Рубрикатор |
Статьи |
31 марта 2009 |
Игорь Щеголев о сотовой связи. Интервью, ч.4
В четветрой части интервью министра Щеголева – о сотовых операторах и ситуации на рынке сотовой связи.
— Считаете ли вы оправданным начавшееся повышение цен на некоторые услуги мобильной связи?
— Роуминг, конечно, подорожал, поскольку операторы рассчитываются со своими иностранными партнерами, цены договоров с которыми установлены в валюте. Но операторы, стремясь оптимизировать тарифы, увеличили их по бизнес-направлениям, покрывая за счет этого издержки по туристическим направлениям, таким как Турция, Египет, Таиланд. Очевидно, что операторы существенно не повышают тарифы, опасаясь оттока абонентов. Ведь увеличение может быть неэффективной мерой, в результате реализации которой абоненты станут меньше говорить или перейдут к операторам, предлагающим более низкие цены.
— В декабре прошлого года вы заметили, что было бы целесообразно ограничить влияние иностранных акционеров-стратегов на решения, касающиеся развития их российских телекоммуникационных «дочек». Вы имели в виду конфликт «Альфы» и норвежской Telenor в связи с «Вымпелкомом»?
— Нет. Но я считаю, что развитие рынка тормозится, если в рамках одной компании находятся два конкурента, которые своими пакетами акций, участием в качестве стратегического партнера могут влиять на выбор компании. Понятно, что всегда возникает соблазн использовать свое влияние, с тем чтобы направить развитие компании по руслу, которое в наименьшей степени будет влиять на развитие твоего основного бизнеса.
— Но это как раз пример «Вымпелкома» — ведь Telenor не соглашалась выпускать этого оператора на Украину, где он начал бы конкурировать с подконтрольным норвежцам «Киевстаром».
— Я не хотел бы комментировать конкретный случай: обе компании («Альфа» и Telenor. — «Ведомости») находятся в рамках правового поля, существующего в нашей стране. Если бы мы законодательно сказали: да, можно участвовать, но на правах нестратегического партнера, то это во многом предотвращало бы возникновение подобного рода конфликтов.
— Как это можно сделать юридически?
— Сейчас мы с юристами обсуждаем этот вопрос, анализируем опыт других стран. В законодательстве могут быть оговорки, зная о которых компания, приобретающая пакет некого размера, понимала бы, что она может получать с него дивиденды, но у нее не будет возможности влиять на выбор стратегического курса.
— Если такие оговорки будут внесены в российские законы, могут ли они иметь обратную силу, распространяться на тех иностранцев, которые уже сделали инвестиции в России? Вроде Telenor и TeliaSonera?
— Принцип нашего законодательства — не пересматривать условия уже заключенных договоров. Когда мы выберем ту или иную модель или несколько моделей, то вместе с участниками рынка обсудим их отношение. Мы никого ни к чему подталкивать не будем. У нас по-прежнему есть заинтересованность в том, чтобы на рынок приходили инвесторы.
— Кстати, об инвесторах. Аналитики многих инвесткомпаний сильно встревожены недавним решением омского суда, вынесенным по иску офшора Farimex, по которому Telenor обязана выплатить «Вымпелкому» $1,7 млрд. И еще больше — арестом акций «Вымпелкома», принадлежащих Telenor. Тревожит ли эта ситуация вас как министра?
— Моя озабоченность обозначена как раз ответом на прошлый вопрос. Мне бы не хотелось, чтобы появление такого рода конфликтов препятствовало развитию телекоммуникационного бизнеса в России. Мой главный интерес — сделать так, чтобы такие конфликты в России не возникали.
— Будучи специалистом по СМИ, вы были относительно новым человеком в телекоммуникациях и информтехнологиях. Быстро ли вам удалось освоиться? Что оказалось самым сложным?
— Про самое сложное трудно говорить — процесс был, я бы сказал, интересным. На мое счастье, в этих отраслях очень много квалифицированных и грамотных людей, которые представляют их себе не только с инженерной точки зрения, но и с точки зрения экономики. Это позволило мне быстро войти в круг проблем.
Полный текст
интервью