Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 10 2005 |
Александра КРЫЛОВА  | 01 октября 2005 |
«Цветной коктейль» VAS может быть заразителен
Процесс внедрения VAS для повышения прибыльности бизнеса сотовых операторов наблюдается во всех частях света. И в схожести тенденций участники форума могли убедиться в ходе выступления И. Цоллер, представлявшей компанию Ovum. По ее словам, популярность SMS растет даже на зрелых западноевропейских рынках.
Процесс внедрения VAS для повышения прибыльности бизнеса сотовых операторов наблюдается во всех частях света. И в схожести тенденций участники форума могли убедиться в ходе выступления И. Цоллер, представлявшей компанию Ovum. По ее словам, популярность SMS растет даже на зрелых западноевропейских рынках. Доля этого сервиса в доходах операторов велика, ее снижение ожидается только в 2007 г. вместе с ростом спроса на услуги следующего поколения. Услугой MMS европейцы пользуются 1–2 раза в месяц, практически невостребованной оказалась мобильная электронная почта (за исключением i-mode).Причины, сдерживающие развитие обмена мультимедийными сообщениями в Европе и России, по сути, одни и те же: сложные отношения между контентпровайдерами и операторами связи, затруднения в передаче больших объемов MMS из-за нехватки емкости сети, проблемы при осуществлении контроля доступа и управления контент-правами. Для преодоления этих трудностей операторы должны, по мнению И. Цоллер, активизироваться (например, Orange, T-Mobile, O2 предложили абонентам Европы специальные обучающие и маркетинговые программы).
Зато все бо’льшую популярность у мобильных пользователей в Европе приобретают так называемые услуги персонализации 3-го поколения, к которым относятся мастер-тоны, сигналы обратного вызова, хранители экранов. Похожая тенденция наблюдается и на российском рынке, однако у нас основное средство персонализации – мелодии вызова (ринг-тоны), а вот обратному вызову (CRBT) еще только предстоит завоевать признание наших абонентов.
Для ускорения процесса Корпорация ZTE предлагает ZTE MyRing – решение для предоставления услуги CRBT, которое уже работает на сетях операторов связи в Азии, Европе, Африке и Латинской Америке, ведутся переговоры о его внедрении с одним из российских операторов. Система CRBT может быть использована на проводных, GSM- и CDMA-сетях, она присоединяется по интерфейсу T1/E1 с помощью сигнализации SS7, а интерфейс передачи данных TCP/IP обеспечивает взаимодействие с поставщиками контента и биллинговой системой. Интегрированная система управления позволяет оператору управлять сразу несколькими решениями CRBT. Услуга устанавливается на уровне серверов приложений и Softswitch.
У China Mobile, внедрившей CRBT в конце 2004 г., сегодня более 30 млн подписчиков этой услуги благодаря особой стратегии продвижения сервиса, суть которой – первоначально бесплатное предоставление ограниченному числу абонентов, которые «заражают» ею своих друзей. Как только число пользователей достигает уровня, позволяющего окупить услугу, оператор делает ее платной.
В ближайшее время производитель планирует дополнить решение новыми функциями – «цветным коктейлем» (когда мелодию посыла вызова слышит не только вызываемый, но и вызывающий абонент), фоновой музыкой во время разговора (по выбору абонента), вызовами для профессиональных пользователей, а также комбинацией аудио- и видеосигналов.
Ускорить ввод новых услуг, гибко реагировать на запросы пользователей, интегрировать в процесс оказания услуг сервис- и контент-провайдеров позволяет открытая аппаратная IN-платформа услуг с поддержкой OSA/Parlay ZTE ZXIN10. Система сертифицирована в России, имеет гибкую архитектуру, поддерживает протоколы SIP, INAP, MAP, CAP, MGCP и через открытый интерфейс предоставляет доступ в сеть оператора услугам сторонних поставщиков. Такой подход, с одной стороны, расширяет спектр дополнительных услуг в сети оператора, с другой – требует изменения бизнес-модели его взаимодействия с сервис- и контент-провайдерами.
О бизнес-моделях, хорошо зарекомендовавших себя в Азии, рассказал К. Уотс, директор департамента международного развития бизнеса TOM Online, самого крупного поставщика услуг Китая (ежемесячный доход – около $15 млн; 363 млн пользователей). Доходы от заказа мелодий (их информационного контента) компания делит с операторами в процентном соотношении 85:15, а абонентскую плату и плату за услуги передачи данных TOM Online оставляет себе.
Наличие пяти продуктовых платформ (SMS, IVR, MMS, WAP и CRBT) открывает перед TOM Online разнообразные пути продвижения сервисов, например с помощью SMS рекламировать услуги WAP и наоборот, или в зависимости от востребованности услуг переносить фокус бизнеса с MMS на IVR. Основной канал дистрибуции сервисов компании – операторы связи, на втором месте – производители трубок и лишь на третьем – каналы ТВ. Оригинальный способ продвижения музыкального контента – обложки и вкладыши в CD с популярными записями.
Продуманная стратегия обеспечивает хорошие результаты: только в 1-м квартале 2005 г. прибыль сервис-провайдера составила $33,4 млн, 62% которой получено не от SMS-услуг.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!