Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 1 2006 |
Лилия ПАВЛОВА  | 01 января 2006 |
Естественная монополия: начало ревизии?
Д.А. МИЛОВАНЦЕВ: «Традиционные операторы испытывают регуляторную дискриминацию в сравнении с новыми».– Сегодня операторы традиционных сетей напрямую конкурируют с беспроводными: количество абонентов последних в разы превышает число абонентов первых, и беспроводные сети не являются уже «социальным драйвером». При этом услуги в фиксированных сетях для конечного потребителя регулируются, и традиционные операторы испытывают регуляторную дискриминацию в сравнении с новыми. Она заключается в том, что объем регулирования традиционных операторов включает не только ценовое регулирование, но и социальную нагрузку, нагрузку по поддержанию целостности сети связи РФ, а также обеспечению безопасности, правопорядка и т.д.
В российском законодательстве применительно к отрасли ИКТ используется понятие «естественная монополия». Однако сравнительный анализ соотношения признаков естественной монополии и характеристик современного рынка телекоммуникационных услуг в России показывает, что по основным экономическим признакам этот рынок утратил признаки естественной монополии.
Во-первых. При естественной монополии предложение на рынке формирует только один производитель, а спрос наблюдается со стороны многих потребителей – сегодня предложение формируется большим числом операторов связи.
Во-вторых. При естественной монополии отсутствуют заменители товара (услуги) – сегодня традиционные услуги связи заменяются новыми (существенную роль при этом играет товарная конкуренция).
В-третьих. При естественной монополии выход на рынок других производителей затруднен в связи со значительными ограничениями – сегодня барьеры для выхода новых операторов связи на телекоммуникационный рынок сняты.
Таким образом, в результате технического прогресса и значительного увеличения спроса на услуги связи данный рынок перестал быть естественной монополией. Мининформсвязи ставит своей целью в ближайшие несколько лет полностью перейти к конкурентному рынку и отказаться от регулирования тарифов так называемых естественных монополий для конечных пользователей,в том числе за счет ликвидации метода перекрестного субсидирования и доведения тарифов на услуги связи до уровня экономически обоснованных затрат; применения в переходный период (в течение двух-трех лет) метода предельного ценообразования; либерализации рынка дальней связи; реализации механизма универсального обслуживания.
В.Н. ЯШИН: «Тарифы должны подлежать одобрению регулятором, но устанавливаться оператором связи самостоятельно».
– Мы считаем, что было бы целесообразно вывести электросвязь из-под действия закона «О естественных монополиях» и создать для регулирования равные для всех рыночные и прозрачные правила ценообразования. С учетом зарубежной практики регулирования телекоммуникаций полагаем возможным на уровне закона установить порядок определения товарных рынков, подлежащих регулированию, порядок определения конкуренции на рынке и порядок определения предприятий, подлежащих регулированию, а также условия и периодичность проведения подобных оценок.
Требуют пересмотра и сами методы государственного регулирования, в частности метод ценообразования (тарифов) на услуги связи. Необходимо на уровне закона определить принципы установления тарифов. При этом нормы закона должны регламентировать действия регулятора. Тарифы должны подлежать одобрению регулятором, но устанавливаться оператором связи самостоятельно.
Главу «Связьинвеста» поддержали операторы мобильной связи в лице Ассоциации-800 (выступление В.А. Левчика) и общероссийский профсоюз связистов (А.Г. Назейкин). Формат круглого стола предполагает дискуссию, однако необходимость пересмотра статуса операторов общедоступной электросвязи как субъектов естественной монополии, похоже, настолько очевидна, что «естественная оппозиция» в лице заместителя руководителя Федеральной службы по тарифам В.М. Евдокименко в предполагаемые дебаты не вступила, ограничившись «отчетом о проделанной работе».
Подводя итоги, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи В.Л. Горбачев признал, что сегодняшняя практика естественномонопольного регулирования должна быть пересмотрена. Но пересмотрена взвешенно. Для этого при комитете будет сформирована рабочая группа с участием представителей Мининформсвязи, Минэкономразвития, Федеральной службы по тарифам и Федеральной антимонопольной службы России, иных заинтересованных министерств, ведомств и организаций.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!