Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
![]() |
Алексей ЖДАНОВ | 10 декабря 2018 |
Продолжатся ли слияния и поглощения на российском ТВ- и телеком-рынке?
«Телеспутник» проанализировал сделки по слияниям и поглощениям в телеком-отрасли, а также опросил экспертов и аналитиков. Похоже, что активность в сфере M&A идет на убыль.

Рынок мейджоров
Консолидация основных сегментов отрасли платного ТВ как тенденция — сама по себе не новость. К 2016 году, по данным Минкомсвязи, более 70% кабельного рынка РФ контролировали пять крупнейших игроков. Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин говорил тогда, что такая же ситуация наблюдается не только у кабельных операторов, но и у телевещателей, где также в руках нескольких основных игроков сосредоточен основной объем телевизионного вещания.
Согласно данным «ТМТ Консалтинг», по итогам третьего квартала 2018 года суммарная абонентская база пяти крупнейших операторов платного телевидения РФ («Триколора», «Ростелекома», «ЭР-Телекома», МТС и «Ориона») составила 32,54 млн клиентов. Их доля, исходя из общей абонбазы платного ТВ в России в 43,7 млн, достигла 75%.
Ситуация, при которой 70-75% абонбазы контролирует «большая пятерка», оценивалась регулятором как в целом позитивное для рынка явление. «На наш взгляд, консолидация отрасли платного ТВ — это позитивная тенденция», — говорил Алексей Волин в 2016 году. «Если мы говорим о повышении конкурентоспособности российских игроков и о вызовах, которые мы получаем со стороны глобальной медиаиндустрии, то совершенно понятно, что конкуренцию крупным зарубежным игрокам могут составить только крупные российские игроки», — объяснял замминистра позитивный аспект консолидации. По его мнению, именно борьба нескольких основных игроков рынка за потребителя приводит к серьезному снижению тарифов. В то же время замминистра отмечал, что у мелкого и среднего бизнеса при таком уровне концентрации отрасли остается своя ниша для выживания и развития, так как небольшие игроки более мобильны, более творчески, способны на неординарные находки и решения, которые необходимы для запуска специализированных продуктов и услуг, более клиентоориентированы и способны на создание «медиабутиков».
Консолидатор № 1
Главный ньюсмейкер последних лет в сфере M&A на рынке платного ТВ и телекома в целом — «ЭР-Телеком Холдинг» (торговая марка «Дом.ru»). В 2017 году компания заявляла о планах потратить на слияния и поглощения 8 млрд рублей.
Активность «ЭР-Телекома» на рынке M&A соответствует темпам роста его абонентской базы. Так, в отчетность компании за девять месяцев 2018 года включено приобретение 100% ООО «Компания Телемир», что позволило холдингу занять лидирующую позицию на рынке ШПД и платного ТВ в Липецке и Липецкой области. В апреле была завершена сделка по приобретению группы компаний «Брянские кабельные сети», в мае закрыта сделка по приобретению 100% группы компаний «Стрела Телеком», что, по информации «ЭР-Телекома», «позволило усилить позиции компании в трех регионах присутствия — Иркутской, Томской и Ульяновской области, а также расширить географию деятельности в B2C-сегменте в Хабаровском крае и республике Бурятия». Как итог — активная база B2C-абонентов на конец сентября 2018 года составила 6,95 млн клиентов, что на 15% больше, чем на конец сентября 2017 года. Из отчета «ТМТ Консалтинг» следует, что темпы роста абонбазы платного ТВ «ЭР-Телекома» даже выше, чем B2C-базы в целом: в третьем квартале первый показатель увеличился на 17,9%. Темпы роста в третьем квартале абонбазы «ЭР-Телекома», чью стратегию в регионах называют не иначе как агрессивной, почти в два раза превышают темпы второго по динамике роста оператора в «большой пятерке» — МТС (8,9% в июле-сентябре 2018 года по данным «ТМТ Консалтинг»). И это при том, что у МТС еще не закончился период бурного органического роста абонбазы спутникового ТВ с учетом эффекта низкой базы.
Все меньше консолидации
«В целом объем сделок на рынке платного ТВ РФ ежегодно падает, при том, что консолидация рынка — это общемировой тренд», — констатирует Дмитрий Колесов. Он объясняет особенность рынка России тем, что интересных для крупных игроков компаний все меньше, а их оценочная стоимость не растет.
В будущем объем сделок M&A будет снижаться из-за изменения парадигмы, соглашается с Дмитрием Колесовым руководитель портала Content Review Сергей Половников. «Ранее поглощали ради абонентской базы и инфраструктуры. Сейчас вектор меняется в сторону OTT — приставки могут работать на любой сети, в Smart TV приложение поставить не проблема. Смысла в покупке традиционных операторов больше нет», — поясняет он. Сергей Половников прогнозирует сохранение M&A-активности «ЭР-Телекома», но замечает, что кроме него «не видит игроков на этом поле».
Алексей Жданов, редактор направления, «Телеспутник»
Полный текст статьи опубликован на портале «Телеспутник »
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!