Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 6 2005 |
Наталия КИЙ  | 01 июня 2005 |
Операторский уровень
Прототип единого доступа«Система Телеком» «отдувалась» за всю операторскую братию и как из рога изобилия сыпала интеграционными проектами, каждый из которых, по замыслу организаторов, должен отражать или предвосхищать тенденции рынка.
Ровно год назад центростремительный настрой выразился в структурно - юридическом объединении трех операторов фиксированной связи («Комстар», «МТУ - Информ», «Телмос») в единую компанию «Комстар Объединенные ТелеСистемы». На «СвязьЭкспокомм - 2005» речь идет об интеграции услуг разных операторов под флагом концепции экспозиции и одноименного проекта «Единая точка доступа». В проекте, имеющем привлекательную идею и пока довольно нечеткие очертания, участвуют «Комстар ОТС», «МТУ - Интел», «Скай Линк», МТС, МГТС. Их сети и сервисы будут дополнять друг друга, пересекаться и перекрываться в проектах. По мысли руководства «Системы Телеком», клиент получит одну точку входа к сервисам разных операторов (об этом см. также «ИКС» №5’2005, с. 6–7, 19), будет заказывать, оплачивать и управлять набором сервисов на специальном информационно - платежном интернетпортале, представленном в демонстрационной зоне экспозиции.
По словам первого заместителя гендиректора ЗАО «Система Телеком» А. П. Вронца, демонстрировавшийся на выставке портал – скорее прототип конечного продукта, который будет включать идентификатор доступа с персональной системой кодирования, именем и единым счетом для оплаты всех услуг («клиент – не территория для эксперимента» – считает Вронец). Дветри конвергентные услуги будут предложены рынку в 2005 г. Первым испытательным полигоном станет «Комстар ОТС», полномасштабный проект будет реализован в Москве («это наше обязательство» – замечает Вронец), а потом уже намечается конвергентный поход в регионы.
«В технологическом плане процесс конвергенции решается просто, – комментирует гендиректор ЗАО «Система Телеком» В.. С. Лагутин. – Сложнее объединить действия компаний. Однако мы считаем, что за этим – будущее телекоммуникаций и нашего бизнеса. Одна компания не может предложить весь спектр телекоммуникационных услуг сразу, зато можно координировать усилия операторов, работающих в различных сегментах рынка, чтобы предоставлять пользователю все возможные услуги одновременно, в одном месте, в единой точке доступа». Единым платежным средством для оплаты услуг всех компаний - участниц проекта станет комплект пластиковых карт. На вопрос о стоимости проекта в холдинге отвечают, что он стоит большого труда, времени и денег и потребует привлечения бюджета всех компаний телекоммуникационной «Системы».
«Комстар» идет в регионы на «плечах» МТТ и собственного Wi - Fi
Ядром конвергентных процессов в холдинге, похоже, станет «Комстар». И чтобы получить доступ к «единой точке», быть абонентом МГТС (уровень цифровизации сети – 24% с планами к концу года – 30%) недостаточно: надо стать клиентом «Комстара». Наращивание комплекса новых услуг в Московской зоне и развитие региональной сети – такие цели стоят перед этой базовой компанией проекта «Единая точка доступа».
Как сообщил в ходе выставки гендиректор «Комстара ОТС» С. В. Рабовский, вопреки ожиданиям и мировой практике (из 10 консолидаций удачными обычно являются только три) в год объединения компания продемонстрировала рост консолидированной выручки на 18% (до $289 млн). В компании это связывают с ростом базового для нее корпоративного сегмента и предложением услуг мультисервисной сети связи NGN, представленных в выставочной экспозиции компании: IP - VPN, IP - Centrex, Hosted PBX, Voice VPN.
В настоящее время в Московской области «Комстар ОТС» обслуживает более 100 крупных корпоративных клиентов и более 5 тыс. индивидуальных, доход от услуг здесь в 2004 г. составил более $10 млн. До конца этого года будет завершено строительство периферийного волоконно - оптического кольца. Начаты работы по созданию сетевой инфраструктуры в нескольких районах области. Инвестиции в строительство инфраструктуры в Подмосковье составят $15 млн. За это время «Комстар» намерен занять 30–40% областного рынка.
Значительно больших вложений – $55 млн в течение пяти лет – потребует развитие региональной сети компании. В планах – Самарская область, С. - Петербург, Краснодарский край, Ростов, Тюмень, Екатеринбург. По словам С. В. Рабовского, в регионах будет практиковаться точечное приобретение компаний. «Последняя миля» будет строиться преимущественно на базе радиотехнологий, прежде всего Wi - Fi, возможно, будет использована «последняя миля» «Скайлинка». Услуги, идентичные московским, будут доставляться на периферию по транспортной сети «Межрегионального ТранзитТелекома».
«Комстар», один из пяти основных Wi - Fi - игроков в Москве, обеспечил Wi - Fi - подключение к сети Интернет павильона «Форум». Каждому посетителю выставки, обладающему ноутбуком или КПК, предоставлялась возможность выйти в Интернет в любой точке павильона на скорости до 5 Мбит/с. На стенде компании также демонстрировались услуги видеоконференцсвязи по технологии Wi - Fi, которые позволяют проводить сеансы видеосвязи в пределах зоны беспроводного доступа при помощи ноутбуков со встроенной камерой.
Wi - Fi - роуминг
Кроме того, на выставке «Комстар ОТС» пошел дальше и представил новый проект по организации опытной зоны WLAN - роуминга между своей сетью беспроводного доступа и сетями операторов сотовой связи. Суть проекта заключается в создании новой сервисной среды – предоставлении услуг Wi - Fi абонентам сетей сотовой и фиксированной связи, присоединенных к транзитной сети МТТ. Компания INLINE Technologies выступает в качестве системного интегратора, обеспечивающего межоператорское взаимодействие по предоставлению услуг Wi - Fi в сетях компаний - клиентов МТТ.
Испытать возможности WLAN - роуминга можно было прямо на выставке. Участники тестовой зоны «Комстар ОТС», «ПетерСтар», РТКОММ, «ВымпелКом» уже апробировали разные ситуации. А центральный транзитный участник «тройственного союза» Wi - Fi - роуминга – «Межрегиональный ТранзитТелеком» – еще на прошлогодней выставке «Связь - Экспокомм» выступил с идеей организации WLAN - роуминга. Теперь присоединиться к нему имеют возможность разные операторы сетей WiFi и поставщики услуг сотовой связи.
Реализация проекта позволит конечному пользователю осуществлять выход в Интернет в зонах доступа «Комстар», не прибегая к покупке предоплаченной карты «Wi - Fi Комстар», а впоследствии и любых интернетпровайдеров беспроводной связи. Списание средств за использование услуг Wi - Fi осуществляется с лицевого счета абонента, открытого в сотовой компании. Абоненты операторов фиксированной связи или интернетпровайдеров беспроводной связи смогут оплачивать услуги Wi - Fi при помощи предоплаченных карт своего оператора.
Участники проекта рассчитывают на успех, поскольку прогнозы сулят взрывной рост числа HotSpot. По данным, приведенным директором по эфирным технологиям «Комстар ОТС» В. В. Морозюком, с октября по март их количество увеличилось более чем в три раза, а к концу 2005 г. число HotSpot увеличится в несколько раз – с нынешних зарегистрированных 300 до 800.
«МТУ - Интел» – не только ISP
Ведущий московский ISP «МТУ - Интел», обслуживающий 420 тыс. пользователей коммутируемого доступа и 187 тыс. широкополосного (включая СТРИМ и «Точку Ру»), не намерен оставаться просто интернетоператором. Об этом заявил в ходе выставки «Связь-Экспокомм-2005» гендиректор компании М. Р. Амарян.
Об этом свидетельствует и концепция нынешней экспозиции компании: не просто Интернет, не просто широкополосный доступ, пользовательская культура которого уже сформирована, но и дополнительные сервисы.
По информации заместителя гендиректора «МТУ - Интел» Н. Захарова, уровень проникновения услуги широкополосного доступа в квартиры москвичей достиг 10% от числа телефонных линий (с учетом клиентов домовых сетей). «Это значит, что рынок широкополосного доступа уже сформирован, – комментирует Н. Захаров. – Значительная заслуга в этом принадлежит «МТУ - Интел». Это произошло благодаря трем составляющим: стратегии брендирования услуги, вводу безлимитных тарифных планов и мощной рекламной кампании». Оборот ЗАО «МТУ - Интел» в 2004 г. составил $75 млн. 90% доходов компании приходится на доступ в Интернет, остальное – прочие услуги, включая IP - телефонию и хостинг. Потенциальная емкость рынка широкополосного доступа в Москве, по разным оценкам, составляет $500 млн.
По приводимым компанией оценкам, столичная аудитория доступа в Интернет – порядка 1 млн пользователей. Количество домашних компьютеров в столице – 1,5 млн (по данным Мининформсвязи России, в Москве 50%-ное проникновение Интернета по сравнению с 8%-ным всероссийским). По оценкам компании Intel, компьютерный парк столицы к концу этого года вырастет на 300 тыс. единиц. Кроме того, в последние годы возросли объем и качество медиаконтента.
Эти обстоятельства и специальные исследования, проведенные в конце 2004 г., подтолкнули «МТУ - Интел» к выводу, что абонентам необходимы сетевые сервисы и услуги, реализующие преимущества широкой полосы. По словам Н. Захарова, в задачи компании в настоящее время входит создание новых услуг, направленных на удовлетворение потребностей абонента в общении, информации, развлечениях. Первые шаги в этом направлении – демонстрировавшиеся действующие сервисы «СТРИМ. Арена», «СТРИМ. Фото», «СТРИМ. Драйв» (подробнее см. «ИКС» №5’2005, с. 76–80), а также совместный с компанией «Система Мультимедиа» проект «СТРИМ ТВ».
СТРИМ +ТВ = новый широкополосный сервис
На «Связь - Экспокомм - 2005» было объявлено о начале коммерческой эксплуатации нового цифрового интерактивного телевидения, доступного по каналам ADSL, – СТРИМ ТВ. По заявлению А. Л. Лейвимана, гендиректора ОАО «Система Масс - Медиа» (дочерняя компания АФК «Система»), через месяц телеприемник сможет обеспечить и доступ в Интернет.
«СТРИМ ТВ» – это более 80 спутниковых каналов цифрового качества, включая 15 общедоступных российских эфирных каналов, четыре канала собственного производства СММ, виртуальный кинозал, игры и радиоканалы. По выражению А. Л. Лейвимана, платное ТВ – это ТВ по интересам: например, канал «Драйв» посвящен автомобильной тематике; «Охота и рыбалка» комментариев не требуют, как и «Здоровое ТВ»; «РетроТВ» будет демонстрировать лучшие фильмы и передачи из золотого фонда советских времен; зрителям также доступны клубные каналы популярных футбольных команд «Челси» и «Манчестер Юнайтед», а также другие игровые спортивные каналы. С 6 мая с. г. ТВ - сигнал каналов производства СММ вещает спутник LMI - 1.
Базовый пакет из 38 каналов обойдется пользователю в 9,95 у. е. (1 у. е. =28 руб.) в месяц, расширенный пакет из более чем 60 каналов – в 17,95 у. е., можно сформировать и свой собственный набор каналов. Оплата будет производиться по карточкам предоплаты «МТУ-Интел», и, чтобы подключиться к «СТРИМ ТВ», абонент должен быть подключен к каналу широкополосного доступа в Интернет «СТРИМ» («МТУ - Интел»). Ему также понадобятся как минимум двухмодовый модем и приставка - декодер STB общей стоимостью в $200 (можно в кредит).
«СТРИМ ТВ» – проект партнерский: базируется на транспортной сети МГТС, сети доступа по медной паре (технология ADSL)компании «МТУ - Интел», ТВ - сети «Системы Мультимедиа» и комплексном решении Alcatel Open Media Suite, поставленном для СММ на основе контракта от сентября 2004 г. Open Media Suite предназначено для доставки мультимедийных услуг с широкой функциональностью, включая triple play. Кроме того, Alcatel выполнила работу по агрегации, адаптации и инсталляции своего решения.
«Телевидение превращается в интерактивное средство телекоммуникаций в вашем доме. Телевизор, как и телефон и ПК, сформирует вокруг себя новую, третью телекоммуникационную среду интеллектуального дома. В этом году число абонентов интерактивного ТВ в мире достигнет 2,5 млн абонентов»,– заявил Ж. Дюноге, исполнительный вице - президент, президент Alcatel в регионе Европа и Юг, член исполнительного комитета компании. «Как показывает мировая практика, добавление услуги видео – способ улучшить основные финансовые показатели оператора (в том числе и ARPU), удержать клиента и увеличить абонентскую базу»,– говорит гендиректор ООО «Система Мультимедиа» В. А. Румянцев.
SkyPoint – еще одна единая точка доступа
Именно так – в соответствии с общим девизом экспозиции «Системы Телеком» – охарактеризовал новый сервис оператора федеральной сотовой сети в стандарте CDMA - 450 ЗАО «Скай Линк» Р. Ю. Каспари, директор по маркетингу «Скай Линк - Москва».
SkyPoint – персональный информационный центр абонента для управления всеми видами коммуникаций. SkyPoint обеспечивает возможность управлять через web - интерфейс как условиями обслуживания в сети «Скайлинк», так и другими персональными коммуникациями, включая голосовую связь, факс, SMS, электронную почту на мобильном терминале. По словам представителей компании, новый сервис, ориентированный на бизнес - пользователей, сочетает в себе удобства единого центра хранения и управления персональной информацией, услугами и лицевым счетом абонента.
Уникальность сервиса – в едином номере для получения всех видов сообщений. На первом этапе SkyPoint реализован в сети «СкайлинкМосква». Абоненты могли подключиться к нему на выставке, а также на корпоративном портале www.SkyPoint.ru, указав номер телефона и R - UIM - карты. Мобильный номер абонента – номер SkyPoint – становится единым контактом для всех видов связи. Пользователь автоматически получает почтовый ящик с адресом: номер_телефона_абонента@SkyPoint.ru.
Создание мобильных корпоративных приложений и оптимизация бизнес - процессов – еще одно направление экспозиции «Скай Линк». Например, совместно с российским представительством корпорации Sybase (поставщик ПО, Калифорния)и российским поставщиком программно - аппаратных решений Business System Engineering (BSE) оператор демонстрировал возможности своих услуг для автоматизации работы торговых представительств на основе беспроводной передачи данных в режиме online.
Недавний пример такой работы – система автоматизации работы торговых представителей Vector-M, разработанная компанией BSE и внедренная в компании «Тушино-Пиво» на базе сети «Скайлинк». Система позволяет выездным сотрудникам вести оперативную работу с внутренними информационными системами компании и Интернетом с помощью мобильных портативных устройств (карманный ПК с функциями мобильного телефона или КПК+телефон). Как рассказала вице-президент компании BSE Е. Юденко, при помощи мобильного доступа к системе Vector-M выездной коммерческий представитель имеет возможность передавать информацию о принятых заказах в информационную систему своей компании, получать данные о состоянии складских запасов, изменениях в прайс-листах, информацию клиентах, дальнейших маршрутах и т. п.
Бизнес - ориентация нишевого оператора очевидна. На выставке были показаны сетевые решения по передаче видеоизображений и удаленной организации бизнеспроцессов на основе VPN - доступа, мобильные сервисы с использованием EV - DO (внедрение технологии намечено в этом году). Впервые была показана видеоконференцсвязь на основе EV - DO с сетевой инфраструктурой Lucent Technologies, позволяющей увеличить скорость передачи данных при обработке мобильного контента до 2,4 Мбит/с.
МТС вводит моду на i-mode
«Ударный» экспонат и раздел стенда МТС тоже не реализуем без партнерства, на этот раз с поставщиками контента: i-mode – модель и технология доступа к мультимедийному контенту японского происхождения – в сентябре этого года выйдет на сотовый подиум Москвы и С. - Петербурга, а позже и регионов. Сегодня i - mode посвящен отдельный раздел экспозиции ведущего российского оператора.
По словам президента ОАО «МТС» В. В. Сидорова, это главный проект 2005 г., который станет годом формирования пакета инновационных услуг, а доля дополнительных услуг в доходах оператора увеличится с 10% ($350 млн) в 2004 г. до 12% в нынешнем. «Происходит переход на новый уровень. Развитие идет по пути кастомизации, под потребности отдельных клиентов. Однако степень доступности сервисов будет определять экономика», – заявил В. В. Сидоров на пресс - конференции в рамках выставки.
По словам директора по стратегии МТС А. Горбунова, при распределении доходов между оператором и контент - провайдерами (коих на старте будет около сотни – все подробности о рынке мобильного контента см. в «ИКС» №5’2005, с. 40 – 88) МТС воспользуется моделью NTT DoCoMo, по которой более 80% дохода приходится поставщику контента, а оператор, являющийся «средством сбора денег», удерживает некую комиссию. Если это действительно так, то схема щадящая по отношению к молодому классу поставщиков начинки для мобильных услуг.
Мобильные терминалы пяти i - mode - моделей сегодня предлагают три вендора – Samsung, NEC и LG. Распространяться телефоны будут через собственные офисы МТС и эксклюзивного партнера по i - mode - трубкам – сеть салонов «Связной».
МТС считает, что i - mode сулит настоящий переворот в использовании мультимедийного контента. Эксклюзивное соглашение о предоставлении сервиса i - mode на территории России и стран СНГ между МТС и NTT DoCoMo было подписано в конце прошлого года. На выставке «Связь - Экспокомм2005» президент МТС и старший генеральный менеджер отделения мобильных решений NEC Вакита Нобору подписали договор, по которому NEC поставит технологическую платформу для нового сервиса. Он должен стать последним шагом к развертыванию полнофункционального сервиса i - mode в сети МТС.
Платформа i - mode производства NEC, имеющей более других инсталляций i - mode в мире, представляет собой интегрированную систему по предоставлению и обслуживанию мобильного Интернета на сети GSM/GPRS. Она обладает широкими функциональными возможностями, позволяющими интегрированно управлять базой данных клиентов, провайдеров контента, услугами, биллингом, имеет ряд других функциональных возможностей, позволит в будущем добавить новые функции и услуги. С помощью этой системы абоненты МТС получат быстрый и легкий доступ к мультимедийному контенту и услугам, в том числе к электронной почте.
Кроме того, в рамках контракта будут поставляться два вида i - mode - терминалов: дорогой аппарат N411i с 1,3 - мегапиксельной камерой высокого разрешения и экраном с высокой разрешающей способностью, а также компактный аппарат среднего класса N343i, оснащенный обычной камерой и цветным дисплеем.
Абоненты i - mode получат постоянный доступ в Интернет через специальный портал, содержащий ссылки на разнообразный развлекательный и информационный контент. Каждому абоненту i - mode автоматически выделяется адрес электронной почты, предоставляющий возможность обмениваться сообщениями как с другими устройствами i - mode, так и с обычными портативными и настольными компьютерами.
К слову, совсем недавно NEC и МТС заключили контракт на поставку платформы для услуги Ring Back Melody, которая была представлена на стенде МТС и позволяет абонентам выбирать звуковые сигналы (мелодии, звуковые эффекты), заменяющие стандартные длинные гудки вызова. Следующий шаг – передача персональных MMS - сообщений вызывающему абоненту.
МТС первым среди российских операторов намерен запустить (по планам – в 4 - м квартале 2005 г.) популярный в мире сервис BlackBerry от компании Research In Motion (RIM, Канада) – беспроводной защищенный доступ к корпоративной электронной почте и БД. В 2004 г. число пользователей BlackBerry в мире выросло на 135% – до 2,5 млн человек (70 операторов в 30 странах). Ожидается, что членами «BlackBerry - клуба» в этом году станут еще 100 сотовых операторов.
Мобильный доступ BlackBerry основан на push - технологии, которая позволяет доставлять сообщения пользователю не по расписанию, а практически в момент их появления в корпоративной почтовой системе. С помощью BlackBerry корпоративные абоненты МТС смогут использовать одно устройство для общения по телефону, работы с электронной почтой, текстовыми сообщениями, календарем, ежедневником, интернет - браузером и информационными системами.
Признаться, не зря руководители «Системы Телеком» называют проект «Единая точка доступа» и его портал прототипом будущей информационной системы. Очевидно, что в задаче интеграции сервисов разных поставщиков, нивелирования различий в наборе услуг операторов не хватает новой структуры под названием «виртуальный оператор», которому и стоило бы концентрироваться на сервисе и работе с клиентом. Пока в стороне от общей сервисной среды остается МТС, хотя на поверхности – возможности объединения ее массовых услуг с высокими скоростями «Скайлинка». Здесь, пожалуй, больше недосказанности, чем недодуманности и недоделанности. Но объективная тенденция универсализации деятельности операторов, преимущества командной игры – налицо. Как налицо – постепенное стирание традиционного деления рынка на сектора по видам связи.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!