Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 3 2005 |
М. Ю. ЛУЧИНКИН  | 01 марта 2005 |
Технопарки – ключ к социально-экономическому развитию регионов
Пять пилотных точек– Как и весь сектор ПО, технопарки в России организовывались самостийно и уже работают в Черноголовке, Зеленограде, Троицке, других городах…
– К разработке модели территориальных центров развития IT, или, как их еще называют, технопарков, Мининформсвязи приступило в середине прошлого года, т. е. раньше, чем идея их создания получила президентское «добро», озвученное в начале года в Новосибирске («Технопаркам быть!»). У нас на этом направлении и козыри, и шансы.
Технопарки – это точки средоточения финансового капитала и критической массы кадровых ресурсов в области разработки ПО. Они призваны решать задачи, ориентированные как на внешний, так и на внутренний рынок. В настоящее время в России действует уже несколько десятков технопарков, однако они развиваются бессистемно и разбросаны по всей стране. Зачастую у многих из них нет четкого представления, куда нужно двигаться и как получить заказы из-за рубежа. Соответственно, только некоторые из них имеют хорошую прибыль.
Сегодня мы ставим перед собой задачу отработать в нескольких регионах модель технопарков с учетом российской специфики, сосредоточив в них достаточное количество интеллектуальных ресурсов, привлечь в них финансовый капитал, опробовать экономические и законодательные схемы оказания господдержки российским производителям ПО. Планируется, что в качестве пилотных зон будут выбраны С. -Петербург, Нижегородская, Новосибирская и Московская (Дубна и Черноголовка) области.
– Почему только пять точек?
– Это пилотные проекты первого этапа. Выбор обусловлен наличием в данных регионах хорошо зарекомендовавших себя центров профессиональной подготовки, достаточно развитой инженерной и социальной инфраструктуры. Сегодня важно не распылять усилия и средства. В дальнейшем положительный опыт будет тиражирован.
– Что будут представлять собой технопарки?
– Под территориальными центрами IT мы понимаем некоторую зону с развитой инженерной, социальной инфраструктурой, на которой будут располагаться как российские, так и иностранные IT-компании. Количество рабочих мест будет варьироваться от 10 до 20 тыс. То есть, построив 5 технопарков, мы создадим до 100 тыс. новых рабочих мест.
И здесь важно предусмотреть шаги по привлечению русскоязычных программистов из стран ближнего зарубежья. На мой взгляд, они могут стать важным ресурсом развития отрасли. На отведенных под технопарки территориях будут строиться дома для сотрудников компаний. Ведь, если мы перевозим специалистов, например, из Ростова в Дубну, то должны обеспечить им достойные условия проживания. В создаваемых технопарках будут работать не только крупные IT-компании. Одна из задач этого проекта – дать толчок развитию малого IT-бизнеса в нашей стране. Приходя в технопарк, малые предприятия получают не только готовые рабочие места, но и, возможно, льготные условия для своей деятельности.
Договариваться надо на берегу
– Каковы ближайшие шаги по запуску проекта?
– Я бы назвал три главных направления нашей деятельности: законодательное, организационное и непосредственную работу с IT-рынком. Законодательная модель сейчас отрабатывается нами совместно с Минэкономразвития и Минфином. По поручению Президента России проект федерального закона об особых экономических зонах должен быть внесен в Госдуму в марте. Сегодня он проходит согласование, однако, скорее всего, потребует некоторой доработки, так как существующая редакция учитывает специфику IT-отрасли не в полной мере. Возможно, нам предстоит разработать и принять специальное законодательство для обеспечения эффективной деятельности и развития технопарков в стране. Кроме того, прорабатывается возможность введения упрощенной системы налогообложения для экспортно-ориентированных IT-компаний.
Второе направление – разработка государственной программы создания в Российской Федерации технопарков в сфере IT. Планируется, что программа будет внесена на рассмотрение правительства уже в середине текущего года. Одновременно мы начали активную работу с пилотными регионами. Нам важно, чтобы в ближайшее время на региональном уровне были приняты необходимые для запуска проекта нормативные акты, выделена территория под технопарки, разработаны бизнес-планы с учетом региональной специфики и проведены необходимые финансовые расчеты. В Новосибирской области, например, уже сформирован соответствующий экспертный совет. В ближайшее время будет создана рабочая группа в министерстве, в которую войдут и представители субъектов РФ.
И, наконец, третье направление – работа с рынком. Сегодня уже ведутся переговоры с российскими и зарубежными компаниями о перемещении их ресурсов в технопарки, которые будут созданы. Могу сказать, что некоторые из глобальных IT-компаний уже задумались о размещении своих центров в России. А это несколько миллиардов долларов инвестиций в ближайшие годы.
Так что очень скоро начнется работа в жестком временном режиме на четырех уровнях одновременно: федеральном, региональном, муниципальном и непосредственно с компаниями. Чтобы не получилось «как всегда», когда то, что утверждается на федеральном уровне, в регионах оказывается непригодным. Прежде чем пуститься в плавание, экипаж должен договориться на берегу.
– То есть налоговые преференции затронут только те компании, которые работают на экспорт?
– Пока мы говорим о том, что «налоговая упрощенка» , если ее введут, будет распространяться на экспортноориентированные IT-предприятия, подпадающие под определенные критерии. Одним из них может стать доля экспорта в выручке, которая будет установлена, видимо, в пределах 50 – 70%. Хотя, на мой взгляд, поддержка компаний, работающих на внутренний рынок, также должна оказываться государством. Но там существуют другие инструменты. И прежде всего меры должны быть направлены на стимулирование внутреннего спроса на IT-товары и услуги, в том числе за счет включения PR-инструментов.
– Программа создания IT-технопарков пока в проекте. Каковы ее цели и временные ориентиры?
– Если говорить о целях программы, то это, во-первых, развитие экспортного потенциала IT-отрасли. Во-вторых, увеличение ее доли в структуре ВВП до 5% и стимулирование развития экономики регионов. И, в-третьих, повышение инвестиционной привлекательности отрасли. Что касается временных ориентиров, то текущий год – подготовительные работы. 2006-й – начало строительства технопарков, создание управляющих организаций, ответственных за их эксплуатацию и развитие, организация фонда совместного инвестирования (западные венчурные фонды, российский капитал, государство в роли миноритарного инвестора), начало строительства ведущего технологического университета. 2007 г. – завершение строительства университета, размещение первых предприятий на территории технополисов. 2008 – 2010 гг. – окончание строительства и получение первой экономической отдачи от венчурных инвестиций, перевод территорий на полную самоокупаемость.
– Относительно концепции технопарков мнения полярны. Кто-то боится, не было бы хуже. Другие считают, что участь инициативы – паллиатив. Большинство же рассматривает проект как билет в разумное будущее…
– Тема пошла. Вопрос в том, как правильно управлять процессом и насколько люди готовы к активным переменам.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!