Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2005
Галина БОЛЬШОВА  01 ноября 2005

«TETRA'вские» страдания

ТЕТРАРУС: риторические вопросы

Мероприятие первое – конференция в рамках «ИнфоКома». Количество участников – свыше 160 (из примерно 50 организаций). Обсуждение проекта «ТЕТРАРУС», разработка которого по инициативе Мининформсвязи началась с заседания ГКЭС еще в 2001 г. (тогда же была организована и рабочая группа по проекту), проходило под эгидой официальных и регулирующих отрасль связи структур и в присутствии главы министерства. Приветствуя участников конференции, Л.Д. Рейман отметил успешное развитие федеральной сети и предположил, что следующим крупным проектом станет сеть скорой помощи в Самаре, строительство которой должно завершиться уже в этом году.

Итоги прошедшего года подвел координатор проекта В.В. Дегтярев. Он перечислил уже построенные в России системы TETRA – 30 (похоже, в число построенных вошли и пока «бумажные» проекты), забыв, правда, указать, в каком году была введена в эксплуатацию их львиная доля. Увы, но реальные цифры по работающим сетям разительно отличаются от отчетных: этот год принес участникам ПМР-рынка лишь две TETRA-сети, и те «датские» – к 60-летию Победы и к 1000-летию Казани . По нашим данным, на октябрь 2004 г. в стране насчитывалось 24 реализованных и реализуемых проекта, из них действующих – 10, из них 8 сданы в эксплуатацию в середине 2003-го – начале 2004 г.

С середины 2004 г. темпы TETRAстроительства упали. Создание наиболее крупной сети – «Средняя Волга» (РАО ЕЭС запланировало 102 БС), начатое в 2003 г., все еще не завершено (по словам представителей ФСК ЕЭС, «сеть не сдана в эксплуатацию»). В самарской сети реализована лишь связь с подстанцией в аэропорту, а в Курске есть только опытная зона.

В.В. Дегтярев вынужден был признать, что системный проект «ТЕТРАРУС», который наконец выполнен содружеством ГСПИ, «Гипросвязи» и других институтов (официальный срок окончания проекта – октябрь 2004 г.), не принят. Он не содержит ответов на главные вопросы: о принципах выделения частот для сетей «ТЕТРАРУС», как должен быть организован план нумерации, каковы правила объединения и взаимодействия ведомственных сетей, кто будет владельцем и (или) оператором региональных или ведомственных систем.

Директор Департамента госпрограмм Мининформсвязи Н.М. Попов считает, что на каждый субъект федерации должен приходиться один коммерческий оператор сети, предоставляющий услуги всем ведомствам, тогда как В.В. Дегтярев – сторонник более крупного деления зон обслуживания. Без ответа остались вопросы: каковы для такого оператора правила предоставления услуг и в чем будет заключаться его деятельность? Как следовало из официальных выступлений, основные его задачи – получить в свое владение построенную ведомствами сеть и обеспечивать эти ведомства услугами на тарифной основе. Не обнародованы и имена претендентов на коммерческое обслуживание производственных сетей (известно лишь, что это будет виртуальный оператор).

Представитель «Газпрома» поинтересовался, будет ли виртуальный оператор нести правовую и финансовую ответственность за последствия аварии на газопроводе, если будет выявлена вина оператора, на каких условиях он будет предоставлять услуги производственной связи и кто станет владельцем сети, построенной на деньги «Газпрома».

Естественные монополии (ОАО «РЖД», «Газпром») не смогли выяснить, почему им уже год как не дают разрешение на использование TETRA в их «собственных» и выделенных под технологическую связь полосах.

Однако Н.М. Попов пообещал, что Мининформсвязи в обозримом будущем выработает требования к построению сети, а в течение октября «ГКРЧ примет решение по TETRA».

TETRA Форум: без концепции нет жизни

Мероприятие второе – очередной конгресс, проводимый Российским TETRA Форумом (РТФ). Увы, былого оптимизма (2003 и 2004 гг.) здесь тоже не наблюдалось. Сократилось число участников (до 250 против 600 в прошлом году), экспонентов минивыставки (9 вместо 20 фирм) и даже был достигнут минимум по числу пресс-конференций. Тем не менее организаторы «не опустили планку»: по актуальным темам выступили практически все игроки ПМР-рынка, а особо отличились пользователи (7 из 19).

Из традиционного обзора мирового TETRA-рынка, сделанного вице-президентом TETRA MoU Р. Токкиненом, явствовало, что наступление TETRA продолжается: общее число контрактов в мире перевалило за 700 (более 70 стран), показав невероятный прирост по сравнению с 2004 г., – 200 контрактов. Распределение по вертикальным рынкам практически не изменилось: первое место, как и в 2004 г., у служб общественной безопасности (максимальный прирост в странах Восточной Европы); второе – у транспортников (включая метро); на третьем – нефтегазовая отрасль, и, судя по планам развертывания, лидером здесь может стать Россия.

Реальный анализ ситуации на ПМРрынке России дал президент РТФ М.В. Рыбаченков: по его данным, несмотря на очевидные трудности, 8–9 компаний имеют планы строительства TETRA-сетей, что говорит о востребованности цифровой технологии ПМР-пользователями. Вместе с тем он отметил проблемы развертывания новых сетей: «сроки рассмотрения не соблюдаются, и некоторые заявители ждут ответ не меньше года».

«Результаты такого ожидания уже есть», – считает М.В. Рыбаченков. «Сургутнефтегаз» провел тендер на строительство сети и определил все позиции, кроме одной – частотной. Решение настолько затянулось, что производственные интересы вынудили компанию отказаться от TETRA и развернуть для технологической связи аналоговую систему на базе Actionet…

Явный тормоз для развития TETRA-сетей в России он видит и в «пробуксовке» проекта «ТЕТРАРУС», отсутствии правил игры, экономической модели и эталонной модели сети, входящей в «ТЕТРАРУС», поэтому неясно, каким требованиям «надо соответствовать». К слову, предложенная М.В. Рыбаченковым схема объединения TETRA-сетей учитывает их деление на федеральные и ведомственные. Однако главная мысль – «необходима новая концепция ПМР», которая должна учитывать интересы потребителей, в том числе специфику географического положения, количество потенциальных потребителей на территории и доминирующих пользователей, особенно при выделении частотного ресурса.

Свое видение проблемы «ТЕТРАРУС» есть и у директора ООО «Гвардия-плюс» А.Л. Одинского (к слову, после конгресса избранного новым президентом РТФ): нельзя в одной сети объединять силовые и госструктуры с корпоративными пользователями, даже если это компании национального масштаба. При этом следует определить, станут ли сети технологической радиосвязи ведомств частью общей федеральной сети либо останутся собственностью корпораций.

Заметим, что именно в его выступлении «TETRA в России – трудности развития в 2004–2005 гг.» прозвучала ключевая для российского рынка фраза: «рынок встал, рынок не развивается, а находится в состоянии стагнации». Причины – отсутствие разрешения со стороны регулятора на развертывание новых сетей из-за «отсутствия согласования с сетью «ТЕТРАРУС», в то время как нет правил и принципов этого согласования, да и сети такой тоже нет.

Иного мнения придерживается В.В. Дегтярев, который признал снижение темпов развития сетей стандарта TETRA в стране, заметив, что «появление неразрешимых проблем указывает на недостаточное внимание к задачам». Он считает, что дело «в недостаточной квалификации специалистов, которые не способны эксплуатировать цифровые сети TETRA» (не уточнив, чей опыт стал базой для такого вывода). Вместе с тем В.В. Дегтярев осознает, что «отсутствие концепции ведет к конфликтам», а «проблемы межведомственного взаимодействия огромны» и «пока единственным положительным результатом «ТЕТРАРУС» остается появление отечественных производителей оборудования».

К сожалению, некоторые из них, например, ГК «Информтехника», даже после успешно пройденных эксплуатационных испытаний своей системы «МиниКом-TETRA» на соответствие специализированным требованиям железнодорожного транспорта, не видят «безбрежных» перспектив из-за «административного пресса»: даже широко разрекламированная опытная зона Свердловской ЖД все еще остается опытной. Между тем ГК «Информтехника» – единственный российский производитель, который стал членом TETRA MoU. Как знать, может, международная сертификация на взаимодействие с оборудованием других производителей, которую система, безусловно, пройдет успешно (эти возможности были проверены разработчиком ранее), позволит освоить зарубежные рынки (примеры тому в других отраслях имеются)?

Сети и потребители

Крупнейшая TETRA-сеть России «Средняя Волга» (система Selex Communications, бывшая ОТЕ), по словам главного специалиста отдела связи ФСК ЕЭС В.В. Мансурова, практически готова к сдаче: радиопокрытие по основным обслуживаемым ведомством магистралям этого региона создано. Для ее ввода в эксплуатацию не хватает одного – опорной сети на некоторых территориях, стоимость создания которой соизмерима с расходами на всю TETRA-систему. Сухая статистика развертывания: 7 БС установлено в Саратовской, 18 – в Самарской области, 45 – в Республике Татарстан. Протестированы сервисы сопровождения подвижных объектов, включая их навигацию и сбор телеметрии от необслуживаемых объектов. В.В. Мансуров также сообщил, что энергетиками построена и действует сеть в Москве и области (10 БС), а в планах – строительство TETRA-сети в Южном ФО (тогда общее количество БС достигнет 130).

Но, несмотря на масштабы строительства, «РАО ЕЭС не желает быть национальным оператором единой TETRA-сети». Мнение В.В. Мансурова однозначно: сеть и система ее управления построены согласно требованиям энергетиков, и обслуживаться система связи должна специальным, ведомственным оператором. Виртуальный же может претендовать только на «излишки» ресурса. В то же время в некоторых регионах энергетики готовы покупать у такого виртуального оператора нужный ресурс по коммерческой цене, но там, где строительство собственной системы нецелесообразно. К слову, с ним согласен и М.В. Рыбаченков: существование виртуальных операторов TETRA-сети оправданно со всех точек зрения, если «предметом труда» для них станет не используемый производственной сетью «избыточный» ресурс.

Особое внимание В.В. Мансуров обратил на то, что нельзя проводить параллель между таким оператором ПМРсети и, например, «Ростелекомом», хотя цель одна – оба должны предоставлять услуги разным потребителям.

Аналогичного мнения придерживается и М.А. Смычек, главный специалист отдела связи ОАО «Гипрогазцентр» : «Ввиду специфики применения радиосвязи в ОАО «Газпром» (пока компания эксплуатирует сеть аналоговой связи на базе MPT 1327), а также фактической ответственности оператора за технологический процесс, использовать для коммерческих целей услуги сторонних операторовсвязи, как и ресурс ПМР-сети ОАО «Газпром», невозможно».

Сообщениями о будущих сетях порадовали Rohde & Schwarz (московское метро) и Siemens (связь для МЧС в Курске и проект в Ростове-наДону). Первая в стране TETRA-сеть для метрополитена на базе Compact TETRA эксплуатируется в Казани.

А скоростная магистраль Москва–Санкт-Петербург, по словам заведующего отделением ВНИИАС А.М. Вериго, вскоре получит технологическую радиосвязь на базе стандарта TETRA (система S-300 «Микротест», основой для которой послужило оборудование Teltronic). На первом участке Санкт-Петербург–Угловка будут установлены 51 БС, 2 коммутатора, 10 диспетчерских пультов и 61 пульт ДСП.

***


Общее мнение участников круглого стола, «закруглявшего» конгресс, таково: если тянуть с внедрением TETRA, то через год-другой-третий часть потенциальных потребителей уйдет в иные технологии, возможно, и аналоговые, как бы им ни хотелось «связать судьбу» с «цифрой». Рабочей группе Российского TETRA Форума было предложено сформировать набор принципиальных проблем, связанных со сроками рассмотрения заявок и правилами распределения частот, куда должна войти ревизия выделенных ресурсов регулятором на предмет их использования. Необходимо также прояснить «предмет труда», права и обязанности виртуального оператора. По мнению большинства присутствовавших, решение вопросов возможно лишь в процессе диалога с Мининформсвязи, который от лица участников рынка должен вести РТФ.

К сожалению, никаких более действенных мер, которые дали бы «зеленый» для истомившихся в ожидании, но еще не потерявших надежду построить цифровую сеть потребителей, предложено не было.

В Казани всюду «цифра»

Одна из двух построенных в 2005 г. TETRA-сетей – сеть метрополитена Казани, строительство которой осуществлял консорциум компаний: «Оптима» и RCI (системная интеграция), «МС-Спецтелеком» (оператор, диапазон частот 410–430 МГц), Motorola (поставщик оборудования). Выбранная на основе тендера система Compact TETRA (другие участники – Selex и R&S) обеспечивает служебную связь на пяти станциях, в туннелях (применен излучающий кабель) и на поверхности, в центре города, в районе административного здания метрополитена. Количество сайтов – 6, абонентских терминалов – более 300. Пока в сети используется лишь речевая связь, однако запланировано внедрение современной системы управления движением.

Менеджер Motorola по дистрибуции Е.В. Трифонов сообщил, что в ближайшее время предполагается развитие сети на поверхности: две БС должны обеспечить связь для административно-хозяйственных нужд метро.

По словам С. Брума, гендиректора подразделения Motorola по системным интегрированным решениям, в Казани построена и действует еще одна цифровая радиосеть на базе оборудования Motorola, но стандарта APCO25 – для МВД Казани, количество сайтов – 3. Он заметил, что специалисты компании обеспечили возможность взаимодействия системы ASTROa25 LE стандарта APCO 25 и Compact TETRA (для сотрудников милиции), хотя и не указал, с помощью каких средств.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!