Rambler's Top100
Статьи ИКС № 1 2006
Лилия ПАВЛОВА  01 января 2006

Из андеграунда – в авангард Российские IP-коммуникации в контексте глобальных перемен

События-2005 и задачи нового поколения

В минувшем году на мировом рынке IP-коммуникаций наблюдалось небывалое оживление: крупные интернет-компании приобретали, казалось бы, непрофильные для себя IP-телефонные активы: eBay купил компанию Skype, Yahoo – Dialpag, Microsoft – Teleo...

Если еще несколько лет назад (когда термин «IP-телефония» воспринимался в традиционном телекоммуникационном сообществе России как ругательный, а сами IP-телефонисты чувствовали себя чуть ли не заговорщиками) на IP-пространстве царила простая услуга VoIP, подразумевающая объединение VoIP и TDM, то сегодня на авансцену выходит VoIP следующего поколения, олицетворяющий союз IP-телефонии и web’а. «Очевидна тенденция создания пакетов услуг, в состав которых теперь входят интернет-пейджинг и VoIP, – отмечает ведущий специалист Tario Communications Г. Мызовский. – На примере eBay такой пакет состоит из торговой площадки, платежной системы PayPal и средства мгновенных коммуникаций Skype. Другие тенденции сегодня менее очевидны, но завтра именно они будут определять смысл существования IP-коммуникаций. Минуты трафика теряют ценность. На первый план выходят NGN-сети, цель которых – привлечь внимание глобальной аудитории к своим услугам организацией доступа к эксклюзивной информации». Привлечение внимания, по его мнению, и есть задача VoIP версии 2.0. Покупка бесплатной голосовой службы Skype – плата за внимание аудитории. «Минутами уже не следует торговать – их надо дарить» – такова позиция типичного Service Provider (о бизнес-моделях операторов в новых условиях см. «ИКС» № 9’2005, с. 70).

Что есть killer application?

Любой оператор (и инфраструктурный, и сервисный) стремится, во-первых, заполучить выгодного клиента, во-вторых, удерживать его как можно дольше. Тема круглого стола «Будущее корпоративных коммуникаций» вылилась в дискуссию: какой вид сервиса из предлагаемых сегодня наиболее интересен корпоративному заказчику (и, соответственно, принесет оператору наибольшую прибыль)? Иными словами, что есть killer application в настоящее время?

Опуская подробности, попытаемся свести воедино итоги обсуждения. Итак:
  • главное для корпоративной связи – ее интеграция с бизнеспроцессами предприятия; средствами интеграции могут стать killer application;
  • корпоративный пользователь, как правило, располагает тремя корпоративными сферами: IT-инфраструктурой (e-mail, доступ к корпоративным ресурсам), фиксированной и сотовой телефонией. Объединить эти сферы в единую корпоративную коммуникационную среду можно с помощью killer application;
  • killer application – это унификация всех сервисов и всех устройств в одном;
  • возможно, это бесплатная нетарифицированная связь в корпоративном секторе (не только внутри одной компании, но и между «компаниями в IP-роуминге», т.е. обладающими IPсвязанностью;
  • мало придумать killer application – его надо еще внедрить; а чтобы внедрить, нужно поменять практически всю инфраструктуру телефонии, в которую сделаны большие инвестиции (и наверняка не все из них еще окупились); существующие сети никто не будет перестраивать – их будут достраивать на новых технологиях;
  • killer application – это вопрос маркетинга: мы должны сами решить, что нужно клиенту, и агрессивно продвигать услугу на рынке;
  • мы не можем назвать killer application на рынке ПО; аналогично и на рынке сервисов для корпоративного клиента не может быть одного killer application;
  • пока инженерами не начнут управлять грамотные маркетологи, пока все участники рынка не повернутся лицом к клиенту, тема killer application будет оставаться в стадии пустопорожних разговоров.


Будущего не избежать. И даже не придержать

Естественно, gin 12большую часть «операторского блока» участников конференции по IP-телефонии и IP-коммуникациям представляли IP-операторы. При этом нельзя не отметить, с каким вниманием аудитория прислушивалась к выступлениям топ-менеджеров «инфраструктурных операторов» (Network Providers) – «Компании ТрансТелеКом», МТТ и «Цифровые Телефонные Сети». Всех волновали вопросы: как будем жить по новым правилам регулирования (ввод в действие которых был перенесен с июля 2005 г. на 1 января 2006 г.) и не будут ли сроки в очередной раз перенесены?..

Впрочем, неудовлетворенность операторской общественности проектами новых нормативных правовых актов (в частности, в корне неправильным признается тот факт, что регулирование построено на логике классической телефонии, которая «даже не родственница» Интернету, а в общем – совсем не учитывается фактор Paradigm Shift) трансформируется в изобретательность и бизнес-творчество. Во всяком случае, уныние предыдущей конференции (с ее рефреном «новые правила похоронят IP-операторов») сменилось уверенностью, что «можно играть по своим правилам игры, которые не пересекаются с правилами государственного регулятора».

Так, следует ожидать, что операторы, сделавшие основную ставку в своем бизнесе на трафик IP-телефонии, выведут свои коммутационные мощности за пределы РФ (звонки из России в Россию будут проходить «петлей» через зарубежные страны). Альтернатива и логика VoIP версии 2.0 – оставить «карточный» бизнес и переключиться на сращивание с web'ом, накапливая клиентов в своем сегменте. В результате их количество неизбежно перейдет в новое качество бизнеса.

При этом мнения операторов разделились. Одни считают, что плохие, но постоянные правила игры лучше нынешнего «правового штиля» (никто не хочет инвестировать в бизнес в условиях неопределенности). Другие предпочитают потерпеть, но дождаться «правильных» правил: «неправильные» правила игры затормозят и исказят развитие российского рынка; регулирование нужно, но оно должно иметь «правильные» цели; регулирующие документы в свете «сдвига парадигмы» должны значительно отличаться от тех, что уже разработаны, обеспечивая наиболее безболезненный переход к новым коммуникационным реалиям. Похоже, что сторонники этой точки зрения рассчитывают насерьезную переработку уже принятых Правительством РФ документов.

Но как бы там ни было, а времени не повернуть вспять. Подрастает новое поколение пользователей, чье детство пришлось на рождение IP. Они активно пользуются инфотелекоммуникационными услугами, которые даже их «продвинутым» родителям кажутся экзотическими или второстепенными. «Это будут новые люди, – замечает гендиректор CTI И. Масленников. – Смена парадигмы идет независимо от нас с вами, и процесс этот не остановить. Для конечных абонентов «игры» государства и операторов не важны, они все равно будут пользоваться новыми сервисами, новыми возможностями инфокоммуникаций».

Заметки на IP-полях

O надежности IT-коммуникаций

11 сентября 2001 г. – атака самолетов на башни-близнецы в Нью-Йорке: сети фиксированной и мобильной связи в Нью-Йорке и окрестностях не работали; IP-телефоны работали.

Осень 2005 г. – ураган «Катрина»: сети фиксированной и мобильной связи в Новом Орлеане не работали; IP-телефоны работали.

IP-сети изначально проектировались как исключительно надежная и живучая среда.


«И все-таки она вертится!»

Когда-то люди считали, что Земля – плоская и неподвижная. Но потом ученые доказали, что планета наша круглая и вращается вокруг Солнца, и оказалось, что одновременно принимать оба утверждения нельзя (невозможно отправиться в кругосветное путешествие, считая, что Земля плоская). Такой пример «очень простой смены парадигмы» привел Г. Мызовский, заметив: «Сейчас мы на пороге ровно такого же по мощности изменения парадигмы. Но меняется не «одно на одно» (плоская–круглая), а «одно на многое»: раньше у нас были одни коммуникации с одним проводом, а теперь – много, с проводами и без проводов. И собственно понятие «коммуникации» очень многозначно».

В отражении имени

Интересно, что на протяжении 10 лет название этой конференции не раз менялось, всякий раз наполняясь новым смыслом, отражающим эволюцию IP. В 1995 г. это был небольшой семинар по компьютерной телефонии, проведенный CompTek; год спустя в названии появился термин «IP-телефония», а мероприятие обрело статус конференции; 9-я стала уже конференцией по IP-телефонии и IP-коммуникациям. Менялись и темы обсуждений: если 3–5 лет назад говорили в основном о транзите телефонного трафика, о карточных платформах, то сегодня акценты сделаны на услуги, новые сервисы, бизнес-модели операторов.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!