Рубрикатор |
Статьи |
24 ноября 2015 |
М.ПЛИСС:Проблемы телемедицины не технические, а юридические
У российской телемедицины история в несколько десятилетий. Долгое время это были штучные решения и проекты, пусть и высокого технического уровня. Чтобы телемедицина стала массовой, нужен интерес со стороны государства.
Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №9-10`2015, «Телемедицина и mHealth: кроссворд информатизации». Часть I.
? «ИКС»: Что изменилось в сфере телемедицины за прошедший год?
Юрий КУЗНЕЦОВ, начальник отдела ИТ, ГБУЗ СО «СОКБ № 1», г. Екатеринбург: Телемедицина начала занимать свое место в здравоохранении. Например, в Свердловской области включение услуги телемедицинских консультаций в региональную систему ОМС приносит свои плоды – значительно увеличилось количество таких консультаций за счет того, что источником оплаты является территориальный орган ОМС. Услуга стала столь же рутинной, как и очное посещение врача.
Александр АНТИПОВ, руководитель направления цифрового здравоохранения, ГК «ФОРС»: Принята Стратегия развития здравоохранения РФ на период до 2030 г., в которой отдельной строкой прописан дистанционный мониторинг здоровья населения. Кроме того, появились слои населения, заинтересованные в телемедицинских услугах, и медучреждения, которые хотели бы за счет таких услуг сохранить лояльность существующих пациентов и привлекать новых. Заинтересованной стороной также стали производители медицинских приборов и ИТ-компании, выпускающие новые программные и аппаратные продукты для «медицины на дому». Минздрав оказывает поддержку таким проектам и вводит телемедицинские услуги в зону правового поля.
Артём АВЕДЬЯН, руководитель департамента медицинских информационных систем, GE Healthcare Russia & CIS: За последний год появились региональные проекты интеграции ранее установленного диагностического оборудования и организации центров экспертизы, проводящих телерадиологические консультации. К новым трендам можно отнести облачные решения для предоставления сервисов PACS врачам и пациентам. Произошли также сдвиги в восприятии самого термина «телемедицина». Раньше под ним подразумевалось дистанционное консультирование с применением ВКС, но сейчас большинство потенциальных потребителей понимает, что помимо видео необходимо транслировать изображения диагностического качества.
Дмитрий КУРАПЕЕВ, генеральный директор, Ruhealth: Каких-то существенных прорывных проектов я для себя не отметил. Наверное, их и не стоит ждать, так как в целом текущие тренды понятны и исходят они, к сожалению, как правило, из-за рубежа, а российские стартапы более или менее успешно пытаются их копировать. Главный прорыв произойдет тогда, когда та или иная команда продемонстрирует успешно работающую бизнес модель с кратным увеличение продаж хотя бы в краткосрочной перспективе. Какая при этом будет использоваться технология не столь важно.
Правда, на все более высоком уровне в последнее время стали говорить о нормативно-правовом обеспечении телемедицины. В частности, с одной из самых значимых в этом году инициатив по вопросу регулирования персонифицированной телемедицины (врач-пациент) выступили ИРИ (Институт развития интернета) и ФРИИ (Фонд развития интернет-инициатив). Минздрав также предпринимает определенные законодательные инициативы в этом направлении, в том числе совместно с Минкомсвязи, но пока говорить о каких-то даже приблизительных сроках выхода принципиально новых нормативных документов по данному вопросу не приходится. На мой взгляд, самой главной движущей силой этого направления является сам пациент и генерируемый им спрос. Все чаще и чаще пациенты задают вопросы о возможности получения медицинской помощи (медицинского сопровождения) удаленно, а, значит, так или иначе этот спрос будет удовлетворяться.
Борис ЗИНГЕРМАН, заведующий отделом ИТ Гематологического научного центра МЗ РФ, руководитель проекта Мед@рхив: Начиная с конца 2014 года, вновь обозначился достаточно острый интерес к телемедицине со стороны Минздрава РФ. По этой теме было проведено 2 заседания Экспертного совета Минздрава по ИКТ. Минздрав создал специальную рабочую группу экспертов по телемедицине. Специальные слушания по данной теме провела Ассоциация развития медицинских информационных технологий (АРМИТ). В сегменте законодательного регулирования телемедицины появились две новых движущих силы. Первая – это ФРИИ (Фонд развития интернет инициатив). Результатом его деятельности стало поручение Президента РФ от 19 мая 2015 года: «Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть предложения Фонда развития интернет-инициатив о внедрении стандартов дистанционного консультирования граждан по вопросам оказания медицинской помощи, предусмотрев оплату указанных услуг за счёт средств обязательного медицинского страхования». И хотя срок исполнения поручения был 1 июля 2015, широкой общественности пока ничего не известно о реакции Минздрава, АСИ и регионов. Зато «узкой общественности» известно, что ФРИИ, силами своего юридического департамента, подготовил проект изменений в основополагающий закон ФЗ № 323 «Об охране здоровья в РФ» именно в части, легализующей телемедицину, в том числе и, частично, mHealth. Этот законопроект уже обсуждался в рабочей группе Совета Федерации. Перспективы его дальнейшего продвижения пока не ясны.
С другим интересным начинанием выступила межведомственная рабочая группа «Научное обеспечение качества жизни» Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. В ее докладе Президентскому совету (в июле) возникла новая интересная тема «здоровьесберегающих» технологий, которые могут дополнить невероятно зарегулированные (и, вероятно, справедливо зарегулированные) медицинские технологии. К числу «здоровьесберегающих» предлагается отнести и многие из mHealth-технологий, с тем чтобы обеспечить их более быстрый путь на рынок и в руки граждан, что, в свою очередь, повысит вовлеченность людей в заботу о собственном здоровье.
Владимир ДУБИНКИН, начальник отдела сетевых решений, IBS: В прошедшем году организации системы здравоохранения и работающих с ними интеграторов больше волновали другие вопросы: последствия реформы здравоохранения, секвестирование бюджетов, общая ситуация в экономике. Поэтому заметных изменений в области телемедицины или знаковых проектов не появилось.
? «ИКС»: Как вы оценили бы современное состояние телемедицины в России?
Дмитрий КУРАПЕЕВ: Хочется верить, что мы находимся на этапе сосредоточения сил, средств, организационных и технологических ресурсов перед бумом. Технологических препятствий никаких нет или они не столь существенны и с легкостью будут преодолены по опыту использования ИТ-технологий в других сферах, а аналогий очень много. Как только появится нормативная база рынок ответит взрывным ростом.
Владимир ДУБИНКИН: Современное состояние телемедицины в России я бы определил как застой. Это связано с тем, что развитию данного направления препятствуют системные факторы, а не временные трудности. В первую очередь это фактическое отсутствие законодательной поддержки практики удаленной диагностики, низкая степень информатизации врачебной деятельности, отсутствие эффективных экономических моделей деятельности, основанной на телемедицинских консультациях. Как следствие этого, отсутствует мотивация, как у врачей, так и у чиновников от здравоохранения к широкому внедрению и использованию телемедицины. Впрочем, и в мире телемедицина скорее является лишь одним из инструментов врача, а не панацеей, решающей проблемы системы здравоохранения на уровне государств.
Михаил ПРЕПЕЛИЦКИЙ, директор, ONETRAK: Телемедицинские проекты в Западной Европе и Северной Америке стартовали значительно раньше, чем в России. Поэтому если у нас эта отрасль только оформляется, то там она переживает бурный рост. Нормативно-правовая база для развития телемедицины в России еще не развита. Несмотря на то, что реализация программы «Здоровье» входит в четверку приоритетных проектов государства, более-менее ощутимого прогресса добиться пока не удалось. Созданием в нашей стране телемедицинских центров занимаются как отечественные, так и иностранные компании. Например, в Ненецком автономном округе в рамках региональной программы развития медицины развитием ТМЦ занимаются норвежцы. Проекты по созданию центров есть и в портфеле у многих крупных отечественных интеграторов.
Юрий КУЗНЕЦОВ: Можно сказать, что телемедицина начала занимать свое место в здравоохранении. Большие надежды возлагались на программу модернизации здравоохранения в части автоматизации, но на практике пока мы видим «незрелые» информационные системы, которые, как мы надеемся, в ближайшем будущем смогут стать стержнем mHealth и телемедицины. Начало этому процессу уже положено.
Александр АНТИПОВ: Есть ощущение накопления критической массы, что позволяет рассчитывать на всплеск коммерческих и бюджетных проектов в течение 1-3 лет. Технологии уже опробованы, основной задачей сейчас является повышение экономической эффективности деятельности центров оказания телемедицинских услуг, их окупаемость и выбор правильной экономической бизнес-модели.
Михаил ЗАКАТОВ, эксперт практики медицинских проектов, AT Consulting: Я бы охарактеризовал это состояние как застой. В отдельных регионах появляются отдельные решения, но так как никаких изменений в нормативно-правовом и технологическом обеспечении не произошло, телемедицина по-прежнему остается в экспериментально-застойном поле.
Михаил ПЛИСС, IT-консультант, Philips "Здравоохранение" в России и СНГ: Телемедицина в России пока не выстроилась как медицинская услуга. В сфере организации телемедицинской помощи мы отстаем от Запада лет на 20. И проблемы здесь не технологические, а финансовые и юридические. У нас потенциально все есть: оборудования для телемедицины накуплено везде и много, интернет-каналы и мобильная связь для mHealth дешевеют, несмотря на кризис. Но нет никакой юридической базы, за телемедицинские услуги никто никому не платит, поэтому они и не развиваются. После красивой презентации нового телемедицинского центра он очень часто перестает использоваться и умирает. На мой взгляд, решить эту проблему просто: выпустить письмо Минздрава, где телемедицинская услуга будет приравнена к медицинской услуге. Некоторые считают, что нужно провести через Госдуму поправки в три федеральных закона (№ 326, 323 и 383), но это займет два-три года и будет уже не актуальным.
Подготовила Евгения ВОЛЫНКИНА
Читайте также:
Искусственный интеллект в здравоохранении: от анализа медицинских снимков к расшифровке СЭМД
Сотрудничество врачей и инженеров поможет человечеству бороться с болезнями
ИТ в медицине: от информатизации к цифровой трансформации
Интеграция, киберустойчивость и телемедицина – слагаемые медицины будущего