Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 12 2005 |
Александр Борисович УГЛОВ  | 01 декабря 2005 |
Биржа телекоммуникационных проектов и услуг
Биржа (нидер. beurs, нем. Borse) – регулярно действующий оптовый рынок товаров, продающихся по стандартам и образцам (товарная биржа), ценных бумаг (фондовая биржа), иностранной валюты (валютная биржа), рабочей силы (биржа труда). Возникла в 15 – 16 веках в Италии, Голландии, Англии.В мире биржи действуют в течение уже пяти столетий. В наше время – практически во всех отраслях деятельности человека: это оптовая продажа валюты, нефти, электричества и т.д., а в сфере телекоммуникаций в западных странах – например, телефонного трафика. Очевидно, что биржа как экономический инструмент дает возможность не только определять соотношение и тенденции изменений спроса и предложения, но и обеспечивать определенную степень стабильности экономики (скажем, фьючерсные сделки определяют стоимость товаров и услуг на будущее).
Во времена социалистической экономики, тотального дефицита и госплана существовала целая армия снабженцев, бороздивших страну в целях удовлетворения в основном товарного и сырьевого спроса производителей.
В настоящее время предложение огромной номенклатуре товаров и услуг явно опережает спрос. Поставщики вынуждены содержать солидную армию продавцов, зачастую неспособных выполнить по тем или иным причинам порученный план продаж, и кормить тех, кто рекламирует их продукцию. Простой поиск в российском Интернете дает информацию о существовании в стране большого числа бирж, осуществляющих свою деятельность в самых разнообразных сегментах рынка. А телекоммуникации между тем остаются странным исключением.
Отрасль связи в России много лет подряд динамично развивается и стабильно растет, увеличивая производство услуг, во-первых, оборудования, во-вторых. Количественный рост с некоторых пор всегда приводит к необходимости качественных изменений, в частности в организации дополнительных средств балансировки и регулирования спроса и предложения. Рано или поздно этот вопрос должен встать на повестку дня. Прежде чем искать на него ответ, проанализируем процесс формирования спроса и предложения на российском рынке телекоммуникаций, основываясь на собственном опыте.
Как формируется предложение?
Формирование предложения для новых и потенциальных потребителей заключается в основном в распространении операторами и поставщиками оборудования своих рекламных материалов, участии в международных, всероссийских и региональных выставках, поддержке своих web-сайтов. Как правило, предоставляемых через эти каналы сведения имеют самый общий характер и мало пригодны для использования в конкретных проектах или даже в предпроектных исследованиях. Выставочная деятельность операторов, нацеленная на живое общение с потребителями, год от года дает все более низкую отдачу (кто участвовал, тот подтвердит).
Характерной особенностью такого информационного обеспечения предложения является также то, что наиболее подробные данные и ценовые параметры товаров и услуг публикуются охотнее компаниями, которые только выходят на рынок и проявляют при этом максимальную открытость, способствующую их продвижению. С течением времени и по мере развития бизнеса, как правило, подробная детализация услуг и цен исчезает из открытых источников.
Как формируется спрос?
Спрос на услуги и оборудование можно условно разделить на два вида. К первому, часто характерному для корпоративного рынка, отнесем те взаимоотношения потребителей и поставщиков, которые исторически установились в ходе реализации совместных проектов. Они регулируются долговременными договорами и часто имеют эксклюзивный характер, подразумевающий внутреннюю и достаточно замкнутую в рамках партнерских отношений циркуляцию спроса и предложения.
Ко второму виду спроса отнесем потребности остальной, наиболее массовой части потенциальных пользователей, которые либо имеют намерение начать потреблять те или иные услуги или продукты связи, либо желают сменить поставщика. Удовлетворение именно этого вида спроса нуждается в максимальном внимании рынка предложения. Этот большой, но плохо упорядоченный сектор спроса зачастую не обладает достоверными и системными сведениями о существовании тех или иных товаров и услуг, равно как и не имеет регулярного доступа к источникам надежной информации о текущих предложениях на рынке, операторах связи и их возможностях.
Кто сделает первый шаг? Где «встретятся» спрос и предложение?
Вряд ли можно ожидать, что потребители станут объединяться в некие союзы для решения своих проблем по получению информации о рынке. С другой стороны, операторы и поставщики представляют собой сплоченное и организованное сообщество (свидетельство тому – существование отраслевых ассоциаций операторов и производителей). Это сообщество и должно сделать первый шаг в сторону потребительского рынка.
Следующий вопрос состоит в том, где и как могут «встретиться» спрос и предложение? Что нужно сделать для того, чтобы такая встреча произошла?
Автор ни в коей мере не претендует на полный комплекс рекомендаций по организации телекоммуникационной биржи – это дело профессиональных экономистов и брокеров. Однако позволит себе только один совет: с чего начать и что можно сделать с минимальными начальными издержками.
Надо создать дистанционно реализуемую, максимально доступную и комфортную площадку для придания гласности нужд и запросов потребителей, с одной стороны, и предложений поставщиков товаров и услуг – с другой. Иными словами, биржу проектов и услуг, способствующую разрешению проблем неудовлетворенного спроса и избыточного предложения, в первую очередь для наиболее массового сектора спроса.
При существующем вполне удовлетворительном уровне развитияинформатизации и связи в стране для организации телекоммуникационной биржи достаточно иметь:
- готовность какой-либо заинтересованной компании (или группы компаний) в организации специализированного интернет-портала для приема заявок (проектов) и/или call-центра соответствующей функциональности;
- готовность заинтересованной компании (или группы компаний) провести массированную рекламную акцию (и не только в специализированных изданиях) для извещения массового потенциального потребителя о существовании такой биржи.
И последнее – на заметку тому, кто возьмет на себя такой биржевой функционал: создание биржевой телекоммуникационной площадки – путь к новой сфере деятельности, реальному оптовому дистрибьюторству проектов и услуг.
От редакции «ИКС». Первые «биржевые шаги», на наш взгляд, уже сделали компании-дистрибьюторы, организовавшие на базе своих сайтов электронные торговые площадки по сбыту оборудования и услуг.
Кто из читателей готов поделиться своим опытом сбыта on-line? Могут ли такие оптовые интернет-магазины служить прообразом отраслевой e-commerce по модели B2B, телекоммуникационной и IT-биржи? Являются ли такие виртуальные площадки инструментом выхода на смежные рынки? Пишите. Ваши мнения будут опубликованы.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!