Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 2 2006 |
О.И. ФАЛЕЕВА  Владимир МАКСИМЕНКО  | 01 февраля 2006 |
Мониторинг: от управления качеством к VAS
В последнее время операторские компании СПС и общественные организации все больше внимания уделяют качеству услуг связи. Однако объективный анализ QoS невозможен без методики оценки показателей качества и инструментальных средств контроля. Методическую основу управления качеством услуг составляет динамический цикл, включающий процессы, рассмотренные ранее (см. «ИКС» № 4'2005, с. 84–87). Особое место в системе управления качеством услуг занимает мониторинг – проверка качества услуг и сравнение полученных значений с нормативными. По результатам мониторинга делаются выводы о достигнутом уровне QoS, разрабатываются корректирующие меры по устранению причин низкого качества, намечаются планы внедрения услуг с более высоким уровнем.Мониторинг нужен всем
Мониторинг сетей СПС осуществляется в интересах операторов СПС, контролирующих органов и абонентов – конечных потребителей услуг связи.
Для служб эксплуатации компаний подвижной связи мониторинг представляет собой внутренний аудит сети на соответствие определенным показателям и аудит общей функциональности сети для корпоративной статистической отчетности.
Контролирующие органы в лице служб госнадзора за связью используют мониторинг для независимого контроля качества услуг, предоставляемых на сетях СПС операторами связи, в рамках действующего законодательства. Основной целью таких работ является контроль выполнения лицензионных условий и соблюдения закона «О связи». Все измерения проводятся по утвержденной методике независимо от оператора и не требуют от него каких-либо сведений. Мониторинг в этом случае может быть непрерывным или периодическим, проводимым с определенной регулярностью.
Мониторинг в системе добровольной сертификации возник в ответ на потребность операторов СПС в подтверждении показателей качества услуг связи, которые они предоставляют на российском рынке услуг. Если услуги отвечают требованиям к показателям качества, оператору вручается сертификат, удостоверяющий, что услуги соответствуют заявленному уровню качества.
Сегодня эти задачи решает система добровольной сертификации «Связь–Качество». Мониторинг качества услуг связи в рамках этой системы проводится входящими в нее аккредитованными центрами и лабораториями.
Мониторинг услуг СПС можно также отдать на аутсорсинг. При этом предполагается, что третья сторона, которая берет на себя мониторинг, делает это лучше внутренней службы эксплуатации оператора подвижной связи. Чаще всего к аутсорсингу обращаются в следующих случаях:
- если оператор СПС по каким-то причинам не может произвести его самостоятельно или сомневается в объективности результатов, полученных своими силами;
- если тот или иной результат требует подтверждения независимого эксперта (это может понадобиться, например, для судебного разбирательства);
- если руководство организации связи хочет получить независимые и объективные результаты, которые позволят контролировать эффективность работы структурных подразделений компании.
- В результате мониторинга должны быть определены:
зона покрытия сети и уровень приема сигнала; - численные значения основных показателей качества услуг связи;
- перечень и значения дополнительных показателей качества услуг связи, декларируемых оператором связи.
Испытательные комплексы
При проведении мониторинга используются испытательные комплексы отечественных и зарубежных производителей (см. «ИКС» № 5'2004, с. 96–97). Их функционал показан в таблице, где знак «+» означает возможность поддержки данного показателя качества.
Операторы СПС в основном используют зарубежное оборудование. В России разработка испытательного оборудования ведется только последние четыре года, но достигнутые результаты позволяют поставить отечественные испытательные комплексы в один ряд с зарубежными, а по каким-то показателям они даже превосходят их. Например, «Корунд» работает в сетях GSM/GPRS, а также имеет возможности функционального расширения и проведения измерений в транкинговых и WiMAX-сетях. Программное обеспечение «Корунда» обеспечивает статистическую обработку результатов измерений:
- фиксирование попытки соединений;
- ведение статистики прерванных соединений;
- ведение статистики блокированных соединений;
- фиксирование попыток хэндовера;
- фиксирование успешных и неуспешных хэндоверов;
- длительность соединения;
- время установления соединения.
Выбор конкретного испытательного комплекса зависит от необходимого объема тестирования и его возможностей по обработке результатов испытаний.
Поскольку характеристики качества информационных услуг окончательно еще не определены, а внедрение новых услуг требует введения новых показателей, для технической поддержки испытательных комплексов и своевременного обновления ПО необходим хороший контакт с разработчиками, что не всегда возможно при эксплуатации зарубежных комплексов. Поэтому предпочтение, на наш взгляд, следует отдавать испытательным комплексам отечественной разработки.
VAS на основе мониторинга
Рассмотрим конкретные примеры использования услуг с добавленной стоимостью на основе мониторинга сетей СПС в областях, имеющих прикладное значение.
Мониторинг для организации защищенных маршрутов
Такие решения востребованы не только операторскими компаниями, но и организациями, пользующимися услугами СПС. Постоянно изменяющиеся сети сотовой подвижной связи требуют столь же частой корректировки настроек базовых станций и добавления новых. При этом оперативная связь должна быть стабильной, особенно при передвижении ценных грузов и других важных объектов. Мобильным операторам, безусловно, вполне по силам обеспечить мониторинг заданного маршрута по заказу клиента на основе договора.
С появлением новых российских высокотехнологичных программно-аппаратных комплексов (см. таблицу), не уступающих по своим возможностям западным аналогам, но более дешевых, мониторинг маршрутов передвижения важных объектов стал доступен всем компаниям, независимо от их размера.
Организации, занимающейся перевозкой пассажиров или грузов, совсем не обязательно внедрять и разрабатывать собственные сети связи и средства контроля передвижения подвижных составов на базе дорогостоящего оборудования – достаточно использовать уже действующую сеть оператора СПС. Для стабильной работы сети оператора связи мониторинг следует проводить на двух стадиях:
- на этапе разработки маршрута передвижения определяются зоны уверенного приема в пути следования;
- на этапе обслуживания заблаговременно выявляются сбои в работе сети.
Обеспечение безопасности с помощью оборудования удаленного контроля
Сегодня некоторые фирмы реализуют в своих продуктах технологию дистанционного контроля объектов в сетях СПС. Такая система безопасности состоит из набора датчиков и передающего устройства, которые устанавливаются на контролируемый объект, и обычного мобильного терминала – на него приходит сигнал в виде SMS сообщения о срабатывании того или иного датчика в системе. Чтобы обеспечить стабильность и качество работы операторской сети, мощности которой используются, перед установкой системы на объект необходимо провести мониторинг работы сети на определенной территории и в дальнейшем поддерживать регулярный контроль работы сети.
Измерение зон покрытия сетей других стандартов
Проведение мониторинга может быть направлено также на контроль мобильных сетей 3G и сетей других стандартов радиосвязи. В последнее время операторы внедряют точки доступа в Интернет на базе Wi-Fi, а в перспективе и WiMAX (из-за проблем с сертификацией оборудования речь о масштабном внедрении этой технологии пока не идет). Возможно также внедрение технологий WiMAX, работающих не только в зоне прямой видимости, но и по принципу экранированных лучей (на расстоянии до 5 км). Поэтому для обеспечения нормальной работы хостов будет востребован мониторинг зоны покрытия и уровня приема сигнала на заданной территории. Сегодня говорить о проверке точек доступа на загруженность пока рано, но в будущем это тоже одно из направлений мониторинга.
Определение источников помех и обеспечение конфиденциальности
Мониторинг применяется также для выявления источников помех, препятствующих нормальной работе сети СПС. Пользуясь услугами мониторинга, можно предотвратить утечку информации, например, на закрытых совещаниях или обнаружить спрятанный работающий телефон.
Перечень VAS-услуг на основе мониторинга не ограничивается приведенными примерами. Мониторинг не только поддерживает функционирование систем управления качеством услуг операторов сетей СПС, но и будет способствовать разработке новых информационных услуг.
Методика мониторинга качества услуг СПС
Мониторинг качества услуг СПС – это сбор и анализ информации о состоянии ресурсов системы с помощью специальных средств контроля. Задача мониторинга – получение численного значения измеряемого параметра в реальном масштабе времени и сравнение результата с нормативным значением. Цель мониторинга – обеспечение стабильности качества предоставляемых услуг.
В настоящее время мониторинг услуг СПС осуществляется на основании «Норм на показатели качества услуг связи и методик контрольных испытаний при проведении добровольной сертификации услуг и внутреннем аудите» № П9-4-08-3 от 05.01.2004 г.
Процесс мониторинга включает три основных этапа:
- Подготовка к мониторингу – сбор исходных данных. На этом этапе составляются и утверждаются программа и методика проведения испытаний. В рамках программы с оператором связи согласовываются и утверждаются маршруты движения и тестируемые направления связи. Продолжительность и сроки испытаний определяются объемом работ, которые необходимо выполнить на сети оператора СПС для обеспечения достоверной оценки качества. График проведения испытаний составляется совместно с оператором связи с учетом выбранного числа объектов испытаний и направлений установления связи.
- Непосредственное проведение мониторинга – сбор результатов испытаний в соответствии с утвержденной программой и методикой. Испытания услуг голосовой связи проводятся в движении по заранее оговоренным маршрутам и со скоростью перемещения испытательного комплекса, отвечающей требованиям «Норм на показатели качества услуг связи и методик…», принятых в качестве нормативного документа системы добровольной сертификации «Связь–Качество», а услуг передачи данных – в соответствии с требованиями «Методики оценочных испытаний качества услуг пакетной передачи данных в сетях СПС стандарта GSM», принятой в качестве стандарта организации оператором подвижной связи. Тем самым обеспечивается эмуляция перемещения абонентской станции от одной базовой станции к другой. Возможна работа испытательного комплекса и в стационарном положении – когда надо получить объективную информацию о качестве оказания услуг в зоне действия одной базовой станции. Мониторинг должен проводиться в режиме непрерывного сбора данных: сеанс измерений испытаний завершается при достижении необходимого числа контрольных вызовов.
- Заключительный этап – математическая обработка полученных результатов. Они представляются в соответствии с формами, утвержденными в «Нормахна показатели качества услуг связи и методик…», и рассчитываются для всех сеансов по формулам, приведенным в методиках испытаний.
С появлением российских программно-аппаратных комплексов, не уступающих по своим возможностям западным аналогам, но более дешевых, мониторинг маршрутов передвижения объектов стал доступен всем
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!