Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 10 2005 |
Б.В. ОВЧИННИКОВ  | 01 октября 2005 |
WiMAX: мощный бренд и ловушка для операторов
Две ипостаси WiMAXЧто же скрывается за столь живо обсуждаемой аббревиатурой? Эта технология – не новинка рынка, не только что родившийся протокол и даже не стандарт в классическом понимании данного термина. WiMAX – это фактически лишь частный случай стандарта 802.16. Сам же стандарт слишком обширен (например, версия 802.16d, базовая для спецификаций фиксированной связи WiMAX, охватывает диапазон частот от 2 до 11 МГц), чтобы пытаться гарантировать совместимость оборудования разных производителей; стандарт – это не коммерчески готовое решение, а лишь технологическая концепция. Для продвижения определенной «рамочной» технологии на рынок и, в частности, для обеспечения совместимости оборудования (пусть лишь в узких границах отдельных «профилей» – наборов обязательных, четко определенных характеристик системы) и была создана международная организация WiMAX Forum.
Таким образом, WiMAX может быть определен как совокупность профилей (отличающихся друг от друга частотными диапазонами и рядом других параметров), выделенных в рамках стандарта IEEE 802.16-2004 и поддерживаемых WiMAX Forum. Впрочем, понятнее будут определения WiMAX оборудования и WiMAX-сетей – это соответственно оборудование, сертифицированное одноименным форумом, и сети, построенные на этом оборудовании.
Объяснение, что WiMAX – всего лишь разновидность стандарта 802.16, никак не приближает нас к пониманию, почему же эта аббревиатура привлекает столь пристальное внимание телекоммуникационного сообщества. Разгадка заключается в том, что у сокращения давно появился второй смысл. WiMAX – не только определение версии стандарта как подмножества спецификаций, но и мощный бренд, символ «быстрого Интернета» без проводов.
Для большинства телеком-менеджеров, журналистов, а тем более пользователей (их осведомленной части), любой широкополосный беспроводной доступ, реализованный на недорогом оборудовании и путем простого подключения, – это уже WiMAX. Им неинтересны технологические детали, для них главное – какие услуги можно предоставлять (или получать) и сколько они будут стоить. Неудивительно, что аббревиатура WiMAX стала для большинства людей обозначением не технологии, а решения, комплекса услуг и возможностей.
Эта аббревиатура легко заполнила понятийный вакуум. Широкополосный доступ без проводов уже давно не редкость во всех странах мира, в том числе и в десятках крупных и средних российских городов, но при этом услуга не имела даже определенного названия. Аббревиатуры вроде англоязычной ВWA или русской ШБД понятны разве что специалистам, а название Radio Ethernet получило широкое распространение только в России, да и здесь в последнее время ушло в тень. Можно сказать, что широкополосный беспроводной доступ до сих пор остается крайне неоднородной услугой не только с точки зрения оборудования и технологических основ, но и в отношении его позиционирования на рынке и даже наименования самой услуги.
Задача утверждения WiMAX как стержневого бренда для всего сегмента широкополосного беспроводного доступа представляется столь же органичной, как и стандартизация оборудования. Вполне естественно, что производители активно взялись за решение обеих задач. Сама концепция развития поддерживаемых ими спецификаций изначально предполагала триединство: низкие цены, совместимость оборудования и максимальную осведомленность потенциальных пользователей о наличии и сервисах технологии. Достаточно одному из этих элементов выпасть – и «карточный домик» WiMAX может рассыпаться.
Пока WiMAX Forum и его лидер Intel успешнее всего решают лишь последнюю задачу – обеспечение максимальной известности, создание технологического бренда. Приведенные выше цифры о количестве публикаций, посвященных технологии, – наглядный тому пример. Сейчас, еще до реального старта технологии WiMAX (и, пожалуй, даже год назад), никого уже не интересует просто беспроводной широкополосный доступ – всем подавай именно WiMAX. Операторы спрашивают о WiMAX-оборудовании у производителей, корпоративные клиенты – у операторов. Температура на рынке повышается.
Мифы и гиперболы
Успех в деле строительства WiMAX-бренда просматривается из того обилия заблуждений и преувеличений, которым уже успела обрасти эта аббревиатура. Самая известная «легенда» – надежды WiMAX Forum достичь скорости передачи данных в 70 Мбит/с при дальности 50 км. Подобные прогнозы были озвучены на заре работы форума и, не будучи официально опровергнутыми, продолжают кочевать из публикации в публикацию.
Даже в идеальных условиях оба параметра одновременно не могут быть достигнуты, приходится выбирать – либо высокая скорость, либо большая дальность. Более того, в реальном WiMAX-сертифицированном оборудовании скорость и дальность, видимо, сильно «потеряют в весе» в угоду стабильности и совместимости. Предположительно, речь пойдет о скорости на уровне 2–5 Мбит/c на расстоянии 5–10 км (хотя не отвергаются и экстремумы, вроде максимальной скорости в 10–15 Мбит/с в пределах 2 км или максимальной дальности в 30 км при понижении скорости).
Другое традиционное преувеличение – ожидание быстрого снижения цен на абонентские WiMAX-терминалы до $100 (при объявленном стартовом уровне около $600). Оптимисты видят источник снижения стоимости оборудования в будущей массовости производства. Однако можно предположить, что выход на уровень цен GSM-телефонов или ADSL-модемов возможен только при сопоставимых объемах продаж – как минимум при десятках миллионов устройств. Пока же мировой рынок оборудования широкополосного беспроводного доступа составляет сотни тысяч инсталляций в год.
К преувеличениям относятся и особенно популярные в последнее время сообщения в средствах массовой информации о выпуске «первого» WiMAX-оборудования и развертывании «первых» WiMAX-сетей. В действительности же в середине июля 2005 г. лишь стартовали первые испытания в сертификационной лаборатории Cetecom (Испания). Ни список производителей, представивших оборудование, ни предполагаемые сроки выдачи первых сертификатов пока не сообщаются.
Естественно, что в отсутствие WiMAX-оборудования в мире нет ни одной построенной WiMAX-сети. Так что в действительности речь идет о preWiMAX оборудовании, которое работает в стандарте 802.16 и имеет характеристики, сходные с ожидаемыми от WiMAX. Как максимум данное оборудование соответствует одному из принятых профилей и, возможно, будет совместимо с будущим сертифицированным оборудованием.
И еще одно гиперболическое «наваждение» – святая вера в очень скорое появление мобильной версии WiMAX. На настоящий момент даже мобильная версия стандарта 802.16, обозначаемая литерой «e», еще не утверждена и даже не полностью согласована, а ведь в дальнейшем еще потребуется время на «усечение» нового стандарта до мобильных спецификаций WiMAX.
Не сделан и первый шаг к мобильным WiMAX терминалам – пока не реализован промежуточный, портативный, вариант абонентского устройства (например, в виде PCMCIA-карты). Конечно, рассуждать о перспективах мобильного WiMAX можно и нужно, но пока этот разговор из области обсуждения «технологий будущего», а не реальной телекоммуникационной индустрии, поэтому сфокусируемся на более осязаемой стационарной версии WiMAX.
О соотношении «меда» и «дегтя»
Как ни удивительно, и в операторском сообществе есть жертвы WiMAX-мифов. Так, в своем недавнем, летнем, интервью руководитель одного из региональных интернет-провайдеров утверждал, что новая технология имеет стокилометровый радиус действия, а абонентские терминалы уже через год будут дешевле $100.
Однако большинство представителей компаний операторов все же трезво оценивают и технологические возможности WiMAX, и экономические параметры оборудования. Тем не менее многие намерены инвестировать в WiMAX или, по крайней мере, тщательно анализируют такую возможность.
Интерес операторов к WiMAX в нашей стране, как и во многих других, поистине огромен. Вот лишь несколько примеров: весной 2005 г. руководитель Федерального агентства связи А.В. Бескоровайный отметил, что именно в диапазонах, пригодных для этой технологии, подано наибольшее количество заявок на частоты. В Москве строительство таких сетей планируют как минимум четыре оператора, ранее не занимавшихся или почти не занимавшихся широкополосным беспроводным доступом (среди них – АСВТ и «Комет»). Ожидание новой технологии и нового оборудования спровоцировало запуск первых общенациональных проектов в этой области – «МедиаСети» и «Энфорта». В регионах практически в каждом крупном областном центре найдется оператор (а то и несколько!), заявляющий о планах развития WiMAX-сети.
Интерес производителей оборудования понятен: для них и модернизация уже существующих сетей широкополосного беспроводного доступа, и создание новых сетей означают рост доходов. А вот для операторов выгода не очевидна. Уже ясно, что WiMAX дает минимум новых технических возможностей по сравнению с предыдущим поколением оборудования этого класса. Поэтому для действующих операторов широкополосного беспроводного доступа ни круг предоставляемых услуг, ни базовые характеристики сервисов, по сути, не изменятся. Кроме того, перспективы снижения цен на абонентские терминалы пока не очевидны, но возникает необходимость инвестиций в переоборудование сети (в ее upgrade до WiMAX), которые нужно окупать, что негативно скажется на тарифах для конечных пользователей.
Однако при этом операторы в какой-то степени оказались заложниками WiMAX-бренда: если все вокруг говорят не о беспроводном широкополосном доступе вообще, а именно о WiMAX, то отказ от «равнения на…» и использования этого бренда грозит серьезной потерей имиджа и в конечном счете снижением или прекращением притока новых клиентов. Последнее утверждение базируется на двух основных посылах. Первый: практически не вызывает сомнения, что оборудование и сети технологии WiMAX достаточно быстро займут господствующее положение на рынке широкополосного беспроводного доступа даже при тех же технических характеристиках и уровне цен, что и у существующих фирменных решений. Второй: в России планируется большое количество WiMAX-сетей, поэтому достаточно скоро у любого оператора широкополосного беспроводного доступа появятся конкуренты с WiMAX-сетями.
Впрочем, было бы неправильно говорить только о проблемных сторонах развития WiMAX и завышенных ожиданиях. Даже просто повторяя технические характеристики и портфель услуг существующих широкополосных беспроводных сетей, WiMAX сулит неоспоримые преимущества.
Во-первых, благодаря стандартизации и совместимости оборудования операторам будет проще строить свои сети – они перестанут быть заложниками одного производителя. Во-вторых, по той же причине упростится и процесс подключения абонентов. В-третьих, благодаря бренду WiMAX станет проще продавать услугу: продвигать ее и объяснять клиентам суть предложения. Большой потенциал заложен и в ожидаемом снижении цен на абонентские терминалы. Это позволит операторам расширить круг потенциальных пользователей или, если оператор дотирует (напрямую или через сдачу оборудования в аренду) подключение пользователей, поможет снизить его финансовую нагрузку.
Четверка потребителей
Кто же они, будущие пользователи WiMАХ-сетей? У данного оборудования есть очевидные ниши на российском рынке, притом достаточно крупные. Среди потенциальных потребителей можно выделить четыре основные категории, которые, стоит признать, достаточно точно повторяют перечень ключевых категорий клиентов уже действующих операторов широкополосного беспроводного доступа. Но снижение стоимости оборудования и особенно упрощение подключения и «брендирование» технологии могут привести к существенным изменениям соотношений и усилить позиции этих операторов в некоторых сегментах.
Основной потенциал широкополосного беспроводного доступа связан с географическим охватом: во многих случаях, в первую очередь на окраинах крупных городов и в их пригородах, такие сети являются единственной возможностью получить широкополосный двусторонний доступ дешевле $1000 (рис. 1).
Первая целевая группа – корпоративные клиенты, чьи офисы или производственно-складские мощности расположены на городских окраинах или в пригородах, где сохраняется дефицит проводной инфраструктуры. Безусловно, надо учитывать, что покрытие крупных городов оптоволоконными сетями постоянно расширяется, однако и бизнесу свойственна географическая экспансия из центра города на окраины и в пригороды. Впрочем, переход операторов беспроводного доступа на WiMAX принципиально не расширит их возможности в данном сегменте рынка, для корпоративных клиентов стоимость оборудования и даже сложность его настройки являются не самыми принципиальными барьерами.
Вторая, быстро растущая в последнее время категория – сетевые компании, которым нужно подключиться к Интернету и связать между собой все многочисленные точки продаж (обслуживания). Проводные операторы способны предложить подключение только части точек сети клиента. Географически универсальные решения существуют у операторов спутниковой и сотовой связи, но в первом случае это дорого, а во втором – медленно и часто не очень надежно.
Технологическое преимущество на данном рынке – как раз у операторов широкополосного беспроводного доступа. Только у них есть возможность предоставить услугу в любой точке города и его окрестностях, а сеть изначально ориентирована именно на услуги передачи данных, включая возможность построения внутри корпоративной сети. WiMAX в данном случае должен облегчить задачу организации однотипных подключений в большом количестве точек. Вдобавок с переходом на WiMAX у операторов появится возможность изменить структуру платежей клиентов в сторону меньшей доли оплаты оборудования и большей – дополнительных услуг.
Среди потенциальных клиентов операторов беспроводного доступа могут быть и компании, расположенные в деловых районах с высокой плотностью проводной инфраструктуры. Даже карты расположения базовых станций операторов показывают концентрацию клиентов в центре городов. Итак, третий сегмент целевой аудитории – это небольшие компании, для которых проводное подключение технически доступно, но экономически невыгодно. В первую очередь это арендаторы офисов в бизнес-центрах, в которых существует фактическая монополия одного оператора с неизбежным завышением тарифов. Применительно к перспективам WiMAX в данном сегменте рынка ключевым представляется фактор осведомленности потенциальных потребителей (не только системных администраторов, но и руководителей компаний и даже бухгалтеров). Движение пестрого рынка широкополосного беспроводного доступа к единому бренду WiMAX, несомненно, увеличит эту осведомленность.
Не случайно до сих пор ни слова не сказано о массовых рынках, объем которых исчислялся бы миллионами потенциальных пользователей, а не десятками и сотнями тысяч. Представляется, что на подобных рынках WiMAX еще долго будет неконкурентоспособным. Как уже было сказано, серьезно рассматривать экономические перспективы мобильного WiMAX пока рано. Более того, даже срок появления портативных WiMAX-решений для ноутбуков, увы, не ясен. Остается только рынке придется конкурировать с ADSL и домовыми сетями.
В большинстве крупных и средних городов уже сейчас доступно (пусть и в отдельных районах) проводное подключение по этим технологиям за $100 и даже дешевле, а к моменту реального старта WiMAXсетей такое широкополосное подключение охватит более половины городских домохозяйств. И даже если со временем стоимость WiMAX-терминалов сократится до $100, проводные операторы к тому моменту, скорее всего, снизят цену на подключение (вместе с оборудованием) как минимум до $50 и сохранят свое ценовое преимущество.
На рынке индивидуальных пользователей WiMAX может быть востребован только там, где нет возможности проводного подключения, а это в основном пригороды крупных и средних городов (рис. 1). Но даже в данной нише WiMAX, вероятно, будет востребован лишь наиболее активными интернет-пользователями, которым недостаточно скорости мобильного Интернета (где благодаря внедрению EDGE и развитию сетей IMT-MC-450 все большему числу пользователей доступны скорости выше 100 кбит/с) и чей привычный объем потребления трафика плохо сочетается с дороговизной трафика сотовых операторов.
Таких пользователей в пригородных зонах не слишком много. Можно выделить лишь одну достаточно значимую группу, которая и составляет четвертую категорию потенциальных пользователей WiMAX, – это владельцы коттеджей, притом не столько в организованных поселках, сколько в зонах индивидуальной застройки (как в черте населенных пунктов, так и вне ее). При всей теоретической привлекательности данного сегмента продажи частным пользователям до сих пор играли незначительную роль в бизнесе операторов широкополосного беспроводного доступа. Здесь две проблемы: 1) большинство таких потенциальных потребителей просто не знают о возможности получения «быстрого Интернета» без проводов; 2) сложность подключения и настройки. Оба этих фактора могут быть во многом сглажены переходом на WiMAX и предположительно уже в 2008 г. владельцы коттеджей обеспечат больше новых подключений к широкополосным беспроводным сетям, чем весь корпоративный сегмент рынка.
Долгий путь
В последние месяцы обещания назвать конкретные сроки достижения тойили иной вехи в развитии WiMAX звучат все реже. WiMAX Forum, разработчики и производители стали осторожнее относиться к датам после неоднократных переносов намеченных сроков. Однако прогнозы, которые уже прозвучали, воспроизводятся снова и снова, без критичного соотнесения с реальностью.
Развитие WiMAX, в том числе и в России, должно будет идти сразу по трем направлениям: наращивание парка совместимого оборудования и обеспечение гарантированной совместимости; движение технологии к портативности, а затем и к мобильности; увеличение количества частотных диапазонов, в которых работает WiMAX-оборудование.
О совместимости. При отсутствии на данный момент реальных доказательств уже достигнутой совместимости оборудования разных производителей нет никакой гарантии, что уже с 2006 г. операторы смогут без всяких осложнений использовать в пределах одной сети базовые станции от одного производителя и абонентские терминалы – от другого. А о реализации технологии на уровне Plug-and-Play, когда пользователь может сам установить и настроить терминал, тем более нет речи. Можно предположить, что даже с появлением WiMAX-сертифицированного оборудования операторы еще как минимум 1–2 года на всякий случай будут ориентироваться на одного поставщика оборудования.
О портативности и мобильности. WiMAX Forum обещает в 2006 г. вывести на рынок WiMAX-модемы в формате PC-card, тем самым обеспечив портативность, а в 2007 г. ожидается мобильная версия WiMAX. Однако если обратить внимание на отсутствие даже демонстрационных образцов портативных решений и на задержку с разработкой мобильного стандарта 802.16e, становится очевидной излишняя оптимистичность данных обещаний. Точные сроки появления такого оборудования сейчас, вероятно, назвать не сможет никто. Видимо, и производителям, и операторам в своих планах следует ориентироваться на начало реальных продаж портативных WiMAX-решений в 2007 г. и на запуск первых в мире мобильных WiMAX-сетей не раньше 2009 г. В России с учетом особенностей национального регулирования отрасли связи «мобилизация» WiMAX может еще больше затянуться.
О частотах. Для российского широкополосного рынка без проводов наибольшее значение будет иметь третье направление развития WiMAX – расширение списка поддерживаемых частотных диапазонов. Первая волна сертификации сфокусирована на диапазоне 3,5 МГц, возможности работы в котором в России ограничены. Операторы делят его с системами фиксированной спутниковой связи, выдаваемые частотные разрешения содержат существенные ограничения, а сам диапазон уже практически полностью «разобран». Существующие сети в диапазоне 3,5 ГГц (в Москве это, например, «Аларис», ОРЦ, «Свит-Ком»), как правило, не относятся к числу лидеров российского рынка. Список вероятных операторов WiMAX в данном диапазоне едва ли не исчерпывается перечнем из ArtCommunications и екатеринбургской компании «НетПроводов.Ру»; возможно, к ним также присоединятся «Голден Телеком» и «дочка» «ЦентрТелекома» «Роснет». Эти операторы, вероятно, смогут получить WiMAX-сертифицированное оборудование уже в первой половине 2006 г. К концу 2005 г. будут выданы первые сертификаты WiMAX Forum, и еще некоторое время потребуется на российскую сертификацию (рис. 2).
Предположительно, еще через полгода-год для операторов станет доступно и WiMAX-сертифицированное оборудование для диапазона 2,5 ГГц. Однако в России им смогут воспользоваться немногие – официально данный диапазон зарезервирован под развитие MMDS-вещания, и частотное разрешение для широкополосных беспроводных сетей в данном диапазоне получить крайне сложно. Единственный оператор, заявивший о планах развития WiMAX в данной полосе, – «Комет».
Большинство других операторов вынуждено ориентироваться на различные частоты в районе 5 ГГц и выше. Диапазон 5,8 ГГц (5725–5850 МГц) входит в список первоочередных профилей для WiMAX-сертификации, но производители пока выжидают, и с большой долей вероятности тестирование оборудования диапазона 5,8 ГГц начнется не раньше, чем будут выданы первые сертификаты на оборудование 3,5 ГГц. И даже если сертифицированное WiMAXоборудование на 5,8 ГГц появится у нас до конца 2006 г. (что маловероятно), говорить о снятии всех преград для развития WiMAX в России все равно будет преждевременно, поскольку большинство амбициозных проектов в области широкополосного беспроводного доступа сосредоточено в соседних диапазонах: 5,3 ГГц (ArtCommunications, «Квантум», «Энфорта»); 5,7 ГГц (АСВТ, «Роснет»); 5,9 ГГц и выше («МедиаCети», «Веллком'BB).
Диапазон же 5,8 ГГц до недавнего времени считался непривлекательным для широкополосного беспроводного доступа, поэтому у большинства крупных операторов в данном диапазоне частот нет (едва ли не единственное исключение – «Комстар-ОТС»). К тому же здесь по-прежнему действует множество радиорелейных систем, в том числе и аналоговых, а определенной программы регулятора по расчистке данного диапазона с целью его оптимального использования пока не обнародовано.
Таким образом, у большинства операторов останется выбор: использовать оборудование без сертификата WiMAX Forum (пусть это и будут системы – «сводные сестры» сертифицированных решений, лишь незначительно различающиеся диапазоном) или ждать расширения списка профилей WiMAX Forum за счет включения новых диапазонов, в том числе специфических российских. Второй вариант теоретически возможен, но, даже по самому оптимистичному прогнозу, первые сертификаты для оборудования «нестандартных» диапазонов вряд ли будут выданы раньше конца 2007 г.
Следует заметить, что выжидательная стратегия достаточно опасна: как сказано выше, клиенты очень ждут WiMAX и есть шанс упустить рынок, отдав его беззастенчивому конкуренту, который не побоится продвигать свои сервисы под модным брендом. Таким образом, в 2006–2007 гг. на российском рынке широкополосного беспроводного доступа скорее всего будут преобладать новые проекты на базе WiMAX-подобных сетей при незначительной доле собственно WiMAX-сетей. Быстрого роста такой путь не даст: цены на нестандартизированное оборудование будут снижаться медленнее, чем на WiMAX-оборудование, а потенциальные пользователи, услышав про «настоящий» и «ненастоящий» WiMAX, станут осторожнее относиться к любым решениям с данной аббревиатурой.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!