Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 11 2005 |
Александра КРЫЛОВА  | 01 ноября 2005 |
MVNO по осени считают…
MVNO активно работают в Европе с конца 90-х годов, где их появление было связано с наличием избыточного сетевого ресурса у операторов мобильной связи. Для операторов, или MNO, предоставление его на договорных условиях MVNO выгодно, потому что обеспечивает им дополнительные доходы от аренды сетевой емкости и новых абонентов (в случае с виртуальным оператором, не имеющим MNC), повышение лояльности пользователей (если он предлагает специализированные VAS). Перед операторами открывается возможность, получив опыт сотрудничества с MVNO, со временем самим выступить в его роли.Немаловажный фактор успеха виртуальных операторов – традиционно высокие цены на услуги мобильной связи в европейских странах. Предложив свои, более низкие за счет оптовой покупки трафика цены, MVNO смогли привлечь десятки и сотни тысяч новых абонентов. По данным С. Македонского («Коминфо Консалтинг»), в Европе сегодня 100 виртуальных операторов с совокупной абонентской базой 33 млн (10% населения).
Вклад в развитие виртуальных европейских операторов внесли регулирующие органы. В 2003 г. Европейская комиссия рекомендовала национальным регуляторам обязать операторов допускать к своим сетям MVNO. В результате, например, во Франции и Ирландии за невыполнение этого требования оператор может поплатиться лицензией. На столь кардинальные меры не пошел регулятор в Германии, где, по словам Й. Линца (Linz Teleconsulting LTC), в тексте нового закона упоминается MVNO, но прямо не оговариваются условия его деятельности на рынке.
Вторая движущая сила развития бизнеса виртуальных операторов в Европе – мобильные операторы, использующие MVNO как дополнительный канал продаж, причем не только емкости, но и дополнительных услуг. Другим стимулом роста MVNO стала поддержка поставщиков оборудования, в том числе Ericsson, Comverse, End2End и др., а также компаний, предлагающих решения MVNO «под ключ».
В России избыточного сетевого ресурса у операторов «большой тройки» не наблюдается, абонентская база каждого из них продолжает расти, а ARPU – снижаться. Возможности привлечения пользователей крупнейшими операторами до конца не исчерпаны, а регулятор не спешит ни выдавать лицензии на 3G, ни разрешать деятельность MVNO. (Справедливости ради стоит отметить, что Россия и не относится к числу стран, где бизнес виртуальных операторов под запретом, как, например, в Турции или странах Ближнего Востока). Словом, объективных предпосылок для того, чтобы появление виртуальных операторов на сетях сотовой связи стало реальностью, вроде бы нет. Это подтвердила и конференция, в число докладчиков которой не вошли представители ни Мининформсвязи, ни «большой тройки».
Однако, по словам К. Йохансона (J’son & Partners), на отечественном рынке присутствует более 20 брендов, способных выйти на рынок MVNO. Есть успешные сервис-провайдеры – MatrixTelecom, «Центральный телеграф», «МногоФон», работающие на сети «Мегафон-Москва». С 2003 г. на базе той же сети предоставляет услуги единственный в России сервис-провайдер, ориентированный на корпоративных пользователей, – «Гарс-Телеком». Агрегированный ARPU ее клиента (от услуг мобильной и фиксированной связи) – $51–197. Сменить статус «сервис-провайдера» на виртуального оператора высокого уровня компания планирует к 2008 г.
Есть у нас и операторы, поддерживающие идею MVNO, – Tele2 и «СМАРТС». Первый имеет опыт сотрудничества по созданию виртуальных операторов на сетях крупных сотовых операторов Европы, таких как Telenor в Норвегии, Sonofon в Дании, Telfort в Нидерландах и др. «СМАРТС» одним из первых в РФ заявил о готовности выступить в роли как MNO, так и MVNO.
По словам представлявшего «СМАРТС» Д.А. Багдасарьяна, цель проводившейся на сети оператора опытной эксплуатации фрагментов сети виртуальных операторов («Евросеть» и «НМТ») – поиск «золотой середины» и предложение выгодных для обеих сторон условий сотрудничества при обсуждении регламентирующих документов.
Пока же такие документы еще не приняты, мы можем ожидать увеличение числа сервис-провайдеров. Бизнес поставщика сервиса, работающего на сети мобильного оператора, хоть и меньшего масштаба, чем у «технического» MVNO (обладающего мобильным коммутатором, HLR, биллинговой системой), зато капиталовложений требует гораздо меньших и не зависит от решения регулятора.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!