Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 2 2006 |
Лилия ПАВЛОВА  | 01 февраля 2006 |
Операторы и надзор: испытание переходным периодом
ОСНОВА КОНФЛИКТОВ, с точки зрения операторов, заложена в положениях Постановления Правительства РФ № 110 от 02.03.05 «Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи». На отрасль связи распространяется действие закона «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора и контроля», которым установлен минимальный период плановых проверок (дважды в год) и исчерпывающе закрыты основания для проведения внеплановых (по этому закону не могут являться основанием для внеплановой проверки нарушения, выявленные в ходе дистанционного контроля). Однако постановление № 110 признает основанием для проведения внеплановой проверки результаты «дистанционного контроля». В итоге внеплановые проверки стали настоящей проблемой для операторов.По словам замначальника управления технической эксплуатации ЗАО «СМАРТС» Ю.А. Соловьева, в прошлом году у одного из самарских операторов в дополнение к двум плановым было проведено 19 (!) внеплановых проверок. Проблема обостряется общей ситуацией переходного периода, когда новые нормы еще не обрели четкость часового механизма. В результате каждая разрешительная или лицензионная пробуксовка (не по вине оператора) тянет за собой карающий шлейф. Председатель координационного совета Ассоциации операторов связи на территории Краснодарского края И.В. Молчанов привел пример. В 2004 г. у небольшой компании, предоставляющей в райцентре на Кубани услуги вещания по технологии MMDS, закончился срок разрешения на использование частот. Продлить разрешение не удается несколько месяцев: документы так и лежат в ФАС «на подписи». А местный надзор выписывает оператору гигантский штраф. «Получается, что Россвязь частоты не продлевает, а Россвязьнадзор наказывает за это операторов… С момента выхода постановления № 110 у нас в ассоциации не осталось ни одного предприятия связи без штрафа», – комментирует ситуацию И.В. Молчанов. Такие действия вызывают у операторов неприятие надзорных органов, а ведь в начале 90-х связьнадзор создавался именно в помощь зарождающему ся рынку.
КТО МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ?
Испытание переходным периодом проходят не только операторы, но и сами надзорные органы. Притом что операторы небезосновательно упрекают надзор, эта структура сама испытывает огромные трудности из"за текучки кадров, недостатка знаний и опыта. Как заметила руководитель отдела лицензионных работ ГК «Корбина Телеком» С.С. Овезова, бывают случаи, когда оператор вынужден выступать в качестве консультанта для надзора. И сегодняшние разночтения многих нормативных документов приводят к тому, что зачастую взаимоотношения операторов и надзорных органов зависят просто от здравого смысла обеих сторон. Что же делать, если «консенсус» не достигнут, а надзорный орган явно неправ? «Отстаивайте свою правоту вплоть до судебного разбирательства! – советует операторам замруководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи Е.А. Чечельницкий. – Мы за то, чтобы все наконец начали работать по закону. Если кто-то из наших сотрудников нарушает закон – выявляйте эти факты».
Но операторы судиться с надзором не рвутся: это время, это отвлечение от дел, это «себе дороже»… В этом отношении и должны сыграть свою роль встречи, подобные январской. Как сообщил замминистра ИТ и связи Б.А. Антонюк, в течение февраля–марта во всех федеральных округах будут проведены региональные совещания с участием представителей ведомства, операторов и сотрудников надзорных и радиочастотных служб: «У них тоже проблемы с пониманием и толкованием колоссального объема нормативной базы, который на них «свалился». Но будем обучаться. Уверен, бо’льшая часть проблем устранима».
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!