Rambler's Top100
Статьи ИКС № 8 2005
Константин АНКИЛОВ  01 августа 2005

Рынок оборудования для корпоративных сетей на фоне макроэкономики и политики России и СНГ

Потенциал рынка СНГ остается высоким

Активный спрос на телекоммуникационную инфраструктуру со стороны хозяйствующих субъектов обеспечивается в первую очередь благодаря высоким темпам экономического развития во всех странах СНГ. Средние темпы роста ВВП в странах Содружества в 2004 г. составили 8%, причем российская прибавка в 7,1% была самой скромной в регионе. Наиболее успешно развивалась экономика Украины и Белоруссии – 12 и 11% соответственно. Активный экономический рост (выше среднего по СНГ) продемонстрировали также страны Закавказья, Таджикистан и Казахстан.

В СНГ опережающими темпами наращивается объем капитальных инвестиций (в 2004 г. – 14%). В ряде стран также высок прирост промышленного производства, в прошлом году он составил: в Белоруссии – 15,6%, в Таджикистане – 14,3%, на Украине – 12,5%, в Казахстане – 10,1%.

Вместе с тем в 2005 г. в некоторых странах происходит некоторое снижение темпов развития, что сказывается на макроэкономических показателях СНГ в целом. В первом квартале нынешнего года рост ВВП в СНГ составил 5% против 8% за аналогичный период 2004 г.; инвестиции в основной капитал выросли на 10% (против 16%); промышленное производство – на 5% (против 9%). Основной «вклад» в замедление роста внесли Россия и Украина, ВВП которых в первом квартале 2005 г. составил соответственно 4 и 5,5%. Несмотря на это, поставщики сетевого оборудования не отмечают негативных тенденций на российском рынке, указывая, что характер его развития в текущем году во многом сходен с 2004 г. Во втором квартале экономическая динамика России несколько улучшилась, в результате за первое полугодие ВВП прибавил 5,4%. Правительство сохраняет ориентацию на удвоение ВВП и ведет поиск средств для решения этой задачи, одно из ключевых мест отводя развитию ИКТ.

В таких условиях сохранению высоких темпов развития рынка оборудования для ведомственных и корпоративных сетей способствует высокий спрос со стороны успешно действующих добывающих и производственных предприятий (в первую очередь экспортноориентированных), предприятий финансовой сферы, торговли, транспорта, а также органов государственного управления. Географическая экспансия, открытие новых филиалов, повышение конкуренции, разработка новых услуг – все это предполагает замену устаревшего оборудования и построение новых инфокоммуникационных сетей.

Одним из факторов развития рынка является политика правительства стран СНГ в отношении ИКТ. Программы, аналогичные «Электронной России», предполагающие, помимо прочего, техническое переоснащение телекоммуникационных сетей правительственных учреждений, приняты во многих странах СНГ: «Электронная Украина», «ЭлектроннаяБеларусь», «Электронное правительство Республики Казахстан» и т.д. На реализацию «Электронной России» только из федерального бюджета выделено в 2005 г. 2,2 млрд. руб., на 57% больше, чем годом раньше. Миллионы долларов вкладываются в программы информатизации и развитие сетевой инфраструктуры из региональных бюджетов.

В ряде стран СНГ программы реализуются по инициативе международных организаций и иностранных правительств, которые также выделяют средства для их финансирования. Например, в Узбекистане в настоящее время разрабатывается программа перехода на электронное налогообложение, финансирует которую правительство США.

Существенным негативным фактором, способным серьезно сказаться на динамике рынка в 2005 г., является волна «цветных» революций, прокатившаяся по СНГ. Политическая нестабильность отрицательно отражается на экономической ситуации в целом и на развитии рынка ведомственных и корпоративных решений – в частности. Так, на Украине, из-за кадровых перестановок и неопределенности с правом собственности на предприятия, не осуществляются инвестиции в инфраструктуру в государственном секторе, от закупок телекоммуникационного оборудования отказываются ведомства и компании, формирующие почти половину национального рынка.

Скорее всего, перечисленные проблемы носят краткосрочный характер и будут решены уже в течение этого года. Как показал прошлогодний российский опыт, рынок способен в течение нескольких месяцев наверстать упущенное в ходе административных реформ время. В среднесрочной перспективе не исключено, что новые правительства, сумев обеспечить приток иностранного капитала в свои страны, создадут более благоприятные условия для развития рынка ведомственных и корпоративных решений.

Таким образом, в СНГ сохраняются в основном благоприятные условия для дальнейшего стабильного роста рынка оборудования для ведомственных и корпоративных сетей, хотя политические перемены в ряде стран окажут некоторое негативное влияние на результаты 2005 г.

Географическое измерение

Описанные выше политические и экономические условия в целом сходны для всех стран СНГ, в то же время отдельным государствам свойственна своя специфика. По уровню развития рынка оборудования для ведомственных и корпоративных сетей страны Содружества можно разделить на три группы.

Лидеры рынка. В эту группу входят Россия, Украина и Казахстан, которые являются крупнейшими представителями СНГ по объему национального производства. На протяжении нескольких лет они демонстрируют достаточно стабильный экономический рост и имеют сравнительно хорошо развитую национальную телекоммуникационную инфраструктуру. Экономика этих стран высококонкурентна, успешно развиваются предприятия ряда отраслей, в первую очередь топливно-энергетического комплекса, а также финансовой сферы, действует большое количество представительств транснациональных компаний. Именно эти предприятия, а также органы государственного управления – основные покупатели оборудования в странах данной группы.

На эти три страны в 2005 г. придется 91% закупок оборудования для ведомственных и корпоративных сетей, причем около 67% будут поставлены в Россию. Как ожидается, после преодоления обусловленного политическими причинами временного спада на украинском рынке доля этой группы на рынке СНГ вырастет в следующем году на 2–3%. Рынки лидеров показывают высокую динамику, ежегодные темпы роста – 15–20%. Исключение в этом году составит Украина, где объем продаж вряд ли превысит уровень 2004 г. Именно Россия, Украина и Казахстан наиболее привлекательны для производителей оборудования. Неслучайно большинство вендоров открывают офисы в первую очередь в Москве и других городах России, а также в Киеве и Алматы. Там же расположены представительства большинства их партнеров.

Второй эшелон. В эту группу вошли страны, представляющие три разных региона: Белоруссия, Азербайджан и Узбекистан. Совокупный размер их рынков существенно меньше, чем у стран предыдущей группы, – около 7% всех закупок оборудования в СНГ. Темпы роста варьируются в пределах 10–20%, вместе с тем рынкам этих стран свойственна определенная волатильность, при которой рост может существенно ускориться благодаря реализации одногодвух крупных проектов. Несмотря на сходную динамику и сопоставимые объемы рынков, каждый участник этой группы имеет свои особенности.

Наиболее стабильный рынок – в Белоруссии, которая, впрочем, демонстрирует сравнительно низкие темпы роста – 10–15% в год. Наиболее вероятные причины такой невысокой динамики – обусловленный политическими факторами ограниченный приток иностранных инвестиций в экономику страны, высокая степень государственного контроля бизнеса, техническая отсталость телекоммуникационной инфраструктуры.

Основные преимущества Азербайджана перед соседями – политическая стабильность и развитый нефтегазовый сектор, обеспечивающий приток иностранных инвестиций в экономику. Помимо российских компаний здесь (в силу географической и культурной близости) активно действуют турецкие поставщики.

Рынок Узбекистана своим развитием обязан двум факторам – довольно высокой деловой активности и правительственной политике в отношении ИКТ. В стране зарегистрировано в общей сложности 280 тыс. предприятий – почти столько же, сколько имеет Украина, и в полтора раза больше, чем в соседнем Казахстане. Более 90% компаний являются негосударственными, свыше 2 тыс. совместных предприятий. В стране успешно развивается машиностроительная отрасль, газодобывающая и легкая промышленность. Указом президента страны с 2002 г. введены налоговые преференции и отменены таможенные пошлины на ввоз телекоммуникационного и компьютерного оборудования, реализуются государственные программы подготовки специалистов в области ИКТ. В результате в Узбекистане созданы благоприятные условия для реализации потенциала развития инфокоммуникационного сектора, в том числе рынка сетевого оборудования.

Страны раскрывающегося потенциала. . В эту группу входят остальные государства СНГ. Условия для развития рынка ИКТ в них довольно благоприятные, однако страны только начинают реализовывать свой потенциал и их доля в общем объеме поставок оборудования в СНГ не превышает 2%. Многим государствам этой группы свойственны выраженные отраслевые диспропорции. Так, в странах Средней Азии более половины промышленной продукции производят нефтегазовая и металлургическая отрасли. Односторонний характер развития экономики в сочетании с небольшими размерами рынка оборудования (не более $4 млн в год) предполагает существенно большую рыночную волатильность, чем в странах со средним уровнем развития.

Незрелость рынков этих стран проявляется и в факторах, определяющих выбор поставщика оборудования. Если в государствах первых двух групп покупатели во многом ориентируются на известность торговой марки, наличие сервисного обслуживания продаваемого оборудования, возможность подготовки специалистов, то в данной группе ключевым и зачастую единственным фактором является цена. В результате большим спросом пользуются решения небрендовых азиатских производителей, а также техника б/у. Вместе с тем интерес правительства к развитию телекоммуникаций, участие в этом процессе международных организаций и иностранных государств позволяют ожидать в среднесрочной перспективе улучшения ситуации. Однако крупнейшими и наиболее привлекательными рынками для вендоров останутся лидеры – Россия, Украина и Казахстан.

Продуктовое измерение

На рынке оборудования для ведомственных и корпоративных сетей крупнейшим является сегмент оборудования передачи данных, на него приходится 53% рынка. Очевидно, отрыв от второго по объему рынка учрежденческих АТС со временем будет увеличиваться, чему будет способствовать ряд факторов.

Потребности предприятий и организаций в голосовых решениях ограничены числом сотрудников, которым необходима телефонная связь. В большинстве организаций проблемы доступа в телефонную сеть так или иначе решены, спрос формируется за счет открытия новых офисов и замены устаревших УАТС. Последнее не рассматривается многими предприятиями как насущная необходимость, поскольку финансовый эффект от модернизации телефонной сети далеко не всегда очевиден.

Процесс обеспечения доступа организаций к информационным ресурсам, напротив, далек от завершения. Появление новых программно-аппаратных решений, заметно влияющих на деятельность компаний, будет стимулировать дальнейший спрос на оборудование предприятий, в которых сети передачи данных уже построены. В частности, модная в России и других странах СНГ тема информационной безопасности стимулирует предприятия осуществлять дополнительные инвестиции как в программные, так и в аппаратные средства. Наконец, растущая популярность корпоративной IP-телефонии предполагает дополнение или замену УАТС оборудованием передачи данных для организации доступа к телефонным услугам.

Ожидается, что объем корпоративного рынка оборудования передачи данных в СНГ в 2005 г. составит около $360 млн. Основные покупатели – ведомства и корпоративные клиенты, в то время как на операторов приходится не более 20% рынка, который остается высококонкурентным: на нем присутствуют десятки поставщиков – американских, европейских, азиатских и российских. В течение 90-х годов Cisco Systems удалось захватить 70% рынка, и компания достаточно прочно удерживает свои позиции. Аналогичная ситуация сложилась во всем мире. Вместе с тем некоторыми игроками рынка отмечается незначительное уменьшение доли Cisco на рынке России. Сложно говорить, станет ли это тенденцией и смогут ли другие именитые конкуренты потеснить компанию, чьи решения, по сути, являются стандартом для отрасли. Однако на одном из крупнейших рынков, китайском, местной компании Huawei уже удалось перехватить у Cisco лидерство.

Претендентами на долю Cisco в СНГ являются в первую очередь крупные поставщики – 3Com, Allied Telesyn, Alcatel, Avaya, Nortel и другие, однако рыночная доля большинства из них сейчас находится в пределах 5–7%, т.е. в 10 раз меньше, чем у лидера рынка. В то же время некоторые из производителей имеют прочные позиции в определенных сегментах рынка оборудования передачи данных. Например, Hewlett-Packard контролирует около четверти рынка модульных коммутаторов, в несколько раз опережая всех конкурентов… кроме Cisco.

Вторым по размеру остается динамичный рынок учрежденческих АТС. Как ожидается, его объем в 2005 г. достигнет $210 млн. Наиболее востребованными как в России, так и в других странах СНГ являются относительно недорогие офисные АТС малой емкости, на долю которых приходится около 2/3 всех продаж УАТС. Ситуация, скорее всего, не изменится, поскольку на малых и средних предприятиях телефонные линии, как правило, требуются большей части сотрудников, нежели на крупных предприятиях, где значительная часть работников занята непосредственно на производстве. Общее число занятых на предприятиях среднего и малого бизнеса примерно то же, что и на крупных предприятиях.

Подобно рынку оборудования передачи данных, сегмент УАТС также высококонкурентен, однако здесь имеется несколько лидеров. В сегменте УАТС малой емкости наиболее успешны азиатские производители, предлагающие качественные недорогие решения. Впереди – Panasonic c долей рынка свыше 30%. Успешно действуют также Samsung и LG, западные поставщики. На рынке учрежденческих станций большой емкости и в целом на рынке УАТС лидерство принадлежит американским производителям – Nortel и Avaya, контролирующим в сумме свыше трети рынка, более четверти его приходится на европейских поставщиков – Ericsson, Siemens и Alcatel.

На мировом рынке традиционную офисную телефонию теснят VoIP-решения, падают продажи «классических» УАТС. В СНГ VoIP-решения менее популярны, в основном из-за их высокой стоимости, однако рост доли гибридных и «чистых» IP-АТС является очевидной тенденцией и в нашем регионе. С ростом популярности новой технологии к списку лидеров рынка УАТС должна присоединиться Cisco, широко предлагающая на мировом рынке IP-станции. Бизнес модель компании на практике оказалась наиболее успешной для завоевания и удержания значительной доли ведомственного и корпоративного рынка.

Те же компании – Avaya, Nortel, Cisco – являются лидерами молодого еще рынка контакт-центров. В России и других государствах СНГ этот сегмент находится в стадии формирования и растет опережающими темпами по отношению ко всему рынку оборудования. В нашей стране его объем исчисляется уже десятками миллионов долларов, на Украине и в Казахстане – миллионами долларов, другие члены СНГ пока реализовали лишь единичные проекты. По оценкам, общий объем этого рынка по результатам 2005 г. достигнет $40 млн.

Большинство проектов предполагает поставку небольших решений, рассчитанных на 10–20 операторских мест, хотя реализуются и многомиллионные контракты. Среди крупнейших заказчиков – операторы сотовой связи «ВымпелКом» и МТС. С развитием рынка аутсорсинга услуг по обработке вызовов можно ожидать увеличения числа масштабных проектов, однако активность операторов связи на данном рынке заставляет предполагать, что часть его «перетечет» из корпоративного в операторский сегмент. Предположительно, этот процесс будет менее явным в других странах СНГ, где компании не склонны к выводу бизнес-процессов за рамки родственных структур по соображениям информационной безопасности.

Более $10 млн. – объем рынка оборудования для беспроводных сетей передачи данных. Рост обеспечивается как популярностью офисных WLAN-сетей, так и распространением операторских зон Wi-Fi. Здесь, как и на рынке проводных решений для передачи данных, конкурирует большое число поставщиков (в основном те же компании). Среди них наиболее успешны Cisco, Avaya, Alvarion, InfiNet и др.

Опережающими темпами развивается рынок оборудования для видеоконференцсвязи. Как ожидается, объем поставок в 2005 г. увеличится не менее чем на 30% и составит свыше $40 млн. Реализуются как крупные проекты для ведомственных сетей, так и сравнительно небольшие для компаний, имеющих несколько офисов. Приобретают оборудование и предоставляют на коммерческой основе услуги видеотелефонной связи телекоммуникационные операторы. Крупнейшие поставщики оборудования в СНГ – американская Polycom, японская Sony, китайская Huawei и американо-норвежская Tandberg.

***


В 2005 г. и в обозримом будущем основные сегменты рынка оборудования для ведомственных и корпоративных сетей сохранят текущие темпы роста. Этому будут способствовать благоприятная макроэкономическая ситуация и политика стран СНГ в области инфокоммуникационных технологий.

Основными рынками останутся Россия, Украина и Казахстан. В то же время увеличится число проектов в других странах, в частности – в Средней Азии.

Возрастет доля новых видов оборудования, в первую очередь основанных на технологиях передачи голоса и видео по сетям передачи данных. Можно ожидать появления новых имен на рынке, однако лидерство сохранится за нынешними поставщиками.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!