Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 1 2006 |
01 января 2006 |
Туман на орбите
– Космический потенциал СССР был столь мощным, что Россия все еще остается одним из ведущих владельцев орбитального ресурса в мире. Спутниковая связь и вещание – среди наиболее востребованных направлений космических информационных технологий. Это направление имеет четко выраженный коммерческий вектор развития, и, казалось бы, с переходом экономики от социализма к капитализму коммерческая составляющая должна была резко возрасти. Увы, как показывает анализ реальной ситуации, этого не происходит. Для примера: во всем мире каждый год устанавливаются 100–120 тыс. VSAT станций; в России за 2005 г. установлено примерно 500 станций (т.е. 0,5%), а общий объем рынка услуг спутниковой связи с использованием VSAT-технологий не превышает $10–15 млн в год.До 2002–2003 гг. такой феномен можно было объяснить отсутствием приемлемых с коммерческой точки зрения российских спутников. Но к 2005 г., когда российская спутниковая группировка существенно обновилась, такой аргумент уже не применим.
Справедливости ради следует отметить, что положительная тенденция все же просматривается. В 2003–2005 гг. на территории России построено не менее 10 больших центральных станций для создания масштабных интерактивных VSAT-сетей (их число может вырасти в 1,5 раза в 2006 г.). Каждая такая центральная станция может поддерживать работу тысяч VSAT-станций. Таким образом, процесс накопления потенциальной энергии происходит, но никак она не переходит в кинетическую, и к исходу 2005 г. ситуацию можно было охарактеризовать как неопределенную.
ВТО: как совместить несовместимое?
Немаловажный аспект, который усиливает туманность прогноза развития российского рынка спутниковой связи, – грядущее вступление нашей страны в ВТО. Практически во всех странах сектор телекоммуникаций, с одной стороны, достаточно обособлен от остального мира и имеет национальные особенности, а с другой – является безусловно глобальным с позиции предоставления услуг связи и вещания. Совместить несовместимое – проблема всех стран участниц ВТО. Но у России, как всегда, есть и национальные особенности.
Спутниковая связь все еще «не в рынке» и нормативно регулируется положениями, обеспечивающими фактический приоритет российским спутникам связи. Сегодня, по сути, использование ресурса спутников, которые не входят в состав российской орбитальной группировки (т.е. спутников, операторами которых являются международные компании или национальные компании других стран), весьма проблематично, поскольку все упрощения нормативных положений и частотного обеспечения касаются исключительно сетей «Экспресс» и «Ямал» (с небольшим дополнением). Как эти сети будут конкурировать в рамках ВТО и будут ли – без защиты государства?
Более того, развитие государственной орбитальной группировки спутников связи гражданского назначения (см. Постановление НТС Мининформсвязи от 14.10.05) рассматривается как развитие орбитальной группировки спутников связи гражданского назначения. Соответственно, дано поручение НИИ радио и ЦНИИС по договору с ГПКС разработать совместно с заинтересованными организациями «Программу развития государственной орбитальной группировки спутников связи и вещания гражданского назначения на период 2007–2015 гг.». Что это за организации, не уточняется. Сами же разработчики программы указывают на 20%-ную востребованность ресурса государственными структурами. То есть остальное, надо полагать, для коммерческого использования коммерческими компаниями?
Вступление России в ВТО в первую очередь приведет к быстрому ослаблению административного пресса. А захотят ли коммерческие организации переплачивать деньги «за патриотизм» при использовании отечественной группировки?
Спутники «у них» и «у нас»: странная арифметика
Если «Горизонты» – это спутники 70-х годов, то «Экспрессы-АМ» и «Ямалы-200» называют современными ИСЗ. Вот только к перспективным их можно отнести с большой натяжкой. Энергетические показатели уступают зарубежным аналогам, которые доступны для работы на территории России, а стоимость частотного ресурса на национальных КА больше, чем у иностранных коллег, на 15–30%. Соответственно, потребитель спутникового ресурса несет и большие единовременные, и повышенные текущие затраты примерно в той же пропорции.
Проблема («для нас») заключается еще и в том, что спутники «у них» непрерывно качественно совершенствуются с учетом развития технологий наземного абонентского сегмента, и процесс этот идет очень быстрыми темпами. Чтобы конкурировать «с ними», недостаточно иметь даже большие деньги, поскольку перспективные спутники, и тем более технологии, не продаются конкурентам. Можно только использовать свою мощную отрасль производства, представленную теперь, к сожалению, единичными предприятиями.
«Программа развития государственной орбитальной группировки спутников связи и вещания гражданского назначения на период 2007–2015 гг.» только формируется, а надежд, что в новые КА будут заложены действительно перспективные решения (конкурентоспособные на свободном рынке), мало. Продолжается оценка спутников по массе, как будто это их основное потребительское качество, а идея многолучевых антенн, которые предлагались (и освоены рынком) более 15 лет назад, только сегодня овладевает массами.
Ситуация с ценами на ресурс российских КА также вызывает вопросы. Во-первых, российские спутники выводятся российскими же ракетами. Коммерческий запуск «у них» стоит $80–120 млн, «у нас» – примерно $40–43 млн. Экономия – минимум $40 млн.
Сам спутник «у них» (подобный «Экспрессу-АМ» или «Ямалу-200») стоит примерно $120 млн, «наш» – около $100 млн. Опять экономия $20 млн.
Суммируем «однородные члены»: «у них» цена спутника на орбите – $200 млн, «у нас» – не более $140 млн. Разница ощутимая, ожидаемое следствие – соответствующая стоимость ресурса. Но (!) при озвученном ГПКС сроке окупаемости аж в 9 лет ресурс наших спутников дороже.
Даже с учетом того, что для государственных нужд «все бесплатно» (а это не более 20% ресурса), стоимость «нашего» ресурса должна быть как минимум на 20% ниже, чем для любого зарубежного КА. В действительности именно на эти проценты «наш» ресурс дороже.
Что же сделать, чтобы в перспективе российская спутниковая группировка была загружена (особенно после вступления России в ВТО) и развивалась, а срок окупаемости был как у всех – не более 5 лет? Есть, конечно, простой путь. До ВТО всем перейти на отечественные ОГ, максимально упростив разрешительные и регистрационные процедуры и снизив стоимость частотного ресурса до уровня, например, Intelsat в Азиатском регионе.
Разумеется, тогда все пользователи потянутся в родные сети. А уйти из них будет трудно: слишком велики единовременные затраты по переводу масштабной сети на спутник в другой орбитальной позиции. Для этого надо построить резервный хаб и объехать всю Россию для перенацеливания антенн.
Патриотично? Только на первый взгляд. Пострадают пользователи, а в перспективе – и космический статус державы. Чтобы не было обидно, давайте конкурировать в рынке.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!