Рубрикатор |
Статьи |
Александра КРЫЛОВА  | 07 мая 2018 |
Два пути к телемедицине
Дистанционные медицинские консультации, проведение которых легализовано Федеральным законом от 29.07.2017 г. №242-ФЗ и регламентировано Приказом Минздрава России от 30.11.2017 №965н, сегодня активно продвигаются разработчиками и операторами сервисов таких медконсультаций. Как они внедряются в государственных медицинских организациях?
Двигаясь к общей цели – повышению качества и доступности медицинской помощи на всей территории нашей страны – частные клиники, разработчики и операторы телемедицинских сервисов и государственные медицинские учреждения решают с помощью организации дистанционных консультаций свои задачи. Первые заботятся о повышении лояльности имеющихся клиентов, вторые развивают свой основной бизнес -- продвигают в медицинские учреждения свои платформы для дистанционных медицинских консультаций, а также собственные сервисы, связывающие пациентов и врачей. Для государственных медицинских учреждений Федеральный Законом от 29.07.2017 г. №242-ФЗ, в который содержит поправки к Закону № 323 об основах здоровья граждан Российской Федерации, -- это шанс оптимизировать затраты, временные и финансовые, на оказание медицинских услуг находящимся под их наблюдением пациентам, обеспечивать оказание качественной помощи силами действующего персонала.О том, как внедряют телемедицинские технологии в Первом Санкт-Петербургском государственном медицинском университете им. акад.И.П. Павлова и НМЦХ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, их представители поделились с участниками 14-го Международного форума Medsoft-2018.
Дистанционное взаимодействие на базе МИС
В клинике ПСПбГМУ ежегодно проводится около 300 операций по трансплантации костного мозга, после которых пациенты должны пожизненно наблюдаться лечащим врачом. И возможность использовать для этого телемедицинские технологии, считают в университете, должна облегчить их взаимодействие и положительно сказаться на качестве медицинской помощи. Вот почему на повестке дня вуза стоит вопрос создания Центра телемедицинских консультаций.
На сегодняшний день, по словам Евгения Александровича Коробенкова, начальника управления информационно-технического обеспечения ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, решение, обеспечивающее применение телемедицинских технологий, находится в стадии бета-тестирования. Развернутое на платформе медицинской информационной системы qMS, оно поддерживает три вида дистанционного взаимодействия:
- личный кабинет для взаимодействия медучреждения и пациента;
- личный кабинет для консультаций в формате «врач—пациент»;
- личный кабинет для взаимодействия медицинской организации и врачей клиники.
Для общения медицинской организации с врачами и врачами разработа личный кабинет врача, который поддерживает обмен видеосообщениями, файлами, предоставление доступа к просмотру и редактированию документов.
Пока система дистанционного взаимодействия тестируется в отделении скорой помощи университета, где используется для телеконсультаций и телеконсилиумов с врачами-специалистами по поводу поступающих больных. Однако, по словам Е.А. Коробенкова, алгоритм подключения к ней новых пациентов уже понятен: «Человек приходит в клинику, подписывает информированное добровольное согласие, затем для постановки диагноза встречается с врачом, и только потом получает логин-пароль от личного кабинета для телемедицинских консультаций», - сказал он. Что касается пациентов, которые уже проходили лечение в клинике, то, поскольку им поставлен диагноз, их подключение к системе дистанционного медициского взаимодействия – дело ближайшего времени.
Интеграция ВКС и МИС
Чем выше в базе медицинских организаций доля больных из регионов, тем больше их заинтересованность в организации дистанционных консультаций их специалистов. Наглядный пример – НМЦХ им. Н.И. Пирогова Минздрава России. Примерно 60% всех его пациентов (а в этом крупнейшем многопрофильном лечебном, научном и учебном учреждении ежегодно проводится 25 тыс. оперативных вмешательство и свыше 450 тыс. амбулаторных посещений) приезжают в Пироговский Центр из регионов России.
«Мы рассчитываем с помощью телемедицинских технологий решить целый ряд проблем, -- пояснил Михаил Николаевич Замятин, заместитель генерального директора Пироговского Центра по лечебным и научно образовательным вопросам. – Во-первых, улучшить качество отбора пациентов. Во-вторых, помочь им подготовиться к госпитализации и к операции, в-третьих, облегчить подготовку нашим специалистам и, наконец, в-четвертых, обеспечить преемственность лечения пациентов после выписки из стационара, а для их отдельных категорий необходимую медицинскую реабилитацию».
При создании концепции телемедицинских услуг в Пироговском Центре принципиально важно было построить систему, отвечающую требованиям Федерального Закона от 29.07.2017 г. №242-ФЗ, а также ключевого подзаконного акта – Приказа Минздрава России от 30.11.2017 №965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий».
В Пироговском Центре для телемедицинских консультаций было решено применить систему видеконференцсвязи, которая была выбрана после апробации нескольких продуктов разных поставщиков. Для интеграции ВКС с медицинской информационной системой НМЦХ им. Н.И. Пирогова потребовалась доработка МИС.
Пока система дистанционного взаимодействия тестируется в отделении скорой помощи университета, где используется для телеконсультаций и телеконсилиумов с врачами-специалистами по поводу поступающих больных. Однако, по словам Е.А. Коробенкова, алгоритм подключения к ней новых пациентов уже понятен: «Человек приходит в клинику, подписывает информированное добровольное согласие, затем для постановки диагноза встречается с врачом, и только потом получает логин-пароль от личного кабинета для телемедицинских консультаций», - сказал он. Что касается пациентов, которые уже проходили лечение в клинике, то, поскольку им поставлен диагноз, их подключение к системе дистанционного медициского взаимодействия – дело ближайшего времени.
Интеграция ВКС и МИС
Чем выше в базе медицинских организаций доля больных из регионов, тем больше их заинтересованность в организации дистанционных консультаций их специалистов. Наглядный пример – НМЦХ им. Н.И. Пирогова Минздрава России. Примерно 60% всех его пациентов (а в этом крупнейшем многопрофильном лечебном, научном и учебном учреждении ежегодно проводится 25 тыс. оперативных вмешательство и свыше 450 тыс. амбулаторных посещений) приезжают в Пироговский Центр из регионов России.
«Мы рассчитываем с помощью телемедицинских технологий решить целый ряд проблем, -- пояснил Михаил Николаевич Замятин, заместитель генерального директора Пироговского Центра по лечебным и научно образовательным вопросам. – Во-первых, улучшить качество отбора пациентов. Во-вторых, помочь им подготовиться к госпитализации и к операции, в-третьих, облегчить подготовку нашим специалистам и, наконец, в-четвертых, обеспечить преемственность лечения пациентов после выписки из стационара, а для их отдельных категорий необходимую медицинскую реабилитацию».
При создании концепции телемедицинских услуг в Пироговском Центре принципиально важно было построить систему, отвечающую требованиям Федерального Закона от 29.07.2017 г. №242-ФЗ, а также ключевого подзаконного акта – Приказа Минздрава России от 30.11.2017 №965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий».
В Пироговском Центре для телемедицинских консультаций было решено применить систему видеконференцсвязи, которая была выбрана после апробации нескольких продуктов разных поставщиков. Для интеграции ВКС с медицинской информационной системой НМЦХ им. Н.И. Пирогова потребовалась доработка МИС.
Основной площадкой для дистанционного общения пациентов с врачом здесь также является Личный кабинет, в котором предусмотрены как информационные сервисы, так телемедицинские консультации. Однако вступать в дистанционное взаимодействие с врачом могут только те пациенты, которые очно подписали информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство с применением телемедицинских технологий, а также согласие на пересылку его персональной информации по открытым каналам связи, являются пользователями портала госуслуг и имеют усиленную квалифицированную электронную подпись. Таким пациентам в Пироговском Центре предлагается заключить договор о дистанционном обслуживании. После подписания договора пациентам выделяются атрибуты в МИС, после чего они могут пользоваться телемедициной.
Для получения дистанционной медицинской консультации пациент должен в своем личном кабинете нажать на кнопку «Войти через ЕСИА». После процедуры идентификации и аутентификации он как авторизованный пользователь может готовиться к сеансу видеоконференсвязи с доктором – заполнять анкету, загружать туда имеющиеся у него результаты обследований в других медорганизациях, снимки и другие файлы.
Свой личный кабинет есть и у врача, который входит в него также через Единую систему идентификации и аутентификации. Главной задачей, которую ставило руководство Пироговского Центра перед его разработчиками, сделать так, чтобы интерфейс Личного кабинета врача не отличался от того, с которым он (врач) уже привык работать в МИС. Однако один новый компонент в нем все-таки есть – это кнопка «Телемедицина». Кстати, точно такая же предусмотрена и в Личном кабинете пациента.
Нажав на нее, оба участника дистанционного взаимодействия запускают сеанс видеоконференцсвязи, мультимедийные файлы которой записываются на сервере ВКС. При этом, благодаря наличию в составе автоматизированного рабочего места для телемедицинских консультаций двух мониторов, врач может совмещать общение с пациентом с просмотром его данных в МИС и с документированием результатов консультации, а также готовить заключение для больного на основании ее данных. Затем этот документ заверяется усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью и становится доступным пациенту в его личном кабинете.
Практика построения телемедицинских консультаций в соответствии с нормами законодательства в НМЦХ им. Н.И. Пирогова Минздрава России выявила ряд «проблемных» зон в этой области. В качестве их примеров М. Н. Замятин привел неизбежность существенных затрат на приобретение усиленных квалифицированных электронных подписей и сопутствующего программного обеспечения для большого количества специалистов, которые работают в МИС и потенциально могут проводить телемедицинские консультации. Еще один вопросы вызывает требование хранить сопутствующие дистанционным консультациям материалы в течение года, для реализации которого потребуется существенное увеличение объемов хранилищ, ведь аудио-и видеофайл с записью одной телемедицинской консультации занимает сотни мегабайт, а ведь со временем таких записей может быть тысяча.
На сегодняшний день в Пироговском Центре телемедицинские технологии применяются в формате «врач—врач» при отборе пациентов на операцию, в режиме «врач—пациент» при дистанционной реабилитации пациентов после операций, для дистанционного общения медицинских работников между собой в целях вынесения заключений по результатам диагностических исследований.
Подводя черту
Словом, несмотря на ряд открытых вопросов, разрабатывать и внедрять сервисы дистанционных медицинских консультаций в соответствии с их требованиями возможно, правда, преимущественно в крупных медицинских организациях, имеющих собственные ИТ-подразделения. Как быть лечебным учреждениям поменьше и победнее? Вступать в сотрудничество с разработчиками сервисов Личного кабинета пациента и платформ для организации дистанционных медицинских консультаций, которые предлагают лечебным учреждениям свои разработки по модели white lable и/или как облачное решение.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!