Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 10 2005 |
А.А. БИРМАН  Игорь МАСЛЕННИКОВ  | 01 октября 2005 |
Уровневая модель регулирования и новые бизнес-модели предоставления голосовых услуг
Традиционная бизнес-модель предоставления голосовых услугоснована на определенных технологических возможностях: абонент, набрав телефонный номер на своем телефоном аппарате, сообщает на телефонный коммутатор оператора, куда он хочет позвонить, а оператор проделывает остальную работу по установлению соединения. Оператор отвечает за маршрутизацию и надежность соединения, учет звонков и выставляет счета. Он же несет расходы на коммутирующее оборудование, каналы связи между операторами, построение линий доступа.
В бизнес-процессе предоставления услуги голосовой связи в рамках традиционной модели (рис. 1) принимают участие: вызывающий абонент (А); оператор, предоставляющий услуги местной связи и инициирующий от лица абонента А вызов абонента В через сети других операторов; оператор (операторы) транзитный; оператор терминирующий; вызываемый абонент (В).
Аналогичную модель используют и операторы мобильной связи. Абонентский терминал до последнего времени оставался довольно простым устройством, «ничего не понимающим» в телефонных сигнализациях, кроме пульсового или тонового набора номера.
Новые правила регулирования исходят именно из этой предпосылки. Так как ответственность за установление соединения ложится на операторов, то регулируется именно их деятельность, что отражено в Правилах присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия и Правилах оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи (их действие отложено до 1 января 2006 г. – Ред., см. «ИКС» № 7, с. 2–3 и № 8, с. 4–5).
Новые технологические IP-возможности
Реализация SIP-телефонии для организации голосовой связи по пакетным сетям дает абоненту совершенно иной набор возможностей. SIP-телефон в отличие от традиционного телефонного аппарата – интеллектуальный компьютерный терминал. Используя SIP-телефон, подключенный к Интернету, абонент имеет возможность без участия оператора сделать вызов на аналогичный телефон другого пользователя и установить голосовое (а на самом деле – мультимедийное) соединение (рис. 2).
Для того чтобы ощутить себя полноценным абонентом ТфОП, пользователь SIP-телефониидолжен иметь:
- доступ к сети передачи данных;
- абонентский SIP-терминал (SIP-телефон) с SIPидентификатором;
- доступ к системе перевода телефонных номеров в SIP-идентификаторы абонентов, что обычно реализуется через специальные ENUM-DNS-серверы.
- доступ к шлюзам в ТфОП через оператора телефонной связи для вызова абонентов ТфОП.
Пользователь А (владелец SIP-телефона) набирает телефонный номер пользователя В (который может быть как пользователем SIP-телефона, так и абонентом ТфОП). Его SIP-телефон обращается в базу данных ENUM (ENUM-DNS-lookup) подобно тому, как это делается с обращением по символьному имени к webсерверам в Интернете. База данных возвращает ему идентификатор соответствующего этому номеру SIP-телефона, после чего SIP-телефон пользователя А (или соответствующий SIP-proxy) устанавливает соединение с пользователем В. Если в базе данных для набранного номера нет соответствующего SIP-идентификатора, то SIP-телефон (SIPproxy) соединится с соответствующим шлюзом ТфОП для установления соединения через оператора ТфОП. Таким образом, соединение устанавливает сам пользователь А, а точнее, его SIP-телефон как интеллектуальное IP-устройство.
Существует множество коммерческих проектов, использующих новые технологические возможности IP-телефонии. Один из них – довольно известный проект Skype, использующий свою внутреннюю систему справочников и идентификации абонентов.
Регулирование IP-телефонии в области регулирования Интернета (уровневая, или слоистая, модель) относится к регулированию уровня приложений и осуществляется только в рамках регулирования абонентских терминалов телематических служб.
Если в SIP-телефонии абонент может обойтись без оператора, то при использовании MGCP-телефонов оператор реализует практически те же функции по установлению соединения, что и в традиционной телефонии.
Для организации справочников могут быть использованы DNS-серверы.
RFC 3761 (ENUM*) и RFC 3764 содержат правила создания справочников, по которым SIP-идентификаторы пользователей приводятся в однозначное соответствие телефонным номерам по рекомендациям E.164 и которые описывают возможность предоставления вызывающему пользователю выбора варианта доступа к вызываемому пользователю (альтернативные номера телефонов, например номер мобильного телефона и идентификаторы, e-mail, SMS, Voice Mail, MMS, fax и др.). Аналогичные рекомендации разработаны и для H.323.
Регулировать деятельность пользователей Интернета по установлению голосовых соединений невозможно. Но можно прекратить ее, блокировав трафик, например по коммерческим или по политическим (как, к примеру, в Китае) соображениям.
Таким образом, технологические возможности IPкоммуникаций позволяют реализовать разные бизнес-модели предоставления услуг голосовой связи через Интернет или операторские IP-сети, в частности построенные по технологии IP/MPLS, в том числе и те, которые не укладываются в рамки регулирования, заданного бизнес-моделями традиционной телефонии.
Новая бизнес-модель предоставления голосовых услуг
Новые возможности клиентского оборудования (полный цикл – инициация, маршрутизация и терминация вызова) позволяют реализовать новую бизнес-модель предоставления услуг голосовой связи в рамках уровневой/слоистой модели регулирования, которая не подпадает под регулирование традиционной телефонной связи.
В соответствии с новой бизнес-моделью все действия по установлению соединения в рамках сети передачи данных (Интернет) совершает пользователь. Он может установить соединение с любым другим пользователем или шлюзом оператора, который готов принять вызов и подтвердить соединение. В функции оператора входит: обеспечение доступа в сеть передачи данных, назначение идентификаторов пользователя (SIP-идентификатор, SIP URI), ведение ENUM-справочников (услуга расширенного DNS) для приведения в соответствие телефонных номеров и SIP-идентификаторов пользователей, обеспечение качества услуг.
Услуги, предоставляемые оператором своему пользователю, не являются услугами голосовой связи и потому не регулируются в рамках регулирования телефонной связи. По сути, данные услуги – информационно-справочные.
Безусловно, одних этих услуг абоненту недостаточно. Ему нужен выход в ТфОП, а не только возможность устанавливать соединения в границах сети передачи данных. В этом случае пользователь становится абонентом оператора телефонной связи. Он должен получить телефонный номер и доступ в ТфОП через шлюз оператора местной связи согласно действующим правилам. При этом его вызовы в ТфОП начинают регулироваться в соответствии с комбинированной моделью регулирования, а выход в ТфОП оплачивается по установленным тарифам.
Абонент может заключать договоры с несколькими операторами местной телефонной связи для получения телефонного номера в другой местности или другой стране для реализации вызовов в ТфОП в данном регионе. Это хорошо иллюстрирует пример Skype. Пользователь услуги SkypeOut в России переводит на счет Skype определенное количество денег и в пределах этой суммы может делать исходящие телефонные звонки в ТфОП. Кроме того, в рамках услуги SkypeIn он может получить местный телефонный номер какой-либо страны, где эта услуга доступна, и принимать на него звонки, находясь в любой точке мира, включая Россию. Заметим, что в Россию эти звонки будут поступать через Интернет, а терминироваться в ТфОП они будут в той стране, где «прописан» данный телефонный номер.
Таким образом, главное отличие новой бизнес-модели от старой в том, что абонент сам решает, куда, с помощью какого оператора и какой технологии осуществлять вызов. При этом его деятельность никак не регулируется в рамках регулирования телефонной сети, пока он не доберется до шлюза ТфОП.
Оператор связи в этой бизнес-модели предоставляет услуги сети передачи данных (возможно, с различной тарификацией по разным IP-адресам), услуги телематических служб и услуги по терминации вызовов на ТфОП.
Разумеется, может возникнуть потребность в предоставлении услуг по обслуживанию клиентских IP УПАТС, их управлению, хостингу, ведению ENUMсерверов клиентов, представлению интересов клиентов перед другими операторами по доступу в местные сети ТфОП в других регионах. Это, конечно, экзотика, но как дополнительный источник дохода такая возможность не исключена.
А деньги где?
При реализации новой бизнес-модели традиционные телефонные операторы начинают явно проигрывать. Трафик «просачивается меж пальцев» в виде голосовых пакетов, на которые они могут влиять весьма опосредованно. В наихудшей ситуации при этом оказываются операторы дальней связи – их трафик действительно может уйти безвозвратно.
Операторы местной связи, имеющие широкополосные сети доступа, могут на этом заработать, предоставляя:
- телефонный номер местной телефонной сети связи, доступ к которой организуется через шлюз с ТфОП этого оператора и под его контролем;
- SIP-телефон c зарегистрированным SIP-идентификатором;
- услуги SIP-proxy (необязательно);
- ENUM-регистрацию адреса абонента;
- ENUM-справочник (DNS-lookup по телефонному номеру);
- приоритизацию трафика по сети передачи данных на определенные IP-адреса с соответствующими расценками.
Если операторы связывают свои ENUM-DNS-серверы между собой таким образом, что телефонные номера SIPабонентов одного оператора через ENUM-DNS-lookup становятся видны абонентам другого оператора, то цепочка установления вызова полностью реализуется между абонентами двух операторов. При этом не происходит выхода на ТфОП и в то же время не нарушается ни один пункт нормативных документов, так как вызов осуществляет сам абонент без участия оператора. Деньги в этом случае оператор берет за оказание телематических услуг, за сеть доступа и за трафик на (с) заранее определенные(х) адреса(ов).
Возможны различные варианты реализации приведенной схемы, легко «переползающие» в «серые» области, которые приводить здесь не имеет смысла.
Существует довольно много оборудования и ПО, которое поддерживает требуемый функционал, начиная от ПО PC и PDA и кончая IP PBX. Найти их не составит большого труда, используя поисковые системы по ключевому слову ENUM.
Открытые вопросы
Новая бизнес-модель ставит множество вопросов, которые требуют определенных действий и решений со стороны регулятора:
- Нужно ли создавать единую службу ENUM для РФ? (В настоящее время практически во всех развитых странах создаются пилотные зоны с использованием ENUM и отработкой новой бизнес-модели. ITU уже ведет базу данных ENUM уровня 0. Россия в этом процессе пока не участвует.)
- Нужны ли правила регистрации в базе ENUM? Кто авторизован вносить данные о пользователях?
- Кто обеспечивает защиту данных?
- Какие дополнительные сервисы могут предоставляться по новой бизнес-модели?
- Как организовать взаимосвязь с традиционнымпредоставлением услуг телефонной связи?
- Как обеспечить взаимодействие двух областей регулирования?
- Как организовать доступ к Collect-call-номерам со стороны SIP-абонентов со всей территории РФ? (Например, в США это один из ключевых и первостепенных вопросов ENUM Forum.)
- Как реализовать СОРМ?
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!