Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 2 2006 |
И. НОВОЖИЛОВА  | 01 февраля 2006 |
IP Centrex – мультисервисное аутсорсинговое решение
В современном бизнесе выигрывает тот, кто максимально адекватно выполняет заказы клиентов. Одна из примет клиентоориентированности бизнеса – бурное развитие CRM-систем, которое происходит именно потому, что необходимо очень подробно знать, что нужно клиенту сегодня, и предугадать его будущие потребности в услугах/товарах.Еще одной характерной чертой современной жизни на фоне глобализации является узкая специализация компаний, несмотря на то что в развитых странах действуют многопрофильные транснациональные компании, выделяющие для каждого направления деятельности отдельное подразделение. Данная тенденция на уровне бизнес-процессов нашла свое отражение в явлении, которое называется модным словом «аутсорсинг».
Вот на стыке этих глобальных и вполне конкретных тенденций и появились решения по централизованному предоставлению услуг, например предлагаемый на российском рынке спектр решений IP Centrex.
С точки зрения бизнеса
IP Centrex – одно из мультисервисных централизованных решений для NGN. Его цель – предоставить клиентам мультимедийные услуги по широкополосным каналам доступа, притом что обработка клиентского трафика происходит централизованно, на операторских мощностях. У компании РТКОММ под брендом «Корпоративные IP-услуги» (Corporate over IP – CoIP) имеется семейство продуктов, основанных на принципах Centrex. В части голосового трафика предоставляются услуги виртуальной АТС (CoIP Voice Centrex), в части видео – централизованная видеоконференцсвязь (CoIP Video Centrex). А способ широкополосного доступа и провайдера клиент выбирает сам.
Под Centrex понимается аккумулирование процессорных и программных мощностей в одном высокопроизводительном коммутационном устройстве на узле связи оператора для централизованного предоставления услуг конечным клиентам. За счет концентрации аппаратных ресурсов (вместо десятков видеосерверов или офисных телефонных станций – один видеосервер или АТС) достигается существенная экономия средств при покупке оборудования (оборудование операторского класса стоит больше $0,5 млн) и его обслуживании. Но главное – значительно расширяется список сервисов, которые поддерживаются терминалом. Конечному пользователю становятся доступны услуги, предоставляемые на оборудовании операторского класса: видеоконференцсвязь с более чем 24 участниками, звонок по клику мыши на строчке в адресной книге Outlook и др.
Основа масштабируемого решения CoIP Voice Centrex – полнофункциональный программный коммутатор Broadsoft Softswitch класса 5 с персональной настройкой и полным резервированием функций, который обслуживает большое число клиентов. Коммутатор, а это шесть серверов со специальным ПО, установлен на технических площадях дата-центра РТКОММ в Москве и реализует по IP-технологии более 50 функций офисной АТС, в том числе специальных: удаленный доступ к станции, мобильный абонент, центр обработки вызовов и др. Услуги могут быть персональными (используются на одном оконечном устройстве) и едиными для группы пользователей. Все они настраиваются через веб-интерфейс.
В основе решения CoIP Video Centrex – тот же принцип централизации ресурсов. Ядро сети – видеосервер производства Polycom, обеспечивающий работу многоточечных конференций в различных режимах. Планирование и управление конференциями осуществляется через удобный в пользовании веб-интерфейс, не требующий от модератора специальных навыков. На стороне клиента может быть самое разное по моделям и стоимости оборудование – вплоть до «умных» видеокамер. Средством вывода изображения может служить как экран маленького ноутбука, так и большая плазменная панель. Общий принцип решения остается неизменным: удобство для клиента за счет широкого спектра функций и централизации процессорных ресурсов.
Для получения услуг CoIP абоненту достаточно иметь подключение к IP-сети и установить у себя оборудование с функциями резервирования связи и обработки, которое соединяется широкополосным каналом связи с центральным узлом системы. Для поддержания хорошего качества видеоконференций канал должен быть организован по технологии MPLS/IP VPN, для работы виртуальной офисной АТС возможен также доступ через сети третьих провайдеров. Индивидуальный выбор терминала каждым клиентом зависит от имеющегося в наличии оборудования, от запланированных капитальных затрат, от принятой в компании технической политики, наконец, от эстетических предпочтений пользователя.
Список оконечного оборудования, которое может быть использовано в решении, весьма широк – от софтфонов (программных телефонов) до современных IP-фонов с видеокамерами. Не забыты аналоговые телефоны и мини-АТС, которые можно подключать через специальные адаптеры. В настоящий момент в списке рекомендованного аппаратного обеспечения – более 100 моделей ТА от 30 производителей и более 50 моделей софтфонов.
Зачем IP Centrex оператору связи...
Эра построения сетей как самостоятельной ценности – самых мощных, самых протяженных, самых производительных – закончилась. Дефицит телекоммуникационных услуг в стране постепенно сглаживается, и фокус конкурентной борьбы смещается в сторону маркетинга и рекламы. Настала эпоха клиентоориентированных решений. Доход оператора зависит от того, насколько клиенту удобно пользоваться его услугами, сколько денег он сможет при этом сэкономить. Так, высокоскоростные широкополосные подключения уже перестали быть экзотикой «последней мили», доступной лишь крупным предприятиям. За последние годы их стоимость снизилась на порядок, а средняя скорость подключения увеличилась в двое - в трое, соответственно снизились и доходы операторов в пересчете на одного клиента. Широкополосные подключения – это замечательно, но это всего лишь способ доставки клиенту затребованной информации. Чем шире проторена дорога оператором связи, тем больше товаров приложений довезет до покупателя современный купец – контент-провайдер.
Рынок контента, в первую очередь мобильного, стремительно развивается, что не может не тревожить операторов фиксированной связи, вложивших миллиарды в развитие своих сетей. Принцип окупаемости вложенных средств – основа любого бизнеса, поэтому главным вопросом для операторов становится разработка бизнес-модели, пакетов услуг, тарификационных планов, налаживание связей с агрегаторами и поставщиками контента, продвижение услуг к массовому клиенту. Даже альтернативные операторы, изначально ориентированные на корпоративных клиентов, поворачиваются к массовому потребителю. Ярчайший пример массовой услуги – мобильная связь, которая за короткий срок при невысоком ARPU, но огромной клиентской базе стала приносить миллиардные доходы.
При внедрении технологий известны две модели корпоративных стратегий – «снятие сливок» и консерватизм, т.е. постепенное расширение бизнеса, что снижает риски и страхует от рыночных потрясений. В предложенном РТКОММ решении объединились преимущества обеих бизнес-моделей. Аутсорсинг операторских мощностей на базе IP/MPLS-сети связи, охватывающей всю Россию, позволяет:
- предложить клиентам передовые решения по передаче мультимедийного трафика;
- снизить инвестиции в оборудование и технологии;
- масштабировать и персонализировать решения для абонента с учетом его персональных требований;
- разрабатывать новые сервисы и самостоятельно управлять настройками услуг, что позволит охватывать всё новые сегменты рынка;
- сосредоточиться на разработке маркетинговых программ и продвижении услуг под собственным брендом.
Так как для пользователя важны гибкость услуг и учет оператором его требований, возрастает роль департамента продаж оператора, т.е. людей, которые объяснят потребителю, что он приобретает и какие по сравнению с традиционными решениями получает преимущества.
…и малому бизнесу
В IP-услугах заинтересован в первую очередь средний и малый бизнес, которому так же, как и крупным предприятиям, нужны современные услуги связи. Но содержать собственный штат IT-специалистов и приобретать «продвинутые» телефонные станции и ВКС-серверы затруднительно. Никто не откажется от экономичных средств связи для сотрудников, работающих «на выезде»: сервисных инженеров, региональных представителей, просто командированных. Для них необходимо организовать доступ к корпоративной базе данных и приложениям, включить их в единый номерной план организации. Подключаться же эта группа пользователей может с помощью карманного компьютера или обычного мобильника.
На выставке CeBIT-2005 2/3 посетителей составили представители малых и средних фирм. На нужды таких предприятий было ориентировано порядка 70% демонстрировавшихся IP-решений и приложений. Другая обширная группа клиентов, для которых решения IP Centrex актуальны, – домашние пользователи. В этом случае CoIP Voice Centrex можно рассматривать как средство голосовой связи для подписчиков услуг triple play без предоставления им городского телефонного номера.
По данным западных исследователей, потребители рынка SOHO и малого бизнеса гораздо шире используют возможности VoIP, чем их коллеги из крупных компаний. Начав с желания сэкономить на междугородных и международных переговорах, клиенты в дальнейшем отдают должное расширенному функционалу интернет-телефонов. Для небольших компаний вопрос выживания на рынке стоит всегда более остро, чем для грандов, поэтому технологические новинки внедряются намного проще (за счет большей мобильности бизнес-процессов) и быстрее (за счет размера компаний).
С увеличением разнообразия моделей VoWLAN-аппаратов IP Centrex станет оптимальным решением для организации связи, к примеру, на крупных выставках, ярмарках, салонах. Возможность подключения к централизованному решению различных терминалов позволит любому участнику использовать офисную АТС, подключаясь к ней как по проводам, так и посредством BWA, без мобильной телефонной связи, и даже с лучшим качеством сигнала. Организаторы крупных мероприятий всегда могут заранее разместить точки беспроводного доступа, подключить проводные каналы для каждого стенда, обеспечивая передачу информации по пакетной технологии.
Производители уже представили публике модели Wi-Fi-таксофонов и Wi-Fi видеотелефонов, которые могут подключаться к виртуальным АТС. Растущее число хот-спотов, в том числе в аэропортах и гостиницах, говорит о востребованности сервисов удаленного подключения по IP-технологиям к офисным сетям, построенным на аналогичных технологиях.
Основополагающие принципы решения CoIP Centrex
- Клиентоориентированность. Разнообразный дизайн и широкий набор функций клиентского оборудования означает для конкретного пользователя возможность выбора, исходя из собственного вкуса и кошелька. Гибкость и масштабируемость позволит организовывать ровно столько рабочих мест, сколько нужно клиенту.
- Экономия денежных средств. За счет централизованного использования современных технологических решений снижаются затраты на телекоммуникационную инфраструктуру. Единый для компьютера и телефона порт LAN обеспечивает сокращение эксплуатационных расходов (нет нужды прокладывать отдельные линии или занимать два порта). Оптимизация IT-бюджетов складывается из максимальной загрузки канала связи, сокращения капвложений и расходов на высокооплачиваемых IT специалистов, защиты уже произведенных инвестиций в установленное телефонное оборудование путем постепенного подключения новых рабочих мест.
Клиентоориентированность и экономия финансов – основные принципы решения виртуальной АТС Потребители рынка SOHO и малого бизнеса гораздо шире используют возможности VoIP, чем их коллеги из крупных компаний
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!