Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 2 2005 |
01 февраля 2005 |
Очевидное и вероятное
Договоримся ли о терминах?Термин «дальняя связь» связисты традиционно использовали в качестве синонима официального термина «междугородная и международная телефонная связь», имея в виду передачу голоса на дальние расстояния. Однако в последние годы, с появлением Интернета и активным развитием технологии передачи голосовой информации по каналам IP (VoIP), это понятие существенно расширилось. И если мы говорим о рынке дальней связи, то должны признать: в узком понимании он не появится до тех пор, пока «Ростелекому» официально принадлежит монополия на услуги междугородной и международной связи в России. В широком – он существует довольно давно, и это реальный рынок с реальной конкуренцией.
Вообще надо сказать, что терминологическими «неоднозначностями» довольно густо усеяно поле дальней связи. Так, ни в новом законе «О связи», ни в проекте «Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия» не дано определений магистральной сети связи, транспортной сети, транзитной сети. Последний официальный документ, наиболее полно отразивший телекоммуникационный глоссарий, – РД "Основные положения развития ВСС на период до 2005 г.", вышедший в 1996 г. В нем даны следующие определения:
- сеть транспортная – часть сети связи, охватывающая магистральные узлы, междугородные станции, а также соединяющие их каналы и узлы (национальные и международные);
- сеть первичная магистральная – часть первичной сети, обеспечивающая соединение между собой типовых каналов передачи и сетевых трактов разных внутризоновых первичных сетей на всей территории страны.
Де-юре и де-факто
За последние несколько лет в области дальней связи России сложилась двойственная ситуация. С одной стороны, рынок официально был монополизирован: только «Ростелеком» имел полноценную лицензию на оказание услуг международной и междугородной связи. При этом сложился круг операторов, которые имели лицензии на выделенные сети (в основном это столичные компании, созданные при участии иностранного капитала), а также достаточно большой слой операторов, получивших лицензии на предоставление телематических услуг, в том числе передачи речевой информации (VoIP). В результате при формальном признании монополии «Ростелекома» реально достаточно большой объем трафика уходил к операторам, которые под другими лицензиями фактически оказывали те же самые услуги, что и национальный оператор дальней связи. Более того, себестоимость трафика для этих операторов была ниже, чем себестоимость трафика «Ростелекома» и, соответственно, предлагаемые ими цены на услуги междугородной и международной связи были ниже тарифов «Ростелекома».
Тенденция эта набирала силу постепенно, но после 2000 г. достигла масштабов, не считаться с которыми стало уже невозможно. В этот период активно развивались крупные операторские структуры, часть их предоставляла услуги только конечным своим потребителям (выделенные сети), часть – через карты предварительной оплаты (крупные операторы IP-телефонии). Кроме того, быстро росло число новых операторов, желающих предоставлять услуги международной и междугородной связи по лицензиям на услуги телематики – с точки зрения обязательств перед регулирующими и контрольными органами барьер выхода на этот рынок был невысок (достаточно было получить лицензию, установить узел для услуг телематики, заключить договоры с IP-операторами – и можно начинать предоставлять услуги по картам предоплаты). Имеет ли право оператор телематики заключать договоры с международными телефонными операторами на услуги VoIP? Что не запрещено – то разрешено. При этом качество предоставляемых услуг далеко не всегда было хорошим. И поскольку долгое время сохранялись старые правила игры, ситуация требовала решения этой проблемы – приведения правил в соответствие с реалиями сегодняшнего дня: хотя формально «Ростелеком» является монополистом, но реально он, по разным оценкам, потерял уже около 50%рынка. Назрела необходимость установить такие правила, которые, во-первых, позволяют потребителю получить услугу связи нужного качества, а во-вторых, выбрать ту услугу того или иного оператора, которая совпадает с его потребительскими предпочтениями. Совсем недавно Мининформсвязи объявило об ускоренной демонополизации дальней связи: еще в июле – августе прошлого года назывались сравнительно отдаленные сроки (2007 г.), а уже в ноябре прозвучало, что демонополизация грядет в ближайшие месяцы.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!