистов, работающих в системе. Это вполне понятно, так как в рамках крупных организаций, осуществляющих объемные по финансовым затратам и номенклатуре закупки, преимущества электронной торговли в части оперативности, снижения издержек, прозрачности и т.д. проявились наиболее ярко. К тому же корпоративные системы В2В по своей природе значительно меньше зарегламентированы обязательными нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровня и в силу этого способны самостоятельно решать многие наболевшие вопросы электронной торговли. Да и в степени готовности инвестировать средства в развитие собственной инфраструктуры преимущества крупной корпорации перед государственным заказчиком слишком очевидны. Как и очевиден интерес владельцев данных торговых систем к услугам по размещению госзаказа. Возможность работы государственного заказчика (уполномоченного органа) в среде В2В – тема серьезного исследования.
B2G-выводы
- Система типа B2G должна рассматриваться только применительно к каждой конкретной нормативно-правовой оболочке (особенно на уровне регионов и муниципалитетов) и инфраструктурных особенностей. Их взаимное сопоставление малоинформативно.
- Большую важность приобретает сравнение каждой системы с «лекалом» действующего нормативно-правового поля (бюджетное законодательство, 94-ФЗ, антимонопольное законодательство).
- Можно рассматривать случаи частичной реализации в виде той или иной подсистемы (формирования госзаказа, его размещения и исполнения) с возможной интеграцией их как между собой (в том числе подсистем различных разработчиков), так и в масштабах общей системы в единую федеральную архитектуру электронных государственных закупок.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!