Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 3 2006 |
01 марта 2006 |
На перекрестке классики и новаторства
И. Мазин: Широка страна моя родная... И найдется в ней место практически для всех технологий цифровизации ТВ-вещания. Обусловлено это: а) географическими и демографическими особенностями регионов, б) дельтой в платежеспособности разных социальных групп и в) различиями в инфраструктуре как ТВ-вещания, так и телекоммуникационных сетей вообще. Дополнительным фактором будет доступность цифровых ТВ-приемников. Проще всего с системами СНТВ – они займут свою «природную» нишу в труднодоступных районах с низкой концентрацией пользователей. В городах с развитой инфраструктурой КТВ эта технология будет развиваться и дальше, так как при высокой плотности клиентской базы альтернативные способы не эфирного вещания (IPTV over ADSL2+ или IPTV over MAN Ethernet) будут сильно зависеть от состояния существующей, в том числе и кабельной, инфраструктуры. Скажется также инертность абонентской базы сетей КТВ.DSL-технологии хороши для точечной выборки платежеспособного спроса, тем более что пакет вещания может формироваться индивидуально для каждого абонента. На настоящий прогресс эфирных технологий можно рассчитывать только после появления массовых моделей бюджетных цифровых ТВ-приемников, чего сложно ожидать до полной модернизации передающей сети: рынок не тот.
Но все это размышления на тему «классического», в том числе и «социального», вещания. С точки же зрения интерактивного ТВ, а также вещания HDTV практически вне конкуренции технологии IPTV. Главные преимущества: простота организации обратного канала, свобода выбора источников контента, дополнительные услуги на основе потокового видеосигнала, вплоть до «частного» ТВ.
Н. Быстрицкий: Будущее – за технологиями интерактивного ТВ на базе IP (интернет-телевидение, Video over IP, TVoIP, IPTV). Традиционные технологии телевидения не изменили концептуальных основ услуги – человек у экрана остается пассивным потребителем. Они не интерактивны, т.е. не предусматривают обратной связи с абонентом, тогда как интернет-телевидение позволяет абоненту активно участвовать в выборе и даже создании телепрограмм.
Технология IPTV предоставляет практически неограниченные возможности не только абонентам, но и вещателями контент-провайдерам. Реальная обратная связь с абонентом позволяет с высочайшей точностью определять рейтинг популярности канала или программы. Последующее развитие технологий интерактивного ТВ приведет к серьезному росту рынка и полному пересмотру бизнес-модели ТВ-вещания.
Относительно региональных предпочтений: практика показывает, что городское население более требовательно к контенту. Поэтому в городах лучше строить оптические сети FTTB, которые позволят доставлять более 100 каналов цифрового ТВ и услуги VoD. Доставка услуг абоненту в таком случае осуществляется посредством Ethernet (ETTS, ETTH) или xDSL.
Довольно часто можно услышать апологетические суждения о перспективности HFC. По моему мнению, в век конвергенции технологий и мультисервисности внедрение морально устаревших HFC-сетей, оправдываемое их относительной дешевизной, равносильно сегодняшнему строительству декадно-шаговых станций вместо использования Softswith. Опыт ведущих российских операторов КТВ, еще три года назад говоривших о модернизации своих HFC-сетей до уровня FTTB/ETTS, подтверждает это. Процесс перехода операторов КТВ на передовые технологии может значительно ускориться: начат выпуск оборудования для анонсированной на недавней выставке пользовательской электроники CES технологии Ethernet-overCoax. Она обеспечит поддержку услуг IPTV по существующим сетям операторов КТВ с минимальными доработками – передачу по ТВ-кабелю данных со скоростью до 200 Мбит/с. Так что постепенно операторы КТВ переходят в разряд операторов широкополосных сетей.
Мобильные абоненты смогут воспользоваться услугами цифрового ТВ на базе мобильных пакетных технологий 3G.
Для пригородных и сельских районов будут востребованы услуги цифрового ТВ на базе технологий широкополосного радиодоступа. WiMAX, ETSI BRAN, 4G обеспечат необходимую полосу пропускания для доставки 30–50 ТВ-каналов.
Эфирное ТВ постепенно будет вытесняться другими технологиями доставки сигнала и со временем полностью сольется с технологиями широкополосного доступа. Показательно заявление столичного правительства о том, что «с учетом условий Москвы в ближайшем будущем эфирное ТВ перейдет в категорию резервного».
З. Валиуллова: В сравнении с эфирной цифровизацией преимущества у кабельных технологий: они проще во внедрении, так как нет нужды в частотных согласованиях. По отзывам операторов-заказчиков «Эрикссон», в том числе российских, важным преимуществом ТВ по IP станет персонализация – абонент сможет настраивать ТВ «для себя», причем делать это будет просто. Зарубежный опыт показывает, что IPTV – удобный инструмент в руках муниципалитетов небольших городов.
Г. Бозигноли: В долгосрочном плане очень хорошие перспективы в России, как и в других европейских странах, у мобильного ТВ. Сегодня для предоставления услуг мобильного ТВ используется несколько 3Gтехнологий. Во-первых, это Mobile TV over 3G streaming (unicast). Технология MBMB (вещание через 3G-сети) выйдет на рынок во второй половине 2007 г. Остается только дождаться, когда 3G-сети появятся в России.
А. Меллер: На современном российском рынке платное ТВ (кабельное и спутниковое) имеет очень незначительную долю, что объясняется высоким качеством государственных телеканалов. Страны с подобной ситуацией на телекоммуникационном рынке обладают большим потенциалом для развития IPTV. Более того, здесь цены на услуги ТВ на данный момент относительно низкие и разительно отличаются от цен в Северной Америке и Западной Европе.
Основные преимущества предложения услуг IPTV будут заключаться в его направленности на интерактивность, контент по запросу (content on demand) и специализированный контент (niche content). С контентом по запросу (видео, ТВ и т.д.) пользователь получает возможность смотреть то, что ему нравится и когда ему нравится. Таким образом, поставщики услуг IPTV займут свою нишу между поставщиками бесплатного и платного ТВ (по среднему ARPU). Такое предложение, основанное на принципах интерактивности, персонализации и учета опыта конечного пользователя, сыграет решающую роль в получении максимального среднего дохода на одного пользователя.
В связи с большим распространением широкополосного ТВ в России и появлением канала обратной связи в спутниковом вещании на рынке грядут большие изменения. Возможно, кабельные и спутниковые компании выйдут на рынок с предложением услуг IPTV, после чего продолжат дальнейшую консолидацию.
Особое мнение
Сколько времени осталось привычному ТВ?
– в такой плоскости ставит вопрос А. МАРЬИН, менеджер по развитию бизнеса компании «Открытые Технологии»
Не утихают споры о том, каким должно быть российское ТВ через несколько лет: это будет цифровой эфир или его место на рынке займут технологии широкополосного доступа? Имеет смысл тратить миллиарды рублей на цифровизацию эфирной ТВ-инфраструктуры или лучше подождать, пока IPTV не станет доминирующей технологией? Прямых ответов на эти вопросы нет.
Телевидение – это в первую очередь политический ресурс, и денежные потоки здесь формируются под политические цели (реклама – вторичный, хотя и существенный, источник средств ТВ-бизнеса). Вся игра на этом поле происходит в рамках 24-часовой сетки вещания; реально на рынке присутствует несколько каналов, их выбор ограничен, аудитория четко распределена между основными «кнопками». Таковы основные условия оценки эффективности инвестиций в ТВ. Если взять их за основу, становится очевидной бессмысленность каких-либо вложений в эфирное вещание. Единственным «выгодополучателем» при цифровизации станет группа организаций, осваивающая бюджет этой глобальной реконструкции.
Что же в этом контексте представляет собой альтернатива – IPTV? Это больше чем перенос ТВ-программ через современную пакетную инфраструктуру. IPTV – это глобальное интерактивное телевидение. Если посмотрим на феномен IPTV через призму перспективного развития публичной сети, то увидим, что ТВ перестает быть монопольным источником информации. Оно сливается с общим мультимедиа контентом сети и работает в рамках абсолютно другой бизнес-модели. Пользователи получают возможность выбирать, платить за тот контент, который им интересен. Количество источников контента не ограничено. Предложенная бизнес-модель послужит катализатором бурного развития новых, направленных на свои аудитории, ТВ-проектов, реализующих интерактивность.
Уровень вхождения на данный рынок будет гораздо ниже существующих условий, спектр предпочтений и схема распределения популярности – аналогичны существующей схеме распределения внимания между вебсайтами. Телевидение, каким мы его привыкли понимать и видеть, исчезнет. Когда это произойдет? Все зависит от уровня проникновения Сети в мировую экономику и степени информатизации государства.
Так что споры о том, каким будет ТВ, не имеют смысла. Вопрос должен звучать так: сколько времени оно просуществует в текущем состоянии.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!