Rambler's Top100
Статьи ИКС № 10 2005
Юлия ЕЛАНСКАЯ  01 октября 2005

Аутсорсинг. Расходы ниже, прибыль выше

По мнению аналитиков консалтинговых компаний OVUM, Forester и Yankee Group (это демонстрирует и практика рынка. – Прим. ред. ), отрасль связи вступает в период значительного увеличения доли аутсорсинга в бизнесе. Это вызвано как возросшим давлением на эксплуатационные расходы, так и потребностью в быстром запуске новых услуг. Когда рынок, развиваясь, приближается к порогу насыщения, конкуренция смещается с уровня привлечения новых абонентов на уровень удержания существующих. А достичь этого можно как повышением качества голосовых услуг, так и предложением инновационных и привлекательных приложений.

Операторы пересматривают стратегию выбора ресурсов

Индустрия телекоммуникаций отличается от прочих отраслей высокой степенью вертикальной интегрированности (операторы предпочитают держать все функции – от создания сети до обслуживания абонентов – в собственных руках). При этом доля использования аутсорсинга в телекоммуникациях по сравнению с другими отраслями относительно невелика. Оценки разнятся, но если в наиболее значимых производственных отраслях этот показатель в среднем превышает 40%, то в телекоммуникациях он едва дотягивает до 20%-ной отметки. Исторически операторы передавали сторонним организациям такие работы, как поиск и подготовка площадок, развертывание сетей и системная интеграция, поэтому основными игроками на рынке профессиональных услуг являлись операторы связи, поставщики оборудования, системные интеграторы, строительные и эксплуатационные компании. Потом к ним добавились консалтинговые компании, а также специализированные вендоры (например, компании, обеспечивающие биллинг, роуминг, call-центры и т.д.).

В мобильной связи аутсорсинг сегодня используется в основном для поддержки и развертывания сетей. Однако есть основания полагать, что потенциально операторы готовы передать поставщикам гораздо больший спектр работ, вплоть до управления всей сетью и интеграции инфраструктуры для функционирующих в сети приложений. Продвижение в области мобильных приложений будет играть важную роль в развитии аутсорсинга. Таким образом, можно говорить о наличии серьезных предпосылок для пересмотра операторами своей стратегии в области выбора ресурсов. На эту эволюцию окажет влияние и рост аутсорсинга услуг по налаживанию бизнес-процессов, поскольку операторам необходимо сбалансировать объем работ в тех областях, которые могут быть переданы сторонним организациям с целью получения максимальной выгоды.



«В дополнение к подъему системной интеграции в области мобильных приложений в следующие несколько лет мы ожидаем существенного роста аутсорсинга основной инфраструктуры сетей. Рынок работ для передачи поставщикам мы оцениваем приблизительно в $12–15 млрд к 2007 г., по большей части это вероятно для не очень крупных компаний-операторов сформировавшихся рынков», – заявляют аналитики OVUM.

В начале 2003 г. операторские компании Telecom (Новая Зеландия), О2 (Нидерланды), tele.ring (Австрия) и Hutchison (Австралия) часть эксплуатации сетей передали поставщикам оборудования. (Стоит заметить, что как только Hutchison приняла решение об аутсорсинге, акции компании подскочили в цене на 40% – с $22,5 до почти $30.) В том же году к этому списку присоединились испанская Amena и австрийская ONE. Компании Orange, Hi2G Access и Europolitan Vodafone в Швеции совместно внедрили новое решение третьего поколения по обслуживанию инфраструктуры в рамках объединения сетей и передали управление радиосетью поставщику.

Преимущества аутсорсинга

Аутсорсинг инфраструктуры может быть выгоден мобильному оператору по нескольким причинам. Основное его преимущество – снижение расходов за счет экономии на масштабе. Например, поставщики, как правило, управляют складами запчастей в отдельно взятой стране гораздо эффективнее, нежели операторы, поскольку у них есть возможность совмещать обслуживание нескольких заказчиков внутри одной географической области. Степень экономии на масштабе оценивается от 20 до 40% OPEX (компания, предоставляющая услуги аутсорсинга, может обслуживать сразу несколько сетей, благодаря чему себестоимость обслуживания «единицы сети» снижается и ее клиентам услуга аутсорсинга обходится дешевле). При совместном использовании сети, благодаря снижению затрат на эксплуатацию, экономия возрастает. В этом случае также возможно значительное снижение капитальных издержек (CAPEX).

Итак, чем же выгоден аутсорсинг инфраструктуры оператора?
  • Прогнозируемость издержек. Оператор получает возможность прогнозировать большую часть OPEX на несколько лет вперед. Некоторые операторы при этом также достигают экономии на масштабе и со временем добиваются от подрядчика постепенного снижения цен.
  • Перевод CAPEX в OPEX. Передача оператором некоторой части активов сторонней компании довольно выгодна благодаря превращению капитальных затрат (включая амортизацию)в операционные расходы. Эффективность подобного решения возрастает, если подрядчик работает с несколькими операторами, т.е. активы используются совместно. В этом случае издержки распределяются между операторами.
  • Более простой доступ к узкому кругу высококлассных специалистов, который может предоставить крупный подрядчик. Зачастую он обладает квалификацией высокого уровня в определенных областях, ориентируется на мировую практику. Это тоже случай экономии на масштабе, в отношении как инфраструктуры, так и приложений.
  • Разделение рисков. Проектирование сети, разработка ее конфигурации и операторская деятельность обычно сопровождаются как финансовыми, так и технологическими рисками. Операторы ищут возможности разделения рисков, связанных с инфраструктурой, бэк-офисными системами и биллингом.

    Реализуя схему аутсорсинга «управление емкостью» (Managed capacity), оператор не покупает оборудование у поставщика. За возможность его использования он отчисляет поставщику часть прибыли, причем выплаты растут вместе с ростом прибыльности операторской деятельности. Если же бизнес-план составлен неудачно, то риск потерь ложится как на оператора, так и на поставщика. Например, крупный индийский оператор Bharti, работающий с Ericsson по схеме полного аутсорсинга, покупает у поставщика не оборудование, а эрланги (т.е. емкость сети). Это схема совместного разделения рисков планирования и инвестиций.
  • Упрощение структуры компании. Аутсорсинг позволяет руководителям компании сосредоточиться на решении задач основного бизнеса, т.е. на работе с абонентами, что служит залогом эффективности бизнеса в долгосрочной перспективе.
На данный момент оптимальным вариантом в отрасли телекоммуникаций, если речь идет о передаче большой части инфраструктуры, является работа с одним проверенным подрядчиком. С развитием рынка ситуация может измениться: практика приобретения услуг получит большее распространение, станет более отработанной, а опыт работы по аутсорсинговым схемам будет цениться.

Сервисное соглашение должно не только включать санкции за ошибки, которые может совершить подрядчик, но и предусматривать получение последним больших доходов, если он предоставляет услуги лучше, чем в среднем по отрасли.

«Сеть – основа бизнеса, но не основная деятельность»

Стремление операторов к поиску новых путей повышения прибыли постепенно возьмет верх над их опасениями, связанными с вовлечением сторонней компании в свой бизнес.

Первой реакцией мировых операторов на глобальный телекоммуникационный кризис 2001–2004 гг. была попытка снизить капитальные затраты, приостановив вложения в покупку нового оборудования. Однако при росте объема трафика отсрочка инвестиций результатов – не лучший выход из положения. По мере развития мобильного Интернета и появления на рынке новых успешных приложений трафик будет расти за счет неголосовых услуг. Их рост приведет к необходимости увеличения емкости сетей и, как следствие, капитальных вложений.

Тем не менее пока не ясно, последует ли за увеличением объема трафика заметный рост доходов. Операторы все еще находятся в поиске приложений (помимо SMS, MMS и загрузки развлекательного контента), которые могли бы приносить серьезную прибыль. Это означает, что, пока операторы экспериментируют с новыми приложениями, снижение операционных издержек будет оставаться основным способом увеличения прибыли.

Стремление сосредоточиться на запуске новых услуг и работе с абонентами, по нашим предположениям, будет вынуждать операторов отказываться от неосновных видов деятельности (т.е. от технического управления сетью) в пользу основных (работа с абонентами). В долгосрочной перспективе это приведет к пересмотру ведения оператором своего бизнеса – прежде всего к четкому разделению направлений деятельности на основные и неосновные. Например, О2 отзывается о собственной сети так: «Сеть – основа нашего бизнеса, но не основная деятельность». Оператор считает, что ему гораздо важнее сконцентрироваться на развитии портфолио услуг и отношений с заказчиками. O2 является владельцем сети и несет ответственность за ее развитие, однако в части эксплуатации сети компания предпочитает пользоваться услугами Ericsson.

Нередко рынок телекоммуникаций поделен между доминирующей компанией, контролирующей 40–50% рынка, и тремя-четырьмя операторами, контролирующими по 10–15%. Небольшим операторам трудно достичь такого же уровня затрат на одного абонента, как у доминирующей компании. Поэтому О2 и решила воспользоваться услугой аутсорсинга сети. Надо заметить, что это потребовало от компании определенной смелости, поскольку она была одной из первых, кто принял подобное решение. Похожие мотивы высвобождения ресурсов и снижения издержек обусловили недавнюю сделку Ericsson с Amena в Испании.

Крупным операторам такие решения даются труднее. Но и им приходится задумываться об увеличении прибыли и снижении капитальных затрат. И хотя на сегодняшний день они прибыльнее небольших операторов, в долгосрочной перспективе им тоже предстоит изыскивать возможности снижения операционных издержек.

По прогнозам аналитических агентств OVUM, Forester и Yankee Group, в течение 5 лет большинство операторов в той или иной степени прибегнут к аутсорсингу (как тактической мере), а некоторые начнут использовать его широко (как стратегическую меру). Кроме того, возрастет число сравнительно мелких соглашений о передаче услуг по системной интеграции, вплоть до полного аутсорсинга сервисного уровня. По мнению OVUM, компании будут прибегать к партнерству при эксплуатации сетей и использовании приложений.

***


По данным AC&M, поставщики оборудования обслуживают только 8% потенциального спроса операторов на услуги аутсорсинга. Большая часть потенциала приходится на аутсорсинг технической эксплуатации сетей.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!