Rambler's Top100
Статьи ИКС № 2 2006
Андрей ГИДАСПОВ  01 февраля 2006

Мобильная Азия 3-го поколения

Согласно исследовательскому отчету Nokia, уже в 2008 г. число абонентов мобильной связи в мире достигнет 3 млрд. В одном только Китае их будет полмиллиарда, а уровень проникновения составит 39%. Уже сегодня China Mobile и China Unicom входят в список крупнейших мобильных операторов мира. В Индии уровень проникновения мобильной связи вырастет с 7% в 2005 г. до 25% в 2008 г.

Влияние азиатских технологий, инноваций и опыта неоспоримо. Пионер i-mode NTT DoCoMo объявил о запуске услуги в Великобритании – 13-й стране мира, где эта технология стала неотъемлемой частью мобильного пейзажа. Японские и южнокорейские компании продолжают оставаться законодателями мод в мобильном пространстве планеты, постоянно расширяют спектр своих предложений, не прекращая работы над новыми сервисами.

Тем временем азиатские вендоры оборудования укрепляют свои позиции глобального лидерства. Беспроводные продукты Huawei используют свыше 140 млн абонентов более чем в 70 странах мира. Китайская компания – обладательница 69 патентов UMTS, входящих наряду с CDMA2000 и TD-SCDMA в тройку основных технологий третьего поколения. Успех азиатских компаний не случаен: во многих странах этого региона до 12% доходов направляется на научно-исследовательскую деятельность.

Немалую лепту в развитие азиатского бизнеса вносят и западные мобильные вендоры. Так, в августе прошлого года Nortel открыла крупное СП с LG Electronics по производству практически всей линейки оборудования связи и, выиграв тендеры, заключила выгодные контракты с SK Telecom KTF в Южной Корее.

Исключительную активность на протяжении последнего года проявляли также азиатские производители мобильных телефонов. Ведущий китайский вендор TCL Mobile сформировал СП с Alcatel, в котором TCL будет принадлежать 55%. Тайваньская компания BenQ получила в свое распоряжение мобильно-терминальный бизнес Siemens. А китайский производитель NingBo Bird после успешного бизнеса в секторе пейджингового и мобильного оборудования Китая намерен закрепить свой успех на международных рынках.

Операторские будни

Новой вехой для мобильных операторов становится дальнейшее развитие мобильной инфраструктуры и технологий для поддержки всей палитры новых услуг. Задача не из простых, ибо операторам нужно, с одной стороны, предугадать интерес и требования рынка к новым приложениям, а с другой – сократить расходы на фоне обостряющейся конкуренции.

Очевидно, что технологии 3-го поколения – только часть многослойного пирога новых услуг, ведь одним из насущных вопросов становится значительное увеличение сетевых ресурсов, поддерживаемых Интернетом или IP-технологиями.

Хороший пример демонстрирует SK Telecom, который, упражняясь в науке опережать конкурентов, объявил о запуске HSDPA в начале 2006 г., что заметно повысит привлекательность таких сервисов, как интерактивные игры, музыкальные загрузки, качественные DVD, мультимедиа в реальном времени и большие массивы электронной почты со скоростью до 14,4 Мбит/с.

Мобильные операторы Азиатско-Тихоокеанского региона, работающие в стандарте CDMA2000, продвигают свою 3,5Gтехнологию, известную как 1xEV-DO. «CAT Телеком» (Таиланд) запустил крупнейшую сеть этого стандарта в Юго-Восточной Азии на базе технологий Huawei. Nortel и LG штурмуют высоты WiMAX, в которой многие видят технологию, дополняющую 3G.

Еще раз о WiMAX

Новинка нынешнего конгресса и выставки – «WiMAX-деревня», где собрались разработчики оборудования и ПО для этой технологии. Кульминацией выставки стала демонстрация компаниями Redline Communications и Intel реальной сети WiMAX, по которой можно было «вживую» соединиться со стендом компании Tandberg (провайдер видеокоммуникационных продуктов и услуг), воспользоваться услугами VoIP, видеоконференцсвязи, принять участие в онлайн играх между стендами Intel и Redline. Решение Redline базируется на модеме PRO/Wireless 5116 WiMAX корпорации Intel, первом в мире, по мнению специалистов, продукте WiMAX для крупномасштабных сетей связи.
Незадолго до начала гонконгского конгресса в Пекине состоялся глобальный саммит по проблемам WiMAX. Президент WiMAX Forum Р. Резник попробовал заручиться поддержкой китайского Министерства информационной промышленности (MII), однако ответной реакции пока не последовало.

По словам Р. Резника, целью форума было установление долгосрочных связей и сотрудничества для будущего развития технологии WiMAX в Китае. Однако Ет Цао Шуминь, заместитель директора Китайской академии исследования телекоммуникаций (CATR), отметила, что на своем начальном этапе WiMAX во многом являлся технологией передачи информации, а не голоса, что никак не способствует развитию универсальной услуги в КНР. Г-жа Цао также призвала форум разрешить вопросы объединенного глобального спектра, что позволит снизить цены и увеличить роуминговое покрытие. Как известно, в настоящее время WiMAX предлагается в нескольких частотных диапазонах – от 2,3 ГГц до 5 ГГц и выше.

Пленарные заседания WiMAX также подверглись критике со стороны некоторых участников в связи с исключением из обсуждения перспективного мобильного стандарта 802.16е, который многими рассматривается как прямой конкурент технологиям 3G и HSDPA. Более приятные новости пришли из Тайваня, где правительство решило выделить $1,2 млрд на развитие WiMAX по программе M-Taiwan (Mobilize Taiwan). Intel, один из крупнейших лоббистов стандарта WiMAX, объявил о запуске технологии 13-ю новыми операторами по всему миру. По оценкам аналитиков из Northern Sky Research, к концу 2006 г. сети, сертифицированные под WiMAX, будут насчитывать 50 тыс. абонентов.

Китайская грамота

По заявлению TD-SCDMA Forum, китайская технология 3-го поколения TDSCDMA будет готова к коммерческому запуску в начале 2006 г. Генеральный секретарь форума Цзин Ван сообщил, что мобильные терминалы и чипсеты поя вятся уже через 2–3 месяца, но при этом признал, что планы по превращению технологии в глобальный стандарт не могут быть реализованы так же быстро. Стандарту TD-SCDMA предстоят испытания практикой. Тем не менее Цзюнь Фу, заместитель генерального секретаря форума, в успехе не сомневается – ведь стандарт уже широко поддержан ведущими вендорами мобильных телефонов, включая Samsung и LG, а мобильные терминалы, как известно, во многом определяют судьбу технологии. К тому же в развитии и становлении стандарта заинтересованы такие киты индустрии, как Siemens, Alcatel, Qualcomm, Nortel, производители микросхем TI и Philips, а также местные лидеры – Huawei и ZTE. Но при этом все понимают, что «испытания Китаем» – самые важные.

В числе основных преимуществ TD – эффективное использование частотного спектра. И хотя в пропускной способности этот стандарт немного уступает WCDMA, он, как уверяют его создатели из компании «ДаТанг Телеком», в сотни раз превосходит возможности последнего, когда дело касается максимального использования частоты. Д. Кларк, управляющий директор пекинской консалтинговой группы BDA, отметил, что данный стандарт «в течение прошлого года прошел долгий путь к успеху. Теперь, наверное, все уже поняли, что это должно произойти». Правда, при этом Д. Кларк считает, что у TD-SCDMA мало шансов получить лицензию раньше WCDMA и CDMA2000. А тестировать этот стандарт, вкупе с получением лицензии на GSM, будет, скорее всего, крупнейший оператор фиксированной связи Китая – China Telecom.

Поговорим о G-практике, или Красная дорожка в будущее

Как, не снижая тарифов, уговорить абонентов поменять SIM-карты и обойти конкурентов? Что делать, если продажи не идут даже по сниженным ценам? Демпинговать дальше? Ни в коем случае, убеждено руководство кувейтского мобильного оператора Wataniya. Ребрендинг в Wataniya стал задачей номер один. Компания решила в буквальном смысле расстелить красные дорожки перед каждым офисом оператора и пригласить всех поучаствовать в тусовке. С этой целью было закуплено несколько сотен метров красных ковровых дорожек, а в прессе замелькали рекламные объявления в красных тонах. Увидев яркие дорожки в городе, многие горожане просто из любопытства заглядывали в офисы компании, другие же, особенно молодежь, шли туда целенаправленно. А смена SIM'ок была всего лишь небольшим дополнением к насыщенной программе, где кроме всего прочего абонентам предлагались занимательные конкурсы, а победителям вручались ценные призы. Volkswagen и Jazeera Airways предложили скидки абонентам оператора. Словом, компании удалось сделать, казалось бы, невозможное: 928 тыс. абонентов в 2005 г. против 810 тыс. в 2004 г.; ARPU – $41.

По словам г-на У, исполнительного вице-президента PCCW, крупнейшего оператора фиксированной связи Гонконга, при таком насыщении технологиями и стандартами ситуация на рынке становится конфузом. Куда движутся операторы фиксированной связи? Ответ очевиден: от голосовых данных к передаче информации и далее к ТВ, т.е. к triple play. А от triple play к quad play, когда абонент сможет получить весь пакет информации в любое время и в любом месте.

А. Скородумов, исполнительный директор Ассоциации 3G России, рассказал о реалиях российской мобильной индустрии, о перспективах развития технологий 3-го поколения, отметив, что конвергенция сетей связи, развитие виртуальных мобильных операторов (MVNO), а также вопросы мобильной оплаты и мобильного ТВ – в числе основных приоритетов2006. На вопрос, реально ли появление в России единой лицензии на фиксированно-мобильную связь, как это предполагается сделать в Гонконге в 2006 г., А. Скородумов ответил, что для России это скорее вопрос будущего.

Популярность так называемых мобильных интернет-услуг в Японии и Корее способствовала дальнейшему закреплению стандарта CDMA2000 – убеждены в японской компании KDDI. Но если эта технология охватила рынок практически сразу, то WCDMA для популяризации потребовалось значительно больше времени. Следовательно, выводы, которые должны сделать операторы сетей нового поколения, – необходимость полномасштабного покрытия территории сетями 3G по крайней мере на уровне сетей 2G, чтобы абонент имел более высокий уровень услуг. Ведь абонент может задаться вопросом: а зачем мне 3G, если и нынешняя сеть справляется с моими запросами? Ответ прост: наиболее полное использование возможностей высококачественных и многофункциональных мобильных терминалов, позволяющих абоненту получать качественные услуги, возможно только в сетях 3G.




Мобильный крэк-кокаин, монстры-операторы, или Как получить доход с мобильного контента во времена 3G

Форум по мобильным развлечениям привлек множество заинтересованных компаний – от разработчиков контента, агрегаторов и операторов до медиагигантов (EMI и Warner Music). Участники форума азартно доказывали преимущества своих продуктов и технологий их доставки в сети операторов. Цифровая музыка, мобильные игры и видео признаны лидерами в категории наиболее популярных приложений будущего. Конвергенция медиатехнологий порождает интерактивное телевидение и возможность самогенерации любого контента – от новостей и блогов до анимации и музыкальных клипов.

Вот лишь некоторые цифры. Количество мировых продаж цифровой музыкальной продукции только за первую половину 2005 г. достигло $796 млн. К 2009 г. глобальный рынок мобильного контента и развлечений «заработает» свыше 45 млрд евро. А рынки Китая и Индии предстают очень заманчивыми мобильными «пирогами» буквально во всех контенто-сферах.

Но не всё так серьезно в мобильном королевстве. Например, Дж. Робинсон, СЕО «Синема Электрик», активно продвигающей голливудский контент в США и странах Европы, озадачил аудиторию вопросом: как накормить монстра и кто он такой, мобильный монстр? Многие с облегчением вздохнули, когда выяснилось, что «монстрами» он назвал не потребителей контента, а... операторов, которые часто не церемонятся с надоедливыми контент-провайдерами и которых постоянно приходится ублажать «мобильно-крэковым контентом».

«Чего желает каждая девушка от 16 до 24 лет?» – продолжила Лорейн из компании с самодостаточным названием CrazyFunBabe, которая вот уже на протяжении нескольких лет поставляет исключительно женский контент. И действительно, девушки этого возраста потребляют много контента, около 50%. Канадская компания уверенно занимает первые строчки рейтингов среди провайдеров, создавая многокрасочную палитру «sexy, sassy and sophisticated»контента. На вопрос, а насколько востребован контент для категории smart girls, Лорейн смущенно ответила, что и для них что-то найдется.





Японский оператор уверен, что будущее за связкой технологий «мобильная 3G–фиксированная DSL». Рождается новая парадигма, когда ультра-3G использует сеть общего доступа и предлагает абоненту выбрать удобный ему тип связи: IPсеть, мобильную 3G или широкополосную DSL. Кроме того, в KDDI убеждены, что широкополосная беспроводная связь станет удачным дополнением 3G в труднодоступной местности, а также в регионах, где отсутствует кабельная проводка. Очевидно, что грани между телекомом и вещанием становятся все более прозрачными, в то время как фиксированная и мобильная связь конвергируется, образуя тем самым симбиоз IP-телефонии и широкополосной связи.

Новые технологии от маэстро

Только мы решили, что все возможные пути развития 3G обсуждены, как Qualcomm объявила о запуске двух новых платформ, которые призваны вывести как UMTS, так и 1хEV-DO на новые уровни совершенства. Софтверный гигант решил связать эти технологии с другими беспроводными решениями, такими как Bluetooth, GPS и OFDM. Две платформы – DMMX (DO Multicarrier Multilink extensions) для EV-DO и НММХ (HSDPA Multicarrier Multilink extensions) для UMTS – уже не просто концепции, но и реальные технологии, сообщил старший вице-президент Qualcomm Дж. Белк. По его мнению, данные технологии не требуют никаких изменений в стандартах 3GPP или 3GPP2, ведь EV-DO плавно перейдет в Rev А и Rev В, как и планировалось, a UMTS получит апгрейд до HSDPA и HSUPA. Целью Qualcomm стало предложить новый микс опционных технологий для улучшения функциональности и мощности EV-DO и HSDPA. Кроме того, технологии позволят создать «мультиоператорский мультилинк», т.е. несколько беспроводных протоколов передачи будут работать одновременно в мультичастотном режиме. Например, станет возможным использование аплинка 3G для обеспечения интерактивных услуг мобильного ТВ, а также связки технологии GPS (gpsOne) с HSDPA.

П. Джекобс (Qualcomm) представил DMMX и НММХ, отметив, что примерами такой синхронности (concurrence) может служить просмотр телевидения на мобильном телефоне в режиме реального времени, в то время как телефон продолжает мониторить пейджинговый канал для голосовой связи и мобильных данных, или позволяет объединить многопользовательские игры в режиме он-лайн с возможностью принятия голосовой передачи. Как считает П. Джекобс, в процессе конвергенции беспроводных технологий, электронного управления, потребительской электроники и развлекательной индустрии мобильные терминалы должны уметь работать одновременно. Кроме того, идея создания единой гармонизированной беспроводной сети давно уступила место концепции образования экосистемы различных протоколов и линков доступа.

***


Завершу свой рассказ забавным эпизодом, который еще раз демонстрирует, что «мобильной моде» все возрасты покорны. За обеденным столом в перерыве пленарных заседаний я оказался по соседству с Му Пяо Ши, вице-президентом компании «ЧунгХва Телеком», крупнейшего мобильного оператора Тайваня. После обсуждения высоких материй 3G и HSDPA мой уважаемый коллега с юношеским азартом стал демонстрировать мне свой последний телефон и все возможности WAPпорталов операторов Тайваня.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!