Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 2 2006 |
Александра КРЫЛОВА  | 01 февраля 2006 |
CDMA в России: игра на опережение
НАПРАВЛЕНИЯ ПОИСКА были заданы в выступлении директора Департамента государственной политики в области инфокоммуникаций Мининформсвязи РФ В. Слизеня . По его мнению, акценты в позиционировании операторов сетей стандарта IMT-MC-450 с услуг голосовой связи должны смещаться на предоставление абонентам универсальной среды доступа к широкополосным контент-услугам. С одной стороны, это приучит россиян пользоваться Интернетом, в том числе и мобильным, а с другой – приведет к увеличению числа контент-провайдеров в России.«С точки зрения развития регулирования, – отметил В. Слизень, – нам бы хотелось, чтобы на макроуровне изменилось соотношение операторов инфраструктуры (сегодня их уже больше 26 тыс.) и контент-провайдеров (300–350 компаний)». Отметив стиль отношений «Скай Линк» с потенциальными партнерами как контентfriendly, он назвал предлагаемые контент-провайдерам экономические схемы сотрудничества залогом успеха амбициозных планов оператора.
О РАЗМАХЕ ПЛАНОВ развития сети «Скайлинк» участники конференции могли судить по докладу заместителя гендиректора по коммерции этой компании Д. Александрова . Он ожидает, что к 2010 г. доля «Скай Линк» в базе российских абонентов СПС вырастет до 4% пользователей. При условии, что ARPU не опустится ниже $30 (сегодня он равен $60), на долю этого оператора будет приходиться приблизительно 15% доходов всего рынка сотовой связи в РФ.
Достижению этих результатов подчинены и позиционирование «Скай Линк» как лучшего оператора мобильных услуг и решений, и направленная на его воплощение в жизнь техническая политика. Первый шаг в ее реализации – увеличение скорости передачи данных в сети «Скай Линк» до 2,4 Мбит/с путем введения в коммерческую эксплуатацию CDMA2000 1xEVDO, сначала в Москве и Санкт-Петербурге, а затем и в остальных точках присутствия оператора. С учетом уже существующих, по словам Д. Александрова, полноценные (с поддержкой технологии EV-DO) сети в 2006 г. будут действовать в 33 регионах с населением 46 млн человек.
ПОДТВЕРЖДЕНИЕМ ПРАВИЛЬНОСТИ избранного оператором курса на развитие услуг высокоскоростной передачи данных может служить опыт чешской компании «Евротел». Будучи оператором GSM-сети, «Евротел» использовал технологию CDMA-450 EV-DO для предоставления своим абонентам высокоскоростного доступа в Интернет в пакетах с GPRS для обеспечения роуминга. За первый год оказания услуг под новым брендом Eurotel Data Express оператору удалось захватить 15% рынка широкополосного доступа в стране. Причем его абонентами стали не только бизнесмены, но и жители удаленных сельских районов, где применение технологий фиксированного доступа в Интернет затруднено.
В РОССИИ, где, по словам аналитика «iKSКонсалтинг» О. Панкратовой , услуги мобильного Интернета демонстрируют высокие темпы роста (по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. – в 3,5 раза), от увеличения скорости передачи данных ожидаются не менее ощутимые результаты. Согласно исследовательским оценкам ЗАО «Скай Линк», после запуска технологии EVDO доля абонентов оператора, предпочитающих пользоваться мобильным Интернетом даже при наличии фиксированного доступа, возрастет с 10 до 30%. Ведь, по сути, эта технология предоставит в их распоряжение выделенный канал в мобильном варианте, даст уникальную возможность получать услуги и сервисы, не доступные в сетях других мобильных операторов.
Как следствие, второе положение концепции «Скай Линк» – создание условий для формирования и развития рынка контент-услуг. При этом технологические возможности дают оператору основания считать полноценным мультимедийный контент в формате цветного фото" и видеоизображения со звуковым сопровождением высокого качества. Актуальный и зрелищный контент (два обязательных требования «Скай Линк») будет доступен пользователям на сервисном портале SkyPoint в режиме реального времени в любой момент и с любого устройства. При этом на поставщиков услуг возлагаются две функции – произвести контент и поучаствовать в его маркетинге.
Оценить удобство второй версии сервисного портала участники конгресса могли на стенде компании «Скай Линк», где демонстрировались новые решения на основе широкополосной передачи данных, в том числе по технологии EV-DO. Здесь же можно было попробовать свои силы в многопользовательской Интернет игре – X game и познакомиться с другими совместными решениями Lucent Technologies и «Скай Линк». Живой интерес участников вызвала новая версия видеоплеера для телефона с поддержкой BREW (Binary Runtime Environment for Wireless), позволяющая «закачивать» и воспроизводить на экране телефона разнообразный мультимедийный контент.
СОГЛАШЕНИЕ между Qualcomm и «Скай Линко коммерческом использовании приложений и сервисов на базе платформы BREW в сети оператора было подписано в конце сентября 2005 г. И потому эта тема очень волновала делегатов, особенно из российских регионов. Об этой интеллектуальной платформе, созданной Qualcomm в 2001 г., и ее преимуществах для разработчиков, рассказал вице-президент по развитию компании Reaxion А. Колосков . Важнейшим преимуществом, на его взгляд, является изначально встроенное в BREW решение по распространению сервисов и приложений. Благодаря ему абоненты нажатием одной кнопки получают выбранный ими в интерактивном режиме контент, а разработчики освобождаются от необходимости контактировать с большим числом операторов.
Qualcomm берет на себя регистрацию всех разработчиков приложений на платформе BREW, сертификацию созданных ими продуктов, размещение их в своем каталоге, где они доступны для операторов (на сегодняшний день с BREW работают 56 операторов). Кроме того, встроенная в BREW система биллинга позволяет компании осуществлять расчеты с операторами и отправлять деньги разработчикам за вычетом своей комиссии (20% от суммы, оставшейся после расчетов с оператором).
В числе других важных преимуществ А. Колосков назвал ограниченное число моделей терминалов, что позволяет покрыть их тремячетырьмя версиями приложений, а также богатые возможности этой среды разработки. Из недостатков BREW он отметил ее техническую сложность, необходимость первоначальных вложений в инфраструктуру (порядка $10–15 тыс.), ограниченность круга разработчиков и издателей, проблемы с маркетингом.
Реализация новой концепции развития услуг «Скай Линк» требует наличия терминалов CDMA-450 high-endкласса. О том, что работа с производителями абонентского оборудования в этом направлении ведется, свидетельствует участие в работе конгресса руководителей Ассоциации IA-450, включая возглавляющую рабочую группу терминального оборудования Т. Рэдфорд , и CDMA Development Group (CDG). На значительное сокращение времени вывода на рынок новых абонентских терминалов направлено создание CDMA Certification Forum.
ОТДЕЛЬНЫЙ БЛОК в программе конгресса составляли выступления компаний-поставщиков сетевой инфраструктуры CDMA-450: Lucent Technologies, Nortel, ZTE Corp., Huawei Technologies. Lucent Technologies представила решения для увеличения эффективности использования радиоресурсов. Программа Ocelot позволяет произвести расчет сети перед ее строительством на основе цифровых карт местности для выбора оптимального способа установки радиосистемы, а также провести анализ и оптимизацию уже существующей сети.
ПОДВОДЯ ИТОГИ работы конгресса, председатель российской Ассоциации CDMA-450 Ю. Хромов отметил, что стандарт CDMA-450 состоялся, в 2005 г. сети работают в трех странах Америки, в девяти – Африки, 12 – Европыи 15 – Тихоокеанского региона, услуги востребованы. «Мы играем на опережение, и рабочий диалог очень важен для развития рынка», – сказал он.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!