Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 2 2006 |
Константин РУСАКОВ  Дмитрий КНЯЗЕВ  | 01 февраля 2006 |
Хранилище данных: фундамент для бизнес-инициатив
Цели проектаСтремительный рост абонентской базы мобильных операторов России, с одной стороны, и насыщенность рынка, с другой – диктуют необходимость поиска новых подходов к ведению бизнеса. Если несколько лет назад главным для операторов было привлечение абонентов, то сейчас фокус смещается в сторону удержания клиента и увеличения доходов за счет новых продуктов и услуг. Это требует все большего объема информации, необходимой для управления бизнесом. Поэтому главной целью данного проекта было построение устойчивого фундамента в виде единого источника данных для поддержки бизнес-инициатив компании и обеспечение информацией маркетинговых подразделений. Таким образом, проект ориентирован на аналитические приложения, которые должны вывести маркетинговые процессы компании на новый уровень. С самого начала проект курировался руководством компании и имел четко выраженные бизнес-задачи. Такую ситуацию, к сожалению, типичной не назовешь: основной причиной неудач подобных проектов нередко становится отсутствие сильного бизнес-спонсора и ясного понимания того, зачем компании хранилище данных (ХД).
Идея создания ХД вовсе не означает внедрения очередной информационной системы, которая встанет в один ряд с другими корпоративными ИС. Хранилище данных – это место сосредоточения данных всех (или большинства) ключевых систем. Оно должно работать параллельно с другими системами, обеспечивающими операционную деятельность компании, избавляя их от попыток анализировать быстро накапливающиеся в каждодневной работе данные. ХД предназначено для сбора и структурирования исторических данных – чтобы аналитики могли строить прогнозы в любом разрезе за длительный период времени.
Сотовый оператор может иметь оперативные системы на разных платформах, но ХД – это единый центр, куда стекаются все данные из этих систем (биллинга, ERP, CRM, финансовых). В то же время хранилище не свалка, где «есть всё». Компании, решившие просто физически объединить несколько БД в одну, сталкиваются с тем, что их распределенные системы из-за разных форматов не обеспечивают возможности «серфинга» междусобой, оперативного доступа к данным. Хорошее ХД тем и отличается, что информация в нем размещена оптимальным образом – так, чтобы пользователям было удобно анализировать ее в дальнейшем. Оно должно предоставлять точную информацию и делать это быстро. Как справиться с задачей? Здесь необходимо сочетание комплекса факторов.
Основа архитектуры – отраслевая модель
Наибольший эффект может дать «предподготовленное отраслевое решение» – модель данных, представляющая собой некий шаблон хранилища, разработанный на основе методологии создания ХД и с учетом многочисленных внедрений ХД на предприятиях той же самой индустрии (в данном случае – телекоммуникационной). Таким образом, модель изначально не воплощение теоретических изысканий, а результат глубокого понимания бизнесзадач отрасли и их проекции на ХД. Использование отраслевых моделей позволяет не начинать проект с нуля, а использовать лучшие наработки, которые потребуют лишь адаптации под особенности заказчика и, кстати, ускорят завершение проекта. Разумеется, для этого компания-поставщик решения должна иметь определенную историю реализации подобных проектов. У IBM, с ее мощной консалтинговой практикой в области Business Intelligence Information System (BIIS), большой опыт работы с компаниями в различных секторах экономики – телекоммуникационном, банковском, розничной торговли и т.д.
Основой для построения ХД в «ВымпелКоме» послужила специализированная отраслевая модель, которая является частью решения IBM BCS Telco Insight. Это набор моделей и методологий решения наиболее актуальных задач BIIS в телекоме – от разработки собственно ХД до сложных аналитических задач: удержание и повышение лояльности абонентов, campaign management, revenue assurance и т.д. Используемая в проекте BIIS версия модели была специально ориентирована на биллинговую систему, установленную в «ВымпелКоме», поэтому адаптировать модель к реалиям компании удалось в сжатые сроки.
Вся работа по проекту велась в рамках методологий управления проектами IBM (WWPMM, Ascendant), которые также являются частью решения Telco Insight.
Конечно, любая модель ХД – это некая абстракция. Каждый проект требует тщательного анализа соответствия модели требованиям заказчика и последующей корректировки. Однако ее использование значительно снижает риски и ускоряет ход проекта. Кроме того, модель позволяет строить ХД итерационно, область за областью, обеспечивая тем самым высокий ROI проекта. Вместе с моделью IBM использует в своих проектах шаблоны решения аналитических задач. Таким образом, модель данных уже изначально содержит набор показателей, которые на следующих этапах могут быть использованы для построения аналитических моделей.
На наш взгляд, определяющим фактором для заказчика при выборе решения стало комплексное предложение отраслевой модели, апробированной зарубежными телекоммуникационными компаниями, и набора аналитических приложений специально для телекома.
В команде профессионалов
В данном проекте IBM, которую представляли специалисты как российского офиса, так и международных подразделений, выступала генеральным подрядчиком, выполняя координирующую роль. В проекте также участвовали сотрудники «ВымпелКома» и одной из российских консалтинговых компаний. Таким образом, сложилась оптимальная по составу команда: зарубежные специалисты с экспертными знаниями модели Telco Insight и российские – с большим опытом построения хранилищ в различных индустриях (телекоммуникации, банкинг и т.д.).
Впрочем, нельзя сказать, чтобы все было гладко и просто: изначально огромный объем данных в «ВымпелКоме», высокие требования к ХД и жесткие сроки обусловили чрезвычайную плотность графика выполнения работ. Столь масштабный проект, с одной стороны, не мог быть реализован малыми силами, но с другой – определенные трудности вызвал большой состав команды исполнителей – до 40 человек. Безусловно, координация всех работ потребовала серьезных усилий от менеджмента «ВымпелКома».
Показателем успешности проекта стало то, что заказчик может сам поддерживать и развивать внедренное решение, привлекая при необходимости консультантов. Цель проекта – предоставить систему, которая будет действовать и развиваться без поддержки компании-интегратора – была достигнута.
Хранилище – первая ступень к BI
Каждый реализованный проект в области Business Intelligence – это прежде всего ответ на вопрос, а что реально дает внедрение ХД в компании. По нашему мнению, хотя проект BIIS только входит в повседневную деятельность компании, уже можно наблюдать положительный эффект. Это оптимизация и унификация корпоративной отчетности, более оперативное предоставление и расширение спектра информации, получаемой бизнес-пользователями, повышение прозрачности процедур подготовки данных. Сейчас вопросы службы маркетинга к информационным системам формулируются не как «Дайте хоть что-нибудь, с чем мы могли бы работать», а по принципу «Теперь мы знаем, что имеем сегодня. А какая картина была в прошлом месяце, в прошлом году? Как посмотреть те же показатели в другом разрезе?». Раньше это было практически невозможно: разрозненные данные хранились в разных системах и разных форматах. Теперь от системы требуют данные в любом временном интервале, в разрезе любых измерений – и получают их.
Хранилище данных стало надежным фундаментом для решения множества аналитических задач, необходимых для роста бизнеса компании. Дальнейшее совершенствование хранилища связано с добавлением новых источников и структур данных, ориентированных на решение этих аналитических задач.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!