Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 4 2006 |
01 апреля 2006 |
Закон принят! Да здравствует закон?
1 января 2006 г. вступил в силу Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», определяющий единый порядок госзакупок на всей территории России.Участникам ИКТ-рынка, чьи отношения по оказанию услуг органам госвласти всех уровней также подпадают под действие нового закона, он интересен еще и тем, что призван стимулировать дальнейшее проникновение информационных технологий в глубь действующей иерархии управления. Иными словами, должен помочь добиться декларируемых целей – обеспечения единого экономического пространства, эффективного использования бюджетных средств, расширения возможностей для участия в размещении заказа юридических и физических лиц.
Использование электронного обмена информацией между госзаказчиком и поставщиками предусмотрено 94-ФЗ при размещении государственного или муниципального заказа любым из трех способов: конкурс, аукцион (закон вносит уточнение – «в том числе аукцион в электронной форме») и запрос котировок цен.
Однако времени, отведенного законодателями на подготовку к вступлению в силу закона, ни государственным, ни тем более муниципальным заказчикам явно не хватило. Это стало понятно еще в конце 2005 г., после объявления итогов рейтинга официальных сайтов федеральных и региональных органов власти, проведенного НАУЭТ. Менее половины этих информационных ресурсов отвечали требованиям нового закона: иметь на главной странице раздел «Госзакупки», предоставлять возможность поставщикам скачивать конкурсную документацию, публиковать извещения об итогах конкурсов.
Заметим, что после наступления «часа Х» – 1 января 2006 г. – картина мало изменилась. По оценкам аналитиков, из опубликованных в первые два месяца действия закона 340 извещений о проведении конкурсов 338 не соответствовали его требованиям.
И здесь в полной мере проявилась ошибка разработчиков нового закона, не предусмотревших переходного периода для адаптации государственных и муниципальных заказчиков к условиям работы в довольно жестких рамках. Ведь 94-ФЗ четко оговаривает сроки опубликования и размещения в Интернете извещений о проведении конкурсов и аукционов, а также конкурсной/аукционной документации и разъяснений к ней, рассмотрения поступивших заявок.
Ряд экспертов справедливо опасается, что, когда поставщики (юридические и физические лица) из разных субъектов Федерации дружно откликнутся на извещения о проведении конкурсов или аукционов «валом» заявок, государственные и муниципальные заказчики окажутся не в состоянии рассмотреть их в отведенное для этого новым законом время. А если еще учесть определенную инертность представителей органов власти, то такое развитие событий отнюдь не кажется невероятным.
Отдельный блок проблемных вопросов на сегодняшний день – использование электронной цифровой подписи (ЭЦП). Действующий закон «Об ЭЦП» не позволяет применять ее в открытых информационных системах. На рассмотрение проекта нового закона «Об электронной подписи», полностью подготовленного за минувший год Миниформсвязи РФ, требуется время. Кроме того, многие специалисты практики заявляют о необходимости разработки законопроекта «Об электронном документе», который определял бы сферу применения электронной подписи. В их числе – Д. Пантелеев, директор ОГУ «Белгородский информационный фонд», организации, на протяжении нескольких лет выступающей в роли регистрационного центра и входящей в сеть удостоверяющих центров ekey.ru. «Первую электронную подпись мы выдали еще в 2002 г., – говорит он, – а к концу 2004 г. обеспечили ею и участников торгов, и конкурсную комиссию. Но тут у меня возникает вопрос: подпись есть, а подписываем-то мы что? Ответ на него и должен дать закон "Об электронном документе"».
Между тем 94-ФЗ обязывает государственных и муниципальных заказчиков взаимодействовать с участниками размещения заказа, подавшими заявки в форме электронного документа, как говорится в законе, «подписанного в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ», т.е. заказчики должны иметь сертификат ЭЦП и уметь им пользоваться.
Впрочем, как выяснилось, не готовыми к вступлению в силу нового закона оказались и сами его разработчики. Иначе как объяснить тот факт, что предусмотренные ими нормативные и правовые акты (постановления Правительства РФ, определяющие требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования сайтами в Интернете, реестру недобросовестных поставщиков, системам, обеспечивающим электронное участие и др.) до сих пор не приняты? И такие крайне важные документы, как перечни товаров, работ и услуг, размещение заказов на которые осуществляется путем проведения аукционов, том числе и электронных.
Не повторяя мнений участников рынка (B2G) электронной торговли , заметим, что положительного эффекта от вступления в силу 94-ФЗ можно ожидать не раньше, чем будут разработаны и приняты все необходимые подзаконные акты и закон «Об электронной подписи».
А пока операторы и организаторы торгов концентрируют свои усилия на обучении технологиям электронной торговли многочисленных государственных заказчиков как наименее мотивированных участников этого процесса. В Белгородской области, например, за два месяца 2006 г. через специальные курсы прошли 423 сотрудника районных структур.
Распоряжением Правительства РФ № 229-р от 20.02.06 определен адрес официального сайта Российской Федерации для публикации информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд – www.zakupki.gov.ru.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!