Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 4 2005 |
01 апреля 2005 |
Универсальные услуги International. Международные термины и модели
Из истории. Универсальные услуги и универсальное обслуживание не так давно появились в русской телекоммуникационной терминологии и еще позже закрепились в законодательстве (глава 8 ФЗ «О связи»: «Универсальные услуги связи»). И по этимологии, и по сути УО УУ – калька с международных терминов и опыта. Тем-то этот опыт и интересен.Авторство идеи всеобщего обслуживания принадлежит президенту AT&T Т. Вейлу и датируется 1910 г. Он писал, что телефонная система должна быть «всеобща, взаимозависима и взаимосообщающаяся», т. е. предоставлять возможность любому абоненту связаться с любым другим независимо от места жительства. Затем понятие «всеобщность» заменил термин «универсальность», а неотъемлемыми характеристиками услуги стали доступная цена, независимость от географии и гарантированное качество.
Говоря об универсальном обслуживании (universal service) часто пользуются терминами «универсальная услуга» и «универсальный доступ». Первый характеризует минимальный набор услуг с заданным качеством, доступный всем пользователям в соответствии с национальными условиями и по цене. Второй означает возможность установления соединения любым доступным способом (установление платных телефонов, создание общественных телефонных центров, пунктов коллективного пользования, общественных средств доступа в Интернет и др.).
Реализация УУ на мировом уровне столкнулась с проблемой «цифрового разрыва» – понятия, пришедшего в наш мир вместе с цифровой революцией. Этим термином характеризуют недоступность цифровых технологий в неразвитых регионах мира. Ликвидация «цифрового разрыва» производится в мире по-разному, что обусловлено страновыми различиями уровней социального и культурного развития.
Механизмы финансирования. Главное препятствие для организации УО в любом регионе мира – неэффективность инвестиций. Строительство сетей связи недешево, а предоставление услуг в местностях с малой плотностью населения, естественно, нерентабельно. Поэтому были выработаны специальные механизмы (или схемы) финансирования таких услуг: перекрестное субсидирование, сбор средств на покрытие дефицита доступа (ADC – Access Deficit Charge), фонды универсального обслуживания (USF – Universal Service Fund).
Хронологически первой стала схема перекрестного субсидирования, при которой тарифы на местную связь поддерживаются на низком уровне, а на дальнюю искусственно завышаются. Покрытие издержек предоставления УУ в этом случае идет за счет более рентабельных сервисов (дальней связи) доминирующего оператора.
По мере ужесточения конкуренции на рынке и его либерализации становилось ясно, что такой механизм финансирования малоэффективен. В качестве альтернативы была предложена схема субсидирования дефицита доступа ADC. В ней компенсация затрат распределена между всеми операторами, предоставляющими прибыльные услуги. Другими словами, субсидирование дефицитных услуг осуществляется за счет не только доминирующего оператора, но и всех участников рынка, получающих доход от собственных сервисов.
Сегодня более прозрачным признано целевое финансирование с помощью фондов универсальных услуг (USF), позволяющее распределять средства на конкурентной основе. По этой схеме источниками финансирования служат, в частности, ежегодные взносы операторов и разовые поступления от аукционов по распределению радиочастотного спектра. Главное требование к таким источникам – стабильный и прогнозируемый объем поступлений.
Телекоммуникационный сектор во всем мире развивается необычайно быстрыми темпами. Даже в тех регионах, где уже построены сети универсального доступа к одной услуге, встает вопрос о включении новых сервисов, таких как электронная почта, доступ в Интернет. А их реализация невозможна без модернизации существующей инфраструктуры СОП, увеличения пропускной способности каналов связи и т. д. Следовательно, нужны новые инвестиции. Очевидно, что следует ожидать дальнейшего совершенствования механизмов финансирования для экономически невыгодных, но социально значимых услуг.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!